Реклама и ребёнок: взрослые проблемы
Реклама и ребёнок: взрослые проблемы
Почти вся современная реклама – самый обыкновенный обман, принуждающий нас покупать ненужные товары. И сегодня это море обмана направлено на наших детей, которые верят взрослым, заставляющим их портить жизнь себе и родителям...
Реклама и ребёнок: взрослые проблемы
Кандидат педагогических наук А.А.Левицкая, Таганрогский институт управления и экономики
Маркетинг, ориентированный на детей, – не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. По подсчётам аналитиков, общий объём российского рынка детских товаров и услуг колеблется от 4 до 7 миллиардов долларов. По мнению многих исследователей, современные дети стали самой лакомой аудиторией для маркетологов, потому что они приобрели большую покупательскую способность, а также большее влияние на своих родителей, по сравнению с предыдущим поколением. Третья причина, по которой рекламодатели обращают пристальное внимание на детей, очевидна: с будущими взрослыми покупателями надо работать уже сегодня.
Как реклама воздействует на психику детей? Какова специфика рекламы товаров, нацеленной на детей? Достаточно ли мер государственного регулирования рекламы, или необходимо саморегулирование в отрасли? Можно ли защитить детей от рекламы? Эти и другие вопросы продолжают оставаться на повестке дня. Некоторые возможные ответы вы найдёте в этой статье.
Будущий покупатель сегодня
Ребёнок, говоря рекламным языком, – это потребитель «три в одном»: он тратит свои карманные деньги, влияет на покупки родителей, а в будущей взрослой жизни потратит уже заработанные деньги на любимые бренды. Например, только в США дети до 12 лет тратят в среднем 50 миллиардов долларов в год, подростки – в 3 раза больше, кроме того, дети побуждают родителей приобретать товары почти на 600 миллиардов долларов.
Исследование американского Национального института семьи и массмедиа показало, что в среднем американский ребёнок видит 40 тысяч рекламных роликов в год, а трёхлетние дети уже узнают логотипы брендов. Существуют специализированные агентства детского маркетинга (одно из первых на постсоветском пространстве – агентство «Кидс Маркет Консалтинг» на Украине). Они проводят опросы детей в возрасте от 4 до 18 лет для скрупулёзного изучения их образа жизни и потребительского поведения, привлекая специалистов в области психологии, педагогики и медицины. В одном из последних опросов исследователи выяснили, например, что половина детей (48%) имеют у себя в комнате свой телевизор и могут смотреть те ТВ-каналы и передачи, которые хотят. Информацию о новых продуктах, рекламных акциях, премьерах фильмов и мультфильмов дети предпочитают получать из рекламы по телевизору (84%).
Вот, что думают маркетологи, работающие на детскую аудиторию до 14 лет (которая, между прочим, составляет пятую часть населения России), о своих потенциальных потребителях:
– современные дети – это поколение «здесь и сейчас», они интерактивны и нетерпеливы (моментальная связь с помощью SMS, телефона, ICQ, чата, электронной почты; быстрая еда; высокая динамика кинофильмов и музыкальных клипов);
– товары играют важную роль в общении со сверстниками, будь то компьютерная игра, сайт для скачивания музыки или новая «фишка» на рынке игрушек – обладание товаром становится ключом к признанию и популярности;
– дети предпочитают те товары, кампания по продвижению которых задействует как можно больше органов чувств – чтобы стать популярным, герой комикса должен появиться в фильме, мультсериале, игре и на прилавке с игрушками.
А вот, что думают родители, педагоги и психологи по поводу рекламы, адресованной детям и использующей образы детей (это далеко не полный список претензий):
– реклама заставляет детей желать вещи, которые не могут себе позволить их родители, тем самым провоцируя комплекс неполноценности;
– под влиянием рекламы ребёнок выклянчивает желанную вещь у родителей;
– реклама сладких газированных напитков и других продуктов фастфуда с повышенным содержанием сахара, соли и жиров развивает привычку к нездоровому питанию;
– иногда в рекламе детские персонажи показаны в небезопасных ситуациях или совершают опасные действия, которые дети могут имитировать в жизни. Некоторые ролики откровенно иллюстрируют «вредные советы». Например, предприимчивый мальчишка приближается к гриппующему другу и просит чихнуть на него, чтобы заболеть и не пойти на контрольную (реклама противовирусного препарата, который давала ему заботливая мама. В результате герою ролика так и не удаётся подхватить грипп). И, несмотря на надписи «Не повторять» или, как в другом ролике, – «Трюк выполнен профессионалами», реклама уже сделала своё дело, и обязательно найдутся ребята, которые попробуют проделать то же самое в жизни.
Нынешние дети совсем не те, что были прежде. Если раньше на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» дети отвечали «врачом», «космонавтом», «учёным», то сейчас один из наиболее распространённых вариантов – «хочу, когда вырасту, зарабатывать много денег». Многие учителя и детские психологи полагают, что одна из причин эпидемии материалистических ценностей среди детей – реклама. Они обеспокоены воздействием рекламы на развитие самооценки и формирование ценностей ребёнка, которые в итоге порождают чувство неудовлетворённости или, напротив, нарциссизм.
Тем не менее, сваливать всю вину на рекламу по меньшей мере, близоруко. В западных странах часто утверждают, что детей с лишним весом становится больше из-за рекламы. Но ведь существуют и другие факторы, провоцирующие ожирение. Статистика показывает, что проблема лишнего веса в большей степени затрагивает семьи с низким уровнем дохода, в которых родители не могут покупать качественные, но дорогие продукты питания, и у которых нет свободного времени для приготовления еды дома. Другие причины – сокращение школьной программы физической культуры, несбалансированное питание в школе... Поэтому, говоря о рекламе и детях, нельзя абстрагироваться от социального контекста. Обвиняя во всех бедах рекламу, мы отвлекаем внимание от более значимых причин.
Как это работает?
Какие составляющие рекламы наиболее привлекательны для детей? Конечно, это мультипликационные герои, всякие зверушки, юмор, музыка, песенка и дети в качестве персонажей. Что касается сюжета, то в большинстве произведений массовой медиакультуры прослеживаются отголоски библейских мотивов, древнегреческих мифов, сказок о Золушке, Красной Шапочке, Змее Горыныче, Синей Бороде, Али Бабе и сорока разбойниках и т.п. Безусловно, аудитория (например, школьная) может не замечать этого, но всё равно будет неосознанно тянуться к сказочности, фантастическому действию, мифологическим героям. Так и в рекламных сюжетах. Мама, которая так часто моет посуду, что ей не нашлось места на детском рисунке (Золушка), из посудомойки превращается в Женщину, весело проводит досуг с мужем и ребёнком (едет на бал), а волшебный Мистер (Джинн) приходит на помощь и отмывает всю грязь (исполняет любые желания хозяина лампы).
Как отмечают психологи, из всех методов психологического воздействия рекламы на детей наибольшее влияние оказывают методы заражения, подражания и внушения.
Внушение (суггестия) – это прямое воздействие одного человека на другого (или группу людей), оно основано на некритичном восприятии информации, которая подаётся неаргументированно, бездоказательно, повторяется несколько раз. Внушение, как правило, носит вербальный характер. Этот метод работает, поскольку цельная личность ребёнка ещё не сформировалась. Дети младшего возраста воспринимают рекламу буквально и эмоционально, доверяют брендам.
Механизм подражания эффективен, благодаря желанию ребёнка быть похожим на популярную, авторитетную для него личность, например супергероя, «крутого» парня либо девчонку чуть старше себя. У детей подражание играет важную роль в становлении речи, но не только. Развитие мотивации детей также проходит от подражания к сознательной постановке цели. Ребёнок как бы присваивает различные модели поведения, ценности и мировоззрение взрослых.
Для подростков интерес к знаменитостям – одна из форм социализации и самоутверждения. Звёзды кино и музыкальной индустрии превратились в рекламоносителей: то, что они едят, пьют и носят, становится модным среди молодёжи. На этом психологическом приеме воздействия основана технология product placement (размещение товара) – упоминание, показ или использование персонажами товара определённой марки в фильме, телесериале, передаче, игре и любых других медиатекстах. Например, куклы, в которые играет Пуговка из сериала «Папины дочки», витамины, которыми бабушка угощает внучек, шампунь, которым пользуются «дочки», – всё это исподволь формирует потребительские предпочтения юных зрительниц.
Механизм заражения – зритель бессознательно перенимает образец поведения, или информационный посыл особенно воздействует на старших подростков, поэтому его часто используют при проведении массовых развлекательных мероприятий. Эффект заражения также проявляется в совершении незапланированных покупок в условиях очередей. Психологи бьют тревогу, потому что дети, в отличие от взрослых, ещё не могут противопоставлять воздействию собственные установки.
Реклама – везде!
Какие средства массовой коммуникации и другие каналы используются для рекламы, нацеленной на детскую и подростковую аудиторию?
В первую очередь это телевидение. По данным «Гэллап Медиа», ведущей исследовательской компании в области СМИ и рекламы, в России телевизор смотрят около 4 миллионов детей в возрасте 8-14 лет. В среднем – два с половиной часа в день. Доля детскоюношеских передач (не включая кинофильмы и анимацию) на российском телевидении составляет около 1%, вместо установленного российским законодательством минимума в 7-10% от общего эфирного времени канала. С января 2008 года длительность рекламы не может превышать девяти минут в час (ранее – 13 минут). Таким образом, в день ребёнок видит около 20 минут телевизионной рекламы.
Кроме телевизионных роликов, реклама обращается к школьникам и подросткам через детские журналы, через щиты, плакаты, растяжки и вывески на улицах, через продакт плейсмент и игрушки в виде любимых персонажей, через изображения персонажей на продовольственных и промышленных товарах, через рекламу в школе (компании спонсируют определённые программы, мероприятия, праздники, распространяют сувенирную продукцию). Наконец, через социальные сети и виртуальные клубы – детям нравится чувствовать свою принадлежность к определённому кругу.
Сегодня Интернет – самый динамично развивающийся плацдарм рекламы. В России домашним Интернетом пользуются почти 4 миллиона детей в возрасте 8-14 лет, то есть около 40% всех школьников. Интернет-маркетинг делает детей наиболее уязвимыми. Заполняя онлайн-анкеты, дети могут раскрыть информацию личного характера, тем самым, давая возможность маркетологам индивидуально подбирать рекламу для конкретного ребёнка. Более того, Интернет-реклама мимикрирует под развлекательное содержание сайта таким образом, что ребёнок младшего возраста зачастую не может её распознать. Жанр игры позволяет разработчикам придумывать массу интересных ходов для размещения рекламы…
Наглядные примеры того, как рекламодатели «внедряют» рекламу своих товаров и услуг в содержание медиапродукции для детей, подобно секретным агентам, не призывая напрямую к покупке, можно увидеть и в детских печатных изданиях: задание «найди 10 отличий между двумя картинками» рекламирует детскую косметику, рецепт приготовления мороженого – творожки. Рекламисты также делают ставку на страсть детей к коллекционированию. Но если их родители собирали в детстве календарики, марки или монеты, то теперь дети коллекционируют серии игрушек, а также наклейки, карточки, медальоны и прочие «приманки» из ежемесячных детских журналов, которые покупают исключительно ради новых коллекционных экземпляров.
Когда всё это началось?
Когда же начался этот «беби-маркет бум»? Пионером в области маркетинга для детей можно назвать компанию Уолта Диснея. В 1929 году, всего несколько лет спустя после начала анимационного кинопроизводства, Дисней запустил интенсивную кампанию по лицензированию сопутствующей продукции. Можно было купить футболку, зубную щётку, тарелку, часы с портретом Микки-Мауса. Так реклама мультипликационных фильмов проникала в каждый дом, и, наоборот, мультфильмы стимулировали продажи фирменной продукции.
Ещё один вклад корпорации «Дисней» в развитие мирового маркетинга – именно она разрушила строгую сезонную зависимость спроса на игрушки. Если прежде американские родители покупали своим детям игрушки в основном к Рождеству, то с приходом на рынок Диснея, объёмы несезонных покупок значительно увеличились.
Одно из самых ярких творений маркетологов детской продукции двадцатого века – кукла Барби. В 1958 году она стала первой куклой в образе утрированно «совершенной» взрослой женщины и позволила даже самым маленьким девочкам разыгрывать сюжеты из взрослой жизни. Барби создана для того, чтобы покупать одежду, носить украшения и делать макияж. При этом продажи аксессуаров для Барби приносили больше дохода, чем сами куклы: если в середине шестидесятых годов кукла стоила около 3 долларов, то полная коллекция её гардероба, которую нужно было регулярно обновлять, обходилась родителям более чем в 130 долларов!
Рестораны фастфуда («Макдоналдс», «Бургер Кинг» и др.) давно использовали призы и бонусы для привлечения покупателей. Однако ставку на игрушки начали делать только в конце восьмидесятых годов. Маркетинговые отделы поняли, что большая часть продаж происходит благодаря детям: это они диктуют родителям, куда заехать перекусить, а на их выбор, в свою очередь, влияет приз, который обещает та или иная сеть. Один из самых эффективных способов привлечь детскую аудиторию – положить в упаковку с товаром игрушку, изображающую персонажа популярного художественного или анимационного фильма.
Насколько велико влияние рекламы?
Сегодня нет устоявшейся научной школы по изучению влияния рекламы на детей, не хватает прочной базы масштабных, длительных исследований в этой области, причём не только в России, но и в других странах, где реклама появилась гораздо раньше. Однако отдельные исследования, разумеется, проводились. Так, в 2003 году исследователи из Института человека Российской Академии Наук Н.Н. Авдеева и Н.А.Фоминых предприняли экспериментальное исследование, чтобы выяснить, как дети разного возраста воспринимают телевизионную рекламу, и как она влияет на поведение юного зрителя. В исследовании принимали участие дети шести-восьми лет и их родители, а также шестиклассники и учащиеся выпускных классов.
Оказалось, что критическое отношение к телевизионной рекламной продукции формируется у детей с возрастом. В группе старшего дошкольного возраста больше половины детей положительно относятся к рекламе, любят её смотреть, доверяют ей. В младшем школьном возрасте таких детей уже меньше (примерно 38%), среди детей 11-12 лет – только 18%, а большинству старших подростков реклама не нравится…
Есть у нас и реклама, специально ориентированная на «младших» подростков, детей 8-12 лет, у которых только начинает развиваться ощущение идентичности и собственного образа. Маркетологи провоцируют эту возрастную группу к более быстрому взрослению. Проведённые опросы говорят о том, что одиннадцатилетние дети уже не считают себя детьми. Демонстрируя отношение к младшим подросткам как к независимым, зрелым покупателям, маркетологи сумели отодвинуть контролирующие силы (то есть родителей) на задний план.
В результате ребёнок остаётся один на один с рекламными сообщениями, тиражирующими стереотипные представления об идеальном телосложении, сексуальности, межличностных отношениях. Производители товаров эксплуатируют извечную подростковую неуверенность в себе, заставляя их верить, что для того, чтобы стать «крутым», нужно купить их товар.
Как защититься от рекламы?
Нуждаются ли дети в специальной защите от рекламного воздействия? Если да, то, что эффективнее – запреты или рекомендации? Американские педиатры советуют родителям ограничить детей в просмотре телевизионных программ (а значит, и рекламы) до двух часов в день. А например, в Швеции и Норвегии запрещена реклама, нацеленная на детей младше 12 лет, в Греции – телевизионная реклама игрушек с семи утра до десяти вечера…
Однако, как известно, любая социальная проблема не может быть решена с помощью только одного законодательства. Да и в условиях рыночной экономик