ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ДОМАШНИЕ РОДЫ
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ДОМАШНИЕ РОДЫ
Обращение к медперсоналу и всем будущим родителям
Сразу хочу сказать: я ни в коей мере не против медицины больничной (назовём её так, поскольку слова «традиционная» или «официальная» здесь, на мой взгляд, не совсем подходят). Есть люди, кому просто не выжить без «доктора в халате с лекарством приятным» - это их выбор, выбор тех людей, кто каждый раз, столкнувшись с проблемой внутри себя, решает стать пациентом и ищет помощи вне себя. Я сама – пусть это покажется претенциозным - собственную беспомощность переросла.
…Испуганной девочкой я была в 19 лет, когда, забеременев практически сразу после свадьбы, пришла на приём в женскую консультацию. Я плохо представляла себе, что меня ждёт – я была совершенно не готова ни к беременности, ни к родам.
Все мы – дети советского периода. Наши мамы стыдливо замалчивали «эти» темы, девочками в пионерлагере мы краснели, шушукаясь всё о том же - об «этом». Не дай бог было узнать, что учительница беременна и ей предстоит рожать ребёнка – в прозрачном девчачьем мозгу начинали роиться смутные мысли: а как это – рожать? Он что, у неё внутри? А как он из живота выберется? Ах-ох, страсти-мордасти!!! И наши с вами бабушки, матушки и учительницы старательно подогревали общее настроение.
И семья, и детский сад, и школа учили нас быть кем угодно – поварихой, швеёй-мотористкой, даже (!) женой – и об этом иногда вскользь упоминалось в школьном предмете «этика и психология семейной жизни». Но вот уж к чему нас точно не готовили – так это становиться Матерью. Не быть ею (пеленать, кормить, катать колясочку, читать малышу сказки и петь песенки – нет, с этим, более поздним периодом как раз проблем не было: об этом можно рассказывать, ведь здесь нет ничего «постыдного»!). Но вот СТАНОВТЬСЯ Матерью - зачинать ребёнка, вынашивать его и рожать… Рожать спокойно и без страха – вот об этом наши заботливые взрослые стыдливо умалчивали.
Ведь наш с вами великий и могучий – как и любой язык – очень точно отражает массовое сознание: на всю лексику, связанную с деторождением, наложено негласное «табу». Попробуйте произнести вслух: «роды», «плацента», «схватки», «потуги» - приятного мало, верно? А почему, как вы думаете? И кстати, как называются те органы человека, которые причастны к воспроизводству? В нашем богатейшем языке нет внятных слов, называющих «это». Либо мы имеем дело с незензурщиной либо с сухими медицинскими терминами. В обычной жизни, в быту спокойно и с любовью говорить об «этом», без стыдливых гримас – у нас не принято. И ведь редко какой художественный фильм обходится без сцен, где героиня рожает, страшно крича и надрываясь. Даже Лев Николаевич Толстой не мог не пройтись по этой теме – какая жуткая сцена родов в Анне Карениной! Ну, а Булгаков, а Чехов с их медицинскими байками? Чаще всего в литературе рождение ребёнка предстаёт страшным и мучительным. Не таинство, не интимный процесс – а жуть, кровь и грязь.
По теме «про это» и в советском воспитании существовал, да и сейчас ещё существует огромный пробел. Ослепительно белый, как халат доктора и такой же стерильный, как медицинские инструменты. И, не зная как быть со своим новым состоянием, не умея себя слушать, каждая советская и пост-советская женщина, узнав о своей беременности, именно к нему и направлялась – к спасительному белому халату.
Так было и со мной в 19 лет, и винить здесь можно только себя: именно я мало интересовалась тем, что такое беременность и что мне предстоит на самом деле; это я, не прислушивалась к себе, предпочитая перекладывать ответственность на доктора; это я, а не они, бездумно делала всё, что мне скажут. И в результате получила то, что получилось – стимулированные роды, травмы и ребёнку и себе, хирургическое вмешательство в первые часы – две операции под полным наркозом. А потом ещё и жутчайшая послеродовая депрессия. И никакой радости от своего материнства в первые месяцы детской жизни.
Вот оно – бессознательное родительство. Кого в этом винить? Естественно, только себя. И мне в том моём испуганном, незрелом состоянии сознания спасением был только родильный дом и замечательные, чуткие врачи, которые сделали тогда всё максимально безболезненно.
Возможны ли были домашние роды ТОГДА? Ни в коем случае!!! Непременно произошло бы что-то ужасное как с ребёнком, так и со мной. Непременно реализовался мой панический страх перед рождением ребёнка – последствием этого страха были бы и те же травмы, и паника, только помноженные на домашнюю обстановку, где не было бы рядом специалиста.
И тогда же я поняла, что больше ТАК я не хочу. И либо у меня вовсе не будет детей, либо в следующий раз будет всё по-другому…
За последовавшие за этим пять с половиной лет в моём сознании произошла эволюция. Я менялась, я взрослела. Я закончила университет, я нашла работу по специальности, я стала редактором и научилась принимать ответственность на себя. Идея рожать ребёнка дома не свалилась на меня с потолка - она стала логичным продолжением, ещё одним этапом развития моего сознания. Которое, в свою очередь, естественно несёт на себе отпечатки сознания массового. Мои мысли, безусловно, формируются под воздействием настоящего времени, и тех тенденций, которые существуют здесь и сейчас.
А что сейчас происходит? Ведь я не одна такая сумасшедшая мамашка, которая вдруг решает отказаться от медицинской помощи в родах. Всё больше и больше людей решают рожать дома, в привычной обстановке, в уединении, в гармонии. Чтобы почувствовать праздничность этого удивительного события. Рожать в муках, как загнанные лошади, как это предлагается нам делать в обстановке медицинского конвейера, - так женщины больше не хотят.
Кто решается на роды дома? Я вам скажу: это не пьяные, не бездомные, не нищие и безграмотные, каковыми нас хотят представить. Подавляющее большинство домашних рожениц имеет высшее образование, это журналисты, дизайнеры, психологи, политтехнологи и рекламные менеджеры, известные в Екатеринбурге теле- и радиоведущие, бизнесмены и музыканты… Список можно продолжать – каждый месяц в Екатеринбурге происходит не меньше двух десятков домашних родов. НО! Я имею в виду - родов не случайных. Не тех, когда социально неблагополучная женщина в силу своего попустительства и как раз таки неосознанности рожает дома: без квалифицированной подготовки ТАКИЕ роды действительно могут кончиться плачевно. Медики лукавят, когда подобные случаи валят в общую статистическую кучу.
Я говорю о родах подготовленных и прочувствованных. О тех случаях, когда решение родить ребёнка в домашней обстановке было принято участниками процесса после серьёзных размышлений, после того, как они взвесили все «за» и «против». О тех случаях, когда родители хотят быть СОЗНАТЕЛЬНЫМИ и ОТВЕТСТВЕННЫМИ.
Причём (ещё одна показательная тенденция!) всё больше МУЖЧИН стремятся не просто присутствовать при рождении своего ребёнка – будь то в больнице или дома, не важно! – всё больше отцов хотят помогать своим женщинам в родах. Это говорит о том, что рождение ребёнка перестаёт быть прерогативой государства. Нас больше не штампуют, как винтики для гигантской машины – мы становимся людьми, мы сами хотим определять свою судьбу. Рождение ребёнка перестаёт быть общественной функцией женщины и становится, прежде всего, семейным праздником. Это ни плохо, это ни хорошо – это закономерность развития общества, которое уже не является набором безликих граждан, а медленно движется к сообществу личностей.
Официальная же медицина, до сих пор толком не реформированная, по-прежнему несущая на себе отпечатки советского прошлого, борется за жизнь. Главное, что хотел отнять у гражданина «совок», - это его право на личную жизнь, его право на выбор. Тогда человек станет послушным инструментом в руках государства.
- «Как хочу, так и рожаю» -
- «Вы что, женщщщщина!! Что вы несёте???!! Это же чёрт знает что такое! В нашей стране будете рожать, как положено!!!»
- и не смейтесь, пожалуйста, это реальный диалог, имевший место в одном из родильных домов города Свердловска в 1977-м году. Так нас рожали наши мамы.
И примечательно, что как раз в это же время в Европе психиатр и физиолог Станислав Грофф выводил теорию базовых перинатальных матриц, которая теперь широко используется в психиатрии. В серьёзных научных исследованиях он доказал и наглядно описал, как именно процесс рождения влияет на всю последующую жизнь человека. С какими душевными травмами ему приходится иметь дело, в случае, если он рождался в страхе, если мама была не подготовлена, если доктора допустили ошибки.
И я недоумеваю: почему сейчас подготовленность женщин к родам, их кажущаяся медикам излишней осведомлённость, их желание рожать самостоятельно и контролировать рождение СВОЕГО ребёнка на всех этапах – почему это всё вызывает столько недовольства у медперсонала? Почему нельзя сотрудничать? (наивная, этому есть свои причины, смотри раздел "здоровье") Наверное, оттого, что по-старому работать привычнее – удобнее просто механически, из смены в смену выполнять свою работу, не задумываясь о каких-то там «тонких материях» или базовых перинатальных матрицах…
Но когда же мы сами, рожающие женщины, наконец, перестанем держаться за старое?! Когда, наконец, поймём, что медицина – это сфера услуг? И что это врач – для пациента, для нашего с вами удобства. Он – для нас, а не наоборот. Мы с вами – не заложники больничных коек и узких коридоров. Мы вправе воспользоваться услугами, а вправе – и отказаться от них. Если дозрели.
Но в том-то и дело, что люди не идеальны, и самоисцеляться, используя возможности своего мозга на 100%, человек до сих пор не научился. Когда люди дорастут до этого, тогда и медицина станет не нужна. Но это вряд ли произойдёт скоро. Пока же, безусловно, нужны чуткие и умные специалисты. И низкий поклон тем, кто ежедневно спасает жизни травмированных, задыхающихся, с переломанными ногами и остановившимся сердцем. И если у вас разболелся зуб, вы не обратитесь за помощью к сантехнику в соседнем подвале – вы (и я, конечно же!) мы, безусловно, пойдём к специалисту.
Но позвольте спросить, кого мы лечим от беременности? И снова хочу обратиться к родному языку – ребёнок РОЖДАЕТСЯ! Частица –ся – признак возвратного глагола, означает действие, направленное на самого себя. Рождение – процесс, в котором главным участникам требуется ПОМОЩЬ, и помощникам не нужно брать их функции на себя. Ребёнка не вырезают, как аппендицит. Роды – процесс естественный и при правильном настрое очень даже приятный! Мне очень понравилось, как сказал однажды мой знакомый, один екатеринбургский музыкант, (который, кстати, двоих своих детей принял в домашних условиях, и этим очень гордится). Он сказал: «Роды – это процесс интимный. Такой же, как и зачатие ребёнка. Ведь мы справились с этим без доктора – не приглашали его для консультаций: как нам сподручнее это сделать. Так почему же не менее естественный процесс – появление ребёнка на свет – должен протекать при участии медперсонала?»
И действительно, соглашусь с ним – если люди рассматривают процесс рождения ребёнка как семейный праздник, то разве логично ждать от них, что они поедут справлять его в больницу? Ведь больница (и опять обратимся к языку) – она от слова «боль».
Впрочем (позвольте помечтать), я вполне представляю себе родильный ДОМ будущего, куда и я могла бы отправиться смело.
Во-первых, в таком Родильном Доме мне позволят выбрать позу, в которой нам с ребёнком будет удобней (не знаю, кому как, а я для себя поняла, что, сидя на корточках, рожать естественнее и безболезненнее, чем тужиться, лёжа на спине). Это, кстати, понимали ещё в Древнем Египте – при раскопках обнаруживают так называемые «родильные кресла».Кроме того, по легенде, и Будду 5 тысяч лет назад его мать рожала, сидя на корточках. Впрочем, никого не агитирую: роды – процесс индивидуальный и очень тонкий, каждая мама чувствует, как ей удобней.
Цитата:
В странах Ближнего Востока, Индии женщины часто рожают в положении на корточках или на специальных кроватях обеспечивающих вертикальное положение. В иностранной литературе положению женщин во втором периоде родов уделяется особое внимание (Stewart P., et al., 1983; Chen S.Z., et al., 1987; Johnstone F.D., et al., 1987; Gardosi J. et al., 1989; Allohbadia G.V., Vaidya P.R., 1992; Bhardwaj N. et al., 1995) и для этого предлагаются специальные кровати (Liddell H.S., Fisher P.R., 1985; Stewart P., Spiby H., 1989). Многие авторы считают, что вертикальная позиция или положение на боку во втором периоде родов имеет много преимуществ перед дорзальной позицией. При вертикальной позиции меньше дискомфорта ощущает роженица и легче тужиться, уменьшается боль, меньше разрывов промежности и влагалища, меньше родовой инфекции. Продолжительность второго периода родов уменьшается, выше оценка новорожденных по шкале Апгар при рождении, снижается количество внутричерепных травм, уменьшается количество задержки плаценты, величина кровопотери и возрастает объем крови у плода (Botha М.С., 1968; Gardosi J., et al., 1989).http://ob-gyn.cap.ru/lit/vedenie-rodov.htm
Изображения рожениц в стен-ной росписи. В обрамляющих орнаментах использованы стилизованные изображения мужских и женских репродуктивных органов. в росписях Чатал-Гююкских святилищ
Во-вторых – это опять же мой вариант – я хотела бы рожать в воде. Это значительно менее травматично, и тут вряд ли кто будет со мной спорить – есть множество исследований, это давно доказано, что вода и расслабляет, и делает роды более мягкими. Рассуждения насчёт «грязной» воды можно оставить – есть множество способов, масса неопасных антисептиков, которые позволят решить этот вопрос. Ну а главное – так называемая «грязь» воды, налитой в родную, домашнюю ванну может ли быть опаснее тех инфекций, которые неизбежно окружают нас пусть даже в самой стерильной, но всё-таки чужой больнице с её посторонней микрофлорой и большим скоплением посторонних ребёнку людей?
Продолжим мечту о «Род Доме Будущего». В-третьих, я хочу знать того человека (назовём его специалистом), который будет мне помогать. Мы должны быть хорошо знакомы до того, как всё начнёт происходить. Задолго до этого. Это должен быть, прежде всего, психолог. Умный человек, который в родах никуда не торопится, и может уделить мне времени и сил столько, сколько нужно. И уж в последнюю очередь он должен быть медицинским специалистом. Точнее даже, не таким докой, который лучше меня знает, что и как нужно делать и готов всё принять на себя – нет. В трудную минуту рядом должен быть скорее наставник и помощник, который ободрит и вселит уверенность, что это Я – молодец, что у МЕНЯ всё получится, что мы с малышом справимся. Мы, а не он сделает за нас нашу работу.
И наконец, обстановка должна быть интимной и умиротворяющей, действительно по-домашнему уютной и тёплой. Теперь, после всего, что я знаю о родах, этот процесс для меня – это прежде всего всё-таки праздник…
Я размечталась? Пожалуй, такое невозможно до тех пор, пока будут существовать врачи двойного назначения – акушеры-гинекологи. Посудите сами: как может один и тот же человек и принимать роды, и этими же руками … делать аборты? Подумайте сами: в наших женских консультациях в очереди на приём к одному (!) специалисту сидят и беременные, с радостью ожидающие своего ребёнка, и те женщины, которые приняли решение от беременности избавиться. И ещё вместе с ними - те, кто, может быть, и хочет, но никак не может забеременеть из-за болезней. Ведь это абсолютно разные люди, разный настрой, разная энергетика! В такой обстановке потенциально здоровая женщина непременно окажется больной. Милые врачи, времена изменились, пришла пора менять своё отношение к работе. Пора принимать во внимание не только то, что можно пощупать и измерить!
Вести беременность должны отдельные специалисты, которых будут учить на отдельных курсах. Люди, которые будут настроены ПОМОГАТЬ женщине, а не делать всё вместо неё. И чересчур глубокая медицинская специализация здесь ни к чему. Если человек чувствует, что способен стать Акушером, пусть имеет возможность пройти медицинские курсы, получит документы и, уже без опасений вступить в конфликт с законом, сможет принимать роды в любой обстановке.
Самое большое моё сожалении – о том, что вот уже десятилетия никак не могут найти общий язык учёные до