Откуда на Руси появились бубны?
Откуда на Руси появились бубны?
Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Для начала разберём вопрос первый: были ли вообще бубны у славян? Чтобы ответить на данный вопрос заглянем в первоисточники, а именно в летописи. Здесь я приведу в пример самые хрестоматийные исторические документы.
Пролог XV века рассказывает о языческих обрядах-русалиях: «..овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи».
Очевидец языческих обрядов в ХVI веке игумен Елеазаровской обители Памфил в своем послании к наместнику города Пскова описывает праздник Купалы: «Егда приходит день Рождества Предтечева, и прежде того, исходят огницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление ».
Стоглав 1551 г. (Вопрос 17): «Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают…»
Челобитная о языческих народных обрядах нижегоpодских попов на имя патpиаpха Йоасафа, пеpвая пол. XVII века: «…а на лица своя налагают личины косматыя и звеpовидныя и одеждy таковyю ж… …и объявляюще сpамныя сyды, а иные в бyбны бьюще и плещyще, и ина неподобная твоpяще…».
Память тиуну Манойлову и поповскому старосте, Никольскому попу Панкратию, о прекращении в московских церквах разного рода бесчинств и злоупотреблений, 1636 г.: «…медведчики с медведи и плясовыми псицами, а скомоpоси и игpецы с личинами…, з бyбнами и с сypнами и со всякими сатанинскими блyдными пpелесми, и злыя госyдаpь пpелести бесовския деюще, пьянствyюще, пляшyще и в бyбны бьюще и в сypны pевyще и в личинах хадяще, и сpамныя в pyках носяще, и ина неподобная деюще...»
Известный этнограф конца 19 века Мансикка В.И. в своей книге «Религия восточных славян» отмечал: «И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами, с дудками и с другими бесовскими чудесами»
Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича.
К сожалению, такое изделие как бубен из дерева и кожи не может сохраняться долго в земле в наших климатических условиях, и истлевает дочиста за сто лет. Но археологи на Новгородчине находили колотушки для бубна. «Кроме того, из музыкальных инструментов: металлическое блюдо (гонг), щелкотухи, сторожевые колотушки, колокола, звонцы, бубенцы, шумящие привески-амулеты, ботало литое и жестяное, варганы, глиняные погремушки, деревянные лопаточные трещотки, гусли нескольких видов.» Колчин Б. А. «Новгородские древности» 1968, г.
То же можно сказать о барабанах. Если барабан делался, к примеру, из еловой кадки, а кожа натягивалась верёвками из лыка, то через сто лет нахождения в сырой земле от такого барабана не останется и следа. Но даже если кадка была из морёного дуба, то опознают её, скорее всего, как просто кадку, потому как и кожа, и натяжка всё равно истлеют. То же касается барабана, сделанного из керамики или из металлического котла. Поэтому опознать бывший ударный инструмент археологам весьма непросто.
Есть и память народная о славянских бубнах, зафиксированная в поговорках:
«Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко»
«У него в голове бубен»
«Хорошо звенят бубны да плохо кормят»
«Жид правды боится, как заяц бубна»
«Звонок бубен, да страшен игумен» - эта пословица особенно интересна. Она о том, что и пошел бы туда, где в бубны бьют, да боязно наказание от священника получить.
А вот чешский заговор:
«Hastman, dej kuzi na buben, budem ti bubnovati, az polezes z vody ven!» – «Водяной, дай кожи на бубен, будем в него стучать, пока не полезешь вон из воды!». Вельмезова Е.В. «Чешские заговоры. Исследования и тексты», С. 552) Тут вообще прямым текстом, зачем славяне использовали бубны. Для общения с духами природы, стихий. Но к этому мы еще вернемся.
Итак, с наличием бубна в землях славян разобрались. Бубны были! Следующий вопрос: был ли он исконно на землях славян, или же был заимствован у азиатских народов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к науке о происхождении слов – этимологии.
Итак, слово «бу́бен» - род. п. бу́бна, укр. бу́бен, бу́бон – то же, сербохорв. бу̑бањ, род. п. бу́бња – то же, словен. bǫ̑bǝn, чеш. buben, польск. bęben, в.-луж., н.-луж. bubon, полаб. bǫban – то же.
Получается, что это слово распространено у всех славянских народов и фонетически звучит практически одинаково! Это говорит о его глубокой древности. Возникновение этого слова (названия инструмента), и соответственно и самого инструмента, восходит к самым архаичным временам истории праславянского народа, когда язык еще был единым. Если бы инструмент был заимствованным, то его название у разных славянских народов было бы различным.
Что же значит это слово? Мы и сейчас говорим о человеке глухо, монотонно говорящем, что он бубнит. Литовское bambù, bambė́ti – означает «ворчать», латышское bam̃bals, bam̃buls – означает «жук», по-литовски bim̃bilas – «овод, слепень», на греческом βόμβος – «низкий, глухой звук», βομβέω – «низко, глухо звучать», βομβύλη – «порода пчел», на древне-индийском bambharas – «пчела». То есть древний корень «буб-», «бумб-» праиндоевропейского языка означал низкий, гудящий, вибрирующий звук и тех, кто его издавал. А изобретенный инструмент в виде натянутой кожи на обод как раз этот звук и имитировал. Вот и назван был бубном.
Более того, если мы обратимся к истории музыки и музыкальных инструментов, то узнаем, что бубны были практически у всех народов земли. Так называемые ударные мембранные инструменты – самые древние в истории человечества. Бубны и барабаны появились, как только человек научился добывать и обрабатывать шкуры, изготавливать из глины и дерева посуду. Бубны и барабаны в разных видах были во всех племенах и на всех территориях земного шара, где были соответствующие условия. Прообразом барабана некогда послужил сосуд с пищей, для сохранности содержимого накрытый куском шкуры. А прообразом бубна послужила шкура животного, натянутая для просушки и дальнейшей обработки на рамку из веток. На Руси искони занимались как земледелием, так и охотой и животноводством и керамикой. Так что славяне в данном случае никак не могут стоять особняком в истории цивилизаций.
Подытожим: бубны у славян были! И были они у славян исконно и с незапамятных времен! Идем далее. И вот тут назревает очередной вопрос: были-то были, но вот как они использовались? Противники «славянских бубнов» также любят утверждать, что якобы на Руси бубны использовались только как музыкальные инструменты. Ох, но только ли? Вернемся к тем же летописям. В них бубны упоминаются исключительно и конкретно в связи с языческими обрядами, кои церковники и осуждали. А не в связи с мирским вечерошним развлечением деревенской общины.
Да и не могло тогда быть иначе! Дело в том, что в древности музыка и музыкальные инструменты не были отделимы от обрядов и ритуалов. Музыка и танцы являются одними из самых ранних религиозных и магических действий. Использование звука и музыки для исцеления, для вхождения в трансовые состояния, для изменения сознания и восприятия, для общения с миром Иного возникло в самом начале истории человечества!
Документально подтверждено, что жрецы, шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как барабаны, бубны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы бубнов и барабанов усиливают тета-активность мозга, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.
Если говорить научным языком, звук бубна или барабана изменяют электрический ритм мозга, совершенно определенно настраивая его на тета-волны (измененные состояния сознания) или даже дельта-волны в крайних случаях, соответствующие глубокому сну или выхождению за пределы сознания, то есть когда сознание уносит шамана в другие сферы реальности.
Так звук ударных помогает участникам обряда войти в состояние легкого транса, достичь измененного состояния сознания, другими словами, экстаза, раскрыть свое подсознание и бессознательное, для единения с иными мирами, с Богами, Духами, Предками и воспринимать и постигать Непостижимые тайны мироздания.
Ударные инструменты все древние народы использовали для «выстукивания» энергии и затем направления её, например, Земле для улучшения плодородия или для больного для его очищения и укрепления.
Если знаниями о магической силе ритмов обладали даже совсем примитивные народы земли, живущие на первобытном уровне жизни, то неужели же наши предки, веками используя бубны (что мы уже доказали), не обладали ими? И согласно нашим оппонентам использовали, такое мощное орудие, всего лишь как игрушку для музыкального сопровождения своих увеселений? Не надо недооценивать наших предков!
К тому же вспомним историю. Если бы этот инструмент, наряду с иными был бы просто народным инструментом, никак не связанным с древними обрядами и верованиями, стали бы царь и церковники бороться с ними? Издавать указы по их тотальному уничтожению на Руси? В чем была такая их опасность? Коли они просто иногда использовались народом для попеть да поплясать? Да только и песни и пляски на Руси в те времена были глубоко сакральными. Направленными на всё то же раскрытие сознания, достижения божественного Осознания, для единения с родными Богами и Предками.
Потому не зря беспокоились церковники: «Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами».
Потому славянские музыкальные инструменты церковники объявляли бесовскими атрибутами. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны».
Здесь будет уместно также вспомнить, как во времена коммунистического материализма, в Сибири боролись с языческими верованиями коренных народов. В первую очередь уничтожению подвергались шаманские бубны, затем шаманы.
Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища «…и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски…». В XVII в. церковь добилась запрещения уже в законодательном порядке всех музыкальных инструментов.
В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.
Так патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. «Бесовские» инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Крестьянам под угрозой штрафа запретили держать у себя народные инструменты.
Известно достоверно, что бубнами широко пользовались средневековые скоморохи. Но средневековые скоморохи, это представители так называемого бродячего жречества, хранящие древние волховские знания. Скоморохи не только развлекали народ, давая площадные представления, скоморохи обязательно участвовали и в свадьбах и в поминальных действах. Они были также и сказителями, и знахарями, они также гадали, предсказывали, и конечно обязательно сопровождали языческие обряды и игрища.
Баpщевский И. в своем труде «Hесколько слов из истоpии искyсства скомоpохов», 1914., пишет: «Языческие обpяды славян, непpеменно сопpовождались мyзыкой, пением и плясками, да и вообще всегда мyзыка пользовалась y славян любовью, а мyзыкант почетом и yважением. Что касается скомоpоха, то он есть синоним «знахаpя», «волхва», «кyдесника», «колдyна» и т. д.» « Это были пpедставители дpевненаpодных языческих кyльтов: они вносили в сpедy наpоднyю не только pазвлечения, веселье и смех, но как знатоки дpевненаpодных кyльтов, оставшихся еще с языческих вpемен, их обpядовой стоpоны, их песен под мyзыкy и их символических игp имели значение наpодных наставников».
Потому борьба со скоморохами происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в.
Автоp "Поyчения о казнях божиих" 1068 г. скорбит: "Видим ведь игpища yтоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят дpyг дpyга... а цеpкви стоят пyсты". Вот в этом — "а цеpкви стоят пyсты" и скpывается главное. Hе бyдь скомоpохов, слyшали бы их, пpоповедников, шли бы за ними, т. е. в цеpковь.
«Аще убо гусельник или плясец или кто ин от сущих на игрище призовет град, — обличает еще один средневековый ревнитель благочестия, — со тщанием вси текут и благодать ему звания воздают и дни всецела полчасти изнуряют, одному токмо внимающе». «…народ тек к скоморохам, — по выражению его, — аки крылата», и во «мнозе собирался там, куда звал его гусльми и плясци и песньми и свирельми».
Протопоп Аввакум в своем жизнеописании в XVII в. упоминал: «Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари, и бубны изломал».
В «Поучении о казнях божиих», в материалах Стоглавого собора, в грамотах середины XVII в. и в других аналогичных документах, скоморохи упоминаются там, где речь заходит об остатках или пережитках язычества. Народные игрища где выступали древнерусские скоморохи — находились в родстве с языческим богослужением. Игрища были неотъемлемой частью обрядовых действ, следующих непосредственно за возложением треб. Скоморохи были неотъемлемой частью игрищ.
Скомороший бубен представлял собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Часто в руках скоморохов вместо бубна был двусторонний барабан аналогичной конструкции. Изображение скомороха с таким барабаном имеется на миниатюре “Игрище славян вятичей”, находящейся в Радзивиловской летописи XVI в.
Как играли скоморохи на бубнах? Мы не знаем, как это было в средние века, тем более на Руси дохристианской. Но судя по тому, каким высоким это искусство было в конце 19 века, не смотря на все гонения и запреты, остаётся только догадываться.
Этнограф Привалов в конце 19 в. описывал игру русских бубнистов. Бубнисты в то время играли как в ансамбле, так иногда и без поддержки каким-либо инструментом, просто аккомпанируя пению лихих песен. Кроме того бубен использовали и как сольный инструмент: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже больш