Очистительная магия кукол

Очистительная магия кукол

Очистительная магия кукол

«Очистительная» кукла

В традиционной культуре существовали особые приёмы, как мы теперь говорим, энергетической очистки дома. В красном углу женщина хранила «очистительную» тряпичную куколку. Когда в семье случались ссоры, то женщина, оставшись одна, открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор», из-за которого и происходили в доме разлады.

Существовали и календарные обрядовые куклы, облачённые в текстильную одежду, предназначенные для жертвоприношения разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило. Кроме этого, выделялись так называемые ритуальные куклы – «кукушка», «русалка», изображавшие мифологических персонажей весенне-летних обрядов. Эти куклы знаменовали переход к весеннему циклу. Делали их в виде чучела из веток, трав, цветов. Одевали их в ткани. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры. После чего «хоронили», «отдавали» богам, топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. Взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Кукла «Меланка»

На рождественские праздники колядующие обязательно брали с собой двух кукол – Меланку-мать и Меланку-дочь. Согласно народным представлениям Меланка приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного, приносит людям добро, истину, благополучие.

Все остальные персонажи праздника Коляды (коза, медведь и др.) – её свита. Меланку, как и другие куклы, делали очень просто, на основе обычной крестовины, только с двумя перекладинами, верхняя – побольше, нижняя – поменьше.

На верхнюю перекладину (руки) навешивали ленты, тесьму, пояса. В качестве головы был лоскут, набитый соломой. На нижней перекладине закрепляли фартук с юбкой. Вокруг головы Меланки укладывали косу из мочала, лыка или соломы. Коса не должна была висеть, поскольку кукла изображала замужнюю женщину. На го лову повязывали платок. Меланку-дочь делали так же, но волосы ей заплетали в одну косу, а на голову надевали венок. Кукла-мать представляла собой старый, уходящий год, а кукла-дочь – новый, только что начавшийся.

Кукла «Коляда»

Кукла «Коляда» была тряпичной, на основе крестовины. Вся одежда на ней должна была быть белого цвета. Такую куклу с песнями носили из дома в дом, чтобы она принесла людям счастье богатство.

Кукла «Купавка»

Кукла «Купавка» символизировала начало периода, когда дозволялось купаться. Эта кукла праздников Аграфены Купальниц и Ивана Купала (ранее, по повсеместно бытовавшим поверьям, купаться было непозволительно). Куклу сплавляли по воде, при этом считалось, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Такое значение придавалось очистительной силе воды.

Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывали крест-накрест. На верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывали лямки сарафана из яркой ткани. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесёмки из ткани. Это была кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях.

Кукла «Масленица»

Это большая кукла с соломенными ручками и лицом. Делали её в конце зимы, в период масленичной недели. Такую куклу не хранили, но сжигали сразу же после изготовления, чтобы снять с себя накопившиеся за зиму неблагоприятные наслоения. Обрядовую куклу «Масленица» изготавливали из соломы или лыка и обяза­тельно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Кукла непременно должна была быть одетой.

Кукла «Кукушка»

Необходимо отметить тот чрезвычайно важный для традиционной культуры момент, что куклы присутствуют в обрядах инициации. Так происходило во время обряда «похороны кукушки», в ходе которого происходило посвящение двенадцатилетних девочек в девушки, что знаменовало вступление их в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились (становились назваными родственницами). В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и специально сделанной для этой цели куклой.

Потом девочки хоронили её (не обязательно закапывали, но – прятали, избавлялись от неё). Тем самым они избавлялись от тех отрицательных качеств, которые, по традиционным представлениям, присущи кукушке, как принято считать, подбрасывающей яйца в гнёзда других птиц и не заботящейся о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, обряд демонстрирует отказ от «кукушества» и провозглашает значимость материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства «не быть кукушкой». Кукла «Кукушка» считалась и помощницей от тоски и одиночества. На неё наговаривали свои проблемы, а потом сжигали.

На территории совместного проживания коми и хантов (Шу-рышкарский район Тюменской области) женщины с помощью тряпичных кукол избавлялись от наваждения плохих снов: у подножия священной березы устраивали трапезу, в ходе которой женщины пересказывали друг другу свои сны. Неподалеку от берёзы вырывали ямку, в которую ритуально хоронили специально сшитых для этого тряпичных кукол.

Мужская кукла «Крестец»

Некоторые русские праздники сопровождались ряженьем. По глубокому убеждению крестьян, надевание масок таило в себе серьёзную опасность. Вместе с маской в человека вселялась нечистая сила, от которой впоследствии можно было освободиться, только совершив определённые ритуальные действия.

«... Святки – в некотором смысле пора безвременья, когда врата между мирами открыты, и через них к нам проникают добрые, и недобрые силы. Их-то и изображают колядовщики одевая нелепые, то пугающие, то смешные маски-хари, всем своим непривычным видом указывая на то, что они есть как бы пришлецы из чужого мира. Мира Мёртвых. Мира предков («Полетье»-2006).

Самым надёжным способом очищения считалось купание в проруби 19 января после водосвятия. Верили, что при омовении человека в освященном источнике нечистая сила выскакивает из тела. Чтобы при купании злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь ещё, изготавливали куклу-заместителя и втыкали в снег на краю проруби. Яркие ленточки привязывали к крестовине, чтобы привлечь внимание злых сил. В «ряжении» так же, как в купании, участвовали молодые здоровые парни, поэтому считалось, что кукла «Крестец» символизировала мужчину.

«Очистительные» куклы использовали и при лечении. Так, известно, что куклу-столбушку делали из бересты, её вымачивали воде, в которой мылся больной, а затем закапывали в землю. Считалось, что когда кукла сгниёт, больной исцелится.

Также при лечении использовались очистительные удмуртские куклы-закрутки и куклы-треноги. Условием было изготовление из личных вещей больного. Такую куклу приносят в глухое мест или специальные «бросальные» места, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека. Просто так в подобные места обычно не ходят, потому что, побывав там, «можно заболеть или принести домой зло».

Специалистам по традиционной культуре удмуртов известны и другие способы избавления от болезней при помощи кукол. Кукол бросали в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. В случае болезни кого-либо из родственников женщины шили тряпичную куклу и проводили обряд её захоронения в земле. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился.

Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов. Чтобы сделать такую куклу, требовалось найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову.

Зинаида Ивановна Зимина
Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Изда­тельство «Ладога-100», 2007. – 64 с., ил. (Русская Традиция).