✅ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? В нашей речи мы употребляем много разных выражений...

✅ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? В нашей речи мы употребляем много разных выражений...

✅ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

В нашей речи мы употребляем много разных выражений, порой, даже не задумываясь о том, откуда они пошли и почему так говорят.

Как в воду глядеть
По представлению наших предков, ясновидец, глядя в воду, мог узнать судьбу человека, предвидеть будущее, предупредить о предстоящих опасностях. Девушки, мечтая о замужестве, пытались увидеть в ковше с водой изображение своего суженного. Для этого сосуд с водой ставился на ночь под кровать, а для задабривания неведомых сил в воду бросали ореховые скорлупки, восковые свечки, кусочки еды. Благодаря этим гаданиям, и вошло в наш язык выражение “как в воду глядел”. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Как за каменной стеной
В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены. Особенно надёжными были стены из камня или кирпича: они укрывали от вражьих стрел и позволяли выдержать длительную осаду.
Со временем выражение приобрело более широкий смысл: опёка, покровительство высокого лица или документ, избавляющий от лишних хлопот, могли выполнять роль защиты. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Как аршин проглотил
Аршин, как мера длины, равен 16 вершкам или 71 сантиметру. Русские купцы и мастеровые в своём деле широко пользовались аршинами – металлическими или деревянными линейками такой же длины. Проглотить такую линейку никто не пытался, но если себе это представить, то перед вами стоял бы человек неестественно прямо с негнущимися руками и ногами и не поворачивающейся головой. Именно это и имеется в виду в выражении “как аршин проглотил”.
Синонимами являются также выражения “стоять по струнке” и ” вытянуться во весь рост”. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

За тридевять земель
Это выражение часто встречается в русских народных сказках и обозначает “очень далеко”. Происхождение выражения относится ко времени, когда на Руси, помимо десятеричной системы счисления, существовала и девятеричная, в основе которой лежала цифра девять. В сказках для усиления описываемого факта всё бралось в трёхкратном размере: за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. Из фольклора эти выражения перешли в обычный разговорный язык и сохранили свою образность в литературе. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Заткнуть за пояс
Выражение связано с привычкой мастеровых засовывать за пояс временно ненужный инструмент. В старину это выражение перешло и на взаимоотношения людей. В случае физического превосходства соперник хвастливо обещал другому поступить с ним как с ненужной вещью: спрятать у себя за поясом или положить в карман. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Заколдованный круг
Существует народное поверье, что в лесу леший водит человека по кругу, поэтому заблудившийся возвращается на то место, где он уже был. Такое действительно бывает с людьми в лесу и происходит это из-за того, что шаг, сделанный правой ногой, шире, чем шаг левой. При отсутствии точного ориентира человек и ходит кругами.
В повседневной жизни иногда бывают такие ситуации, когда обстоятельства зависят друг от друга и получается замкнутая цепочка, которую трудно разорвать, тогда говорят, что человек попал в заколдованный круг или в безвыходное положение. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

За семь вёрст киселя хлебать
Старинная мера расстояний – верста – произошла от глагола “вертеть”. Она характеризовала расстояние или протяжённость борозды от одного поворота плуга до другого при пахоте. Верста равнялась тысяче саженей или – в современной системе мер – почти километру. Кисель был одним из самых распространённых на Руси блюд, его можно было “хлебать” и дома, а не отправляться “за семь вёрст”, потратив на это уйму времени и сил. Поэтому выражение “за семь вёрст киселя хлебать” стало означать “ехать далеко и попусту” (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Зарубить на носу
Слово “нос” как выступающая часть тела или какого-либо предмета имеет ещё одно значение: так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память. Так появилось выражение “зарубить на носу”. Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае, если долг не возвращали, то, по меткому выражению народа, кредитор “оставался с носом”, то есть с дощечкой вместо денег. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Заговаривать зубы
Зубы болели у всех людей во все времена. Одни ходили к докторам, другие – к знахарям, у которых были свои способы лечения с помощью трав, заговоров и заклинаний. Бывало, что после такого посещения боль в зубе утихала и человек был доволен.
Со временем выражение “заговаривать зубы” стало означать вводить в заблуждение, обманывать. С зубами связаны и другие фразеологические обороты: “класть зубы на полку” – то есть голодать, “держать язык за зубами” – молчать, “навязнуть в зубах” – надоесть. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Завести шарманку
В старину на Руси ходили бродячие музыканты с шарманкой. Шарманка – это переносной механический оргАн в виде надеваемого на плечо большого ящика с лямкой. Внутри ящика стоял небольшой диск вроде современной грампластинки, на котором была записана популярная мелодия. Музыкант крутил ручку, которая вращала этот диск и из ящика, повторяясь, лилась одна и та же мелодия. Звучание этого немудреного инструмента было хриплым и заунывным, поэтому в народе вскоре появилось выражение “завести шарманку” – то есть надоедливо говорить об одном и том же. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Заварить кашу, расхлёбывать кашу
В старину, когда на Руси ещё не знали картошки, каша была основным повседневным блюдом в крестьянских семьях. Понятно поэтому, почему именно с кашей связано много фразеологических оборотов: “с ними каши не сваришь” – говорили про человека, с которым нельзя было делать обшее дело, “мало каши ел” – молод и неопытен. Каша готовилась быстро, на это не требовалось большого умения. Если каша получалась невкусной, её всё равно приходилось есть (расхлёбывать). “Заварил кашу” – говорили про человека, который, не обдумав и не рассчитав последствия, создал сложную ситуацию для себя и окружающих. Для того, чтобы распутать эту ситуацию, приходилось “расхлёбывать кашу” – то есть прикладывать большие усилия для исправления создавшегося положения. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009)

Держи карман шире
В старину карманом называли всякий мешок или торбу, прикрепленную снаружи к одежде человека или привязанную к седлу. В них складывали нужные в пути или походе вещи. Когда нужно было поместить что-нибудь большое, просили раскрыть карман пошире. Чаще всего его держали закрытым, чтобы злоумышленники или воры “не залезали в карман”. Со временем выражение приобрело насмешливый ироничный оттенок и стало означать напрасные ожидания и расчёты. (“Большой фразеологический словарь для детей”, Розе Т.В., М., 2009