✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕМА: БОЛЬШАЯ ТЮРКСКАЯ ОРДА...
✅ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: БОЛЬШАЯ ТЮРКСКАЯ ОРДА, МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО И НОВГОРОД
В период войны Москвы с Казанью Большая тюркская орда по разным причинам не стала вмешиваться в их отношения. Во-первых, распри между Ахматом и Махмудом привели к образованию Астраханского ханства, что резко ослабило Большую тюркскую орду. Во-вторых, сохранялась опасность нападения тюрок-крымчаков. В-третьих, ослабление Москвы и Казани было выгодно для Большой тюркской орды. Более того, она даже была заинтересована в победе Москвы, так как это давало ей право требовать от неё выплаты всей дани (выхода) только ей. В-четвёртых, на востоке выявилась новая опасность.
После смерти в 1468 году правителя Синей орды Абулхаира, его приемником стал сын Шейх-Хайдар. Этот молодой и энергичный правитель не был связан никакими договорами с правителями Рассении, а поэтому поставил перед собой цель вновь подчинить себе Ногайскую и Кайсакскую орды. В 1469 году он собрал большое войско и значительно потеснил племена Ногайской орды. Правители Рассении организовали создание союза против Шейх-Хапдара. Против угрозы с юга объединились Сибирское татарское княжество, Кайсакская орда и Ногайская орда. Затем к этому союзу присоединилась и Большая тюркская орда.
Ахмет-хан неплохо знал историю и помнил походы Тимура. Повторения подобных походов он, конечно же, не хотел. Поэтому послал своё войско в помощь союзу. Здесь преследовалась и другая цель. В случае войны с Астраханским ханством или Крымом Ахмет рассчитывал получить помощь с востока. Совместными усилиями в 1470 году союзу удалось разгромить узбекское войско Шейх-Хай-дара. Сам он был убит в сражении. Однако узбеки провозгласили ханом малолетнего сына Шейха-Хайдара Шейбана, который бежал в Астрахань и нашёл там покровительство у астраханского хана Каси-ма (сына Махмуда). Теперь помощь союза понадобилась Ахмет-хану. В 1471 году войска союза осадили Хаджи-Тархан (Астрахань) и принудили Касима удалить Шейбана из ханства.
Пока Большая тюркская орда была занята проблемами на востоке и юге, Иван III вступил в борьбу с Новгородом. В начале ноября 1470 года умер архиепископ Новгородский Иона, стремившийся компромиссами умерить остроту конфликтов. Сразу же после его смерти подняла голову пролитовская партия, что грозило выходом Новгорода из-под великокняжеской руки. Не допустить это могла только победоносная война. И она началась. Учтя ошибки войны с Казанью, против которой силы наращивались постепенно, великий князь Иван III и его окружение мобилизовали почти все силы Московского княжества.
Все войска были разделены на несколько отрядов. Передовой отряд князя Д.Холмского насчитывал около 10 тысяч человек. Затем выступил отряд князя И.Стриги-Оболенского. Последними выступили главные силы войска во главе с великим князем. Псковичи наступали отдельно. Особый отряд, включавший вятичей, был направлен в северодвинские владения Новгорода. Боевые действия сразу приобрели характер широкомасштабной операции. Это дало скорый и победоносный результат. В отличие от войны с Казанью, здесь потребовалось всего чуть более полутора месяцем боевых действий. Так что блицкриг - это не новаторство XX века. Такие войны осуществлялись и в прошлом, если, конечно, какая-то воюющая сторона стремилась достичь решительной победы.
Передовой отряд князя Д.Холмского состоял, в основном, из стрелецких дружин славян-татар. Он вышел из Москвы 6 июня 1471 года. Именно он и сыграл решающую роль в разгроме Новгородских ратей. После взятия Старой Руссы, в конце июня, Д.Холмский нанёс последовательно поражение двум пешим отрядам новгородцев. А 14 июля на берегах реки Шелони произошло решающее сражение. Отряд Д.Холмского, почти в четыре раза уступавший в численности новгородцам, разгромил их наголову. В сражении были убиты видные деятели Новгородской республики. Тысячи новгородцев погибли, либо были ранены, несколько десятков посадников и бояр попали в плен. В конце июля в ожесточённом сражении на Северной Двине была разбита новгородская рать князя В.Гребёнки-Шуйского. Таким образом, всего лишь месяц реальных боевых действий показал полную неспособность Новгорода противостоять правильно организованному войску Московского великого княжества. В день сражения на Северной Двине 27 июля 1471 года, в местечке Коростень, начались переговоры, а затем был заключён мир. Главный итог Коростьшского мира состоял в том, что он подводил черту под равностатусными отношениями Москвы и Новгорода. Новгород признал себя «отчиной» московского великого князя. Любые обращения к Литве объявлялись незаконными. Усиливалась роль институтов великокняжеской власти в Новгороде, его наместников и дворецкого.
Новгород обязывался также выплатить огромную контрибуцию (свыше 16 тысяч рублей). Московскими и псковскими войсками, кроме того, была захвачена огромная добыча. Таким образом, в 1471 году политическая судьба Новгородской боярской республики была предрешена. Литва, связанная войной на западе, не могла помочь своим сторонникам в Новгороде. Однако она всё же попыталась направить на Москву хана Большой тюркской орды Ахмата, который в это время, освободившись от проблем на востоке и юге, жаждал вос-становить вассальную зависимость Москвы.
В июле 1472 года Ахмет-хан, имея ограниченные силы (около 50 тысяч человек войска), совершил поход против Москвы. В известном смысле этот поход был неожиданным для неё. Большая часть войска находилась на севере и в центре ораны. Однако созданная в предшествующие годы система порубежной стражи сработала эффективно. На северный берег Оки быстро выдвинулись отряды удельных князей. Затем подошло великокняжеское войско. Таким образом, попытки войск Ахмет-хана форсировать реку были отбиты. Ахмет-хану удалось разграбить несколько волостей на правобережье Оки, взять и сжечь Алексин.
И всё же великий князь Иван решил заключить с Ахмет-ханом мир. По этому мирному договору он признавал вассальную зависимость от Большой тюркской орды и обязывался выплачивать полную дань (выход) в размере 140 тысяч алтын. Время решительной схватки ещё не пришло. Тем более, что в ходе войн с Казанью и Новгородом московское войско было всё же ослаблено и нуждалось в восстановлении своих сил. Кроме того, опасность со стороны Новгорода ещё продолжала оставаться. Вначале нужно было окончательно решить эту проблему. А также найти союзников для борьбы с Литвой и Большой тюркской ордой.
В 1472 году турки-османы высадили своё войско с артиллерией в Крыму и помогли крымскому хану овладеть городами-крепостями генуэзцев. Были взяты и разрушены Таврия и другие фактории, превращенные в крепости. Крымское ханство объявило себя полностью независимым от Большой тюркской орды. Это резко обострило отношения между ними. В результате, крымскому хану понадобились союзники для борьбы с Большой тюркской ордой. Поэтому по инициативе Крымского хана Менгли-Гирея в 1474 году начались переговоры с Москвой о союзе.
В 1472 году произошло ещё одно знаменательное событие, имевшее для Москвы далеко идущие последствия. В 1467 году, когда Великого князя не было в столице, умирает его первая жена Мария Борисовна, дочь тверского великого князя. Есть основания полагать, что её смерть не была естественной. Встал вопрос о повторной женитьбе Ивана II. После подчинения Казани и разгрома Новгорода роль Москвы резко возросла. Появилась необходимость формально-го закрепления рождавшегося мощного государства. Титул «Государь великий князь всея Руси» мог быть воспринят европейскими государствами вполне положительно, ели бы великий князь породнился с каким-либо царственным домом Европы.
Выбор пал на Софью (Зою) Палеолог, племянницу двух последних византийских императоров и дочь их родного брата, морейского деспота Фомы Палеолога. Софья никогда не жила в Константинополе. С 1465 года она находилась в Риме и была под влиянием римского Папы. Переговоры о женитьбе велись несколько лет. Окончательное решение было принято в 1472 году. В начале ноября этого же года Софья вместе с послом Ивана III и Папы Римского прибыла в Москву. 12 ноября состоялось бракосочетание Ивана III и Софьи. Однако повторная женитьба не оправдала благих ожиданий, и в то же время породила немало проблем. Во-первых, европейские страны не спешили признавать за Иваном III титул «Государь и великий князь всея Руси», указывая на то, что он является улусником Большой орды. Во-вторых, в семью великого князя был внесён разлад. Взаимная неприязнь сразу же поразила Софью и старшего сына Ивана III Ивана Ивановича, который теперь часто оказывался к немилости у отца и далеко не всегда заслуженно.
Авторы современного учебника «История России с древнейших времён до конца XVII века» сумбурно и поверхностно повествуют о роли Софьи в событиях того времени, а поэтому не дают правдивой оценки её деятельности. А ведь стоило только обратить внимание на происхождение Софьи и её контакты с папой римским, как многие отрицательные стороны её личности стали бы видны как нельзя лучше. Византийский двор и резиденция папы римского всегда были средоточием интриг. Там ради достижения цели никогда не брезговали любыми средствами. Софья была достойным продуктом этой школы. Она уже в Риме обзавелась приближёнными, которые были прекрасными организаторами этих интриг. Были среди её приближенных колдуньи чёрной магии. Были и евреи-выкресты, которые должны были наладить тесные связи с церковью византийского толка в Москве, чтобы усилить византийскую ортодоксию. Есть основание полагать, что Софья тоже была еврейкой. Всё это позднее приведёт к трагедии, сходной с трагедией Артаксеркса, Амана, Мардохея и Эсфири. Всё это будет позднее, а сейчас пока начался разлад в семье великого князя.
В 1477 году, по инициативе приближённого Ивана III дьяка Фёдора Курицына, новгородские послы на переговорах в Москве назвали великого князя Ивана не «господином» Великого Новгорода, а «государем». Признание новгородцами титула «государь» означало уравнение Великого Новгорода с другими подвластными московскому великому князю областями. Этот факт стал известен в Новгороде из уст московских послов. Он вызвал взрыв возмущения новгородцев. Началось восстание, в результате которого была учинена расправа над несколькими боярами из «московской» партии. Московские купцы были изгнаны, а заявление новгородских послов о титуле дезавуировано. Иван III решил покончить дело силой.
Новый поход на Новгород начался в октябре 1477 года. Серьёзных столкновений войск не было. Московское войско взяло Новгород в осаду в конце ноября, а 7 декабря начались переговоры. Позиция, заявленная от имени Ивана III князем И.Патрикеевым, была предельно жёсткой. Ликвидировались вече, посадники и вечевой колокол. Новгород уравнивался с другими областями Московского великого княжества. Подлежали отчуждению в пользу государя все бывшие кня-жеские вотчины в Новгородской земле. Все главные требования были приняты новгородцами без липших проволочек. 15 января 1478 года государь и великий князь всея Руси Иван III осуществил парадный въезд в «свою отчину». Месяц он провёл в столице поверженной боярской республики. 17 февраля 1478 года Иван III отправился в Москву. За ним везли вечевой колокол - зримый символ поверженной государственной самостоятельности Великого Новгорода.
Такое обращение с Великим Новгородом, естественно, не понравилось хану Большой тюркской орды, так как оно принципиально меняло государственный статус одного из подвластных столов, дань (выход) с которого учитывалась отдельно. Изменение статуса требовало разрешения хана. Он же такого разрешения не давал. Тем более Иван III уже в 1477 году прекратил выплату ежегодной дани и форсировал переговоры с Менгли-Гиреем. Назревал конфликт, к которому хан Ахмат, по большому счету, не был готов. Дело в том, что союз с восточными соседями у него распался по его собственной неосмотрительности. Когда в 1476 году на короткое время ему удалось посадить в Крыму своего племянника Джанибека, у него созрели планы возрождения былого могущества Большой тюркской орды времён Тохтамыша.
Естественно, это вызвало недовольство со стороны ханов Казани, Крыма, Астрахани и Ногайском орды, которые теперь становились потенциальными союзниками Ивана III. Поэтому хан Ахмат незначительно усилился только за счёт Казанского ханства, от которого отделилась, в результате поражения от Москвы, часть мурз и беков со своими людьми по Волге. А если учесть, что славяне-татары продолжали интенсивно уходить и наниматься на службу к московскому князю, то станет ясно, что это усиление было незначительным. Мак-симально он мог собрать около 80 тысяч человек войска.
Поэтому подсчёты авторов вышеприведённого учебника абсолютно неправильны, когда они указывают, что Ахмат имел более ста тысяч воинов, да ещё усилился за счёт калмыков, якобы выведенных из Средней Азии, и воинских сил Астраханского ханства. Никаких калмыков он из Средней Азии не выводил. Не мог он рассчитывать и на помощь Астрахани. С ней он враждовал. Вот почему в 1478 году он начал интенсивные переговоры с Литвой о совместных действиях против Москвы. В эти действия Литва пыталась втянуть и Ливонский орден, усиливший свои враждебные действия против Пскова.
В этой связи положение Ивана III было значительно более прочным. Московское великое княжество значительно увеличилось. Московское войско не без проблем, но шло от успеха к успеху. Этому способствовало продолжение Иваном III политики своего отца Василия II, касающейся приглашения славян-татар и славян-казаков на службу московскому князю. Исследователь тюркской истории и последовательный сторонник теории Л.Гумилёва - Р.Н.Безертинов считает, что в период распада Большой тюркской орды татары уходили со своими «атаманами, атаман-отец войска» на её окраины, обычно реки Дон и Днепр, а также «в пределы русских княжеств в поисках военной службы хлынуло большое число казаков и татар со своими беками. Шли они в эти княжества, как к своим союзникам, так как считали их одним из бывших улусов Золотой орды».
Вот, дорогой читатель, образчик, когда исследователь не видит разницы между татарами и казаками, с одной стороны, и тюрками, с другой стороны; когда татар и казаков огульно записывает в тюрки. Собственно, Р.Н.Безертинов здесь не новатор. Официальная историческая наука уже давно делает то же самое, только с одним отличием, она вообще не касается этнической принадлежности казаков. С таким подходом я, естественно, согласиться не могу.
Выше мы установили, что татары были восточными славянами. Именно они составляли основу постоянного полевого ордынского войска Рассении. Для наблюдения за рубежами державы и содержания переправ в ордынском войске выделялась особая часть воинов, которая называлась казаками. Небольшие отряды этих воинов постоянно перемещались вдоль назначенных рубежей или рек, чтобы не пропустить вторжение неприятеля. За постоянное их перемещение с места на место им и дали название казаки. В казаки набирались самые неприхотливые и выносливые воины. Они были мастерами маскировки, хорошими наблюдателями, ловкими наездниками. Прекрасно стреляли из лука, владели саблей и ножами. Из защитного вооружения они имели облегчённый кожаный доспех и такой же облегчённый щит. Таким образом, казаки были мастерами одиночного и группового боя, а татары мастерами действия организованного полевого войска. Кроме сабель, они имели более тяжёлое и прочное защитное вооружение, более тяжёлые и дальнобойные луки, а также копья.
Трансформация западного ордынского войска и образование Большой тюркской орды с 1300 по 1380 годы дали первый всплеск расслоения по этническому принципу, когда значительная часть славян-татар перешла на службу в Московское княжество и тем самым обеспечила его первый короткий подъем и победу над тюрками на поле Куликовом. Восстановленное на короткое время Тимуром западное ордынское войско (Западная орда) обеспечило приход с востока новой волны славян-татар Рассении, которые оседали на Волге и Верхнем Дону. Именно отслужившие в войске славяне-татары занимались там землепашеством, о котором пишет Р.Н.Безертинов, и к которым тюрки не имели никакого отношения. Тюрки занимались кочевым скотоводством, кото