Один из самых главных символов на Земле. Более 500 фотографий - вполне достаточно, чтобы перестать воспринимать его только в контексте Второй мировой войны.
Один из самых главных символов на Земле. Более 500 фотографий - вполне достаточно, чтобы перестать воспринимать его только в контексте Второй мировой войны.
Свастика, исторические корни
Свастика (санскр. свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по или против часовой стрелки. Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов.
Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении домов. Старейшие археологические находки с изображением свастики датируются приблизительно 10—15 тысячелетием до н. э.
При археологических раскопках свастику чаще всего находили на различных деталях архитектуры, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии.
Свастика повсеместно встречается в орнаментике как знак света, солнца, жизни.
По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия – ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы.
Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя – многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света.
Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Но это вовсе не означает, что славяне были плохими художниками. Во-первых, разновидностей изображения свастики было очень много. Во-вторых, в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное (обереговое) значение.
Но не только славяне верили в магическую силу этого узора. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры.
Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н. э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов.
Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика – символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах.
На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ Свастики. Этот символ наши Предки изображали на оружии, стягах, одежде, на предметах быта и культа. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но, мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.
Вещие люди, т.е. обладающие Даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которую оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных в истории людей был Славянский князь – Вещий Олег. Кроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был еще и Жрецом Высокого Посвящения. Символика, которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге, рассказывает об этом во всех подробных образах. Огненная Свастика (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии (символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.
Вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры. Когда Вещий Олег прибил свой щит с такой символикой на ворота Царьграда, он хотел образно показать византийцам то, что в последствии другой Славянский князь, Александр Ярославич (Невский) словами объяснит тевтонским рыцарям: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!»
При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом . В начале ХХ века свастика стала самым распространенным обереговым символом в России, Западной и Восточной Европе – сказалось влияние «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, учений Гвидо фон Листа и т.п. Простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе, а в начале нынешнего столетия интерес к свастичным символам появился и у власть имущих. В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика, с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р.
После свержения самодержавия, Свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы с изображением Коловрата (свастики), на фоне двуглавого орла, были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи – Николая II.
Начиная с 1917 года большевиками в обращение вводятся новые купюры, достоинством 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три. Две поменьше в боковых вязях и крупная Свастика посредине.
Деньги со Свастикой печатались большевиками и были в обиходе, вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.
В национальном русском костюме свастика была главным и, практически единственным, орнаментом вплоть до первой половины XX века. Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать … свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре – танец «Коловрат». На празднике Перуна славяне водили и до сих пор водят хороводы вокруг горящих свастик, выложенных на земле.
В свастику верили как в талисман, «притягивающий» удачу. На Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье.
В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик – такие конфигурации должны генерировать положительную энергию, кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой.
Общепринятое название – свастика, по одной версии, происходит от санскритского слова Суасти. Су – прекрасный, добро и асти – быть, то есть «Быть добру!», или по-нашему «Всего хорошего!». По другой версии, это слово имеет древнеславянское происхождение, что является более вероятным, (и что подтверждено архивами Древнерусской Инглистической Церкви) так как известно, что свастику и ее название в Индию занесли древние арии – праславяне. Тибетцы и индийцы до сих пор говорят, что свастику им принесли из-за северных гор Белые Учителя – славяне.