✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, КАЗАНЬ И ЛИТВА
Пока шли эти перипетии в Большой тюркской орде и на её окраи¬нах, в Москве происходили не менее интересные события. После от¬ражения похода Ахмет-хана Иван III снял опалу с Софьи и вернул её в Москву. Здесь она, к явному своему неудовольствию и разоча¬рованию, увидела триумф Ивана Ивановича. Его успешное управле¬ние войском было отмечено Иваном III высшим назначением. Иван Иванович был провозглашён сопроводителем государя Ивана Ш. Это значительно усилило его влияние на принятие государственных решений. Его уважали и ценили военачальники, среди которых вы¬ходцы из славян-татар были в большинстве. Главный воевода мос¬ковского войска князь Д.Холмский был его ближайшим соратником и сторонником. У них Иван Иванович многому научился, в том числе изменилось его мировоззрение и миропонимание.
Он больше стал вникать в дипломатию, что сблизило его с дьяком Ф.Курицыным. В круг его интересов входили архитектура и литей¬ное дело. В результате, он завоевал уважение и доверие итальянских мастеров, которые возводили Кремль, отливали пушки и пищали. При этом следует иметь в виду, что это было время эпохи Возрожде¬ния, когда итальянские мастера повсеместно задавали тон. Они, ко¬нечно же, оказали на Ивана Ивановича заметное влияние. К этому времени он уже хорошо осознал косность византийской ортодоксии. Таким образом, вокруг Ивана Ивановича сплотились профессиона¬лы своего дела, люди достаточно свободных взглядов, не обре¬менённые религиозно-обрядовыми догматами, активные, инициа¬тивные и энергичные.
Именно они задавали тон при обсуждении тех или иных вопросов, которые рассматривались на великокняжеском совете. Без сомнения, Иван III был под влиянием всех этих людей и почти до конца своей жизни содействовал им. Великокняжеский совет включал удельных князей, видных военачальников и администраторов, а также специа¬листов разных дел (архитекторов, литейщиков и т.д.). Благодаря об¬суждению на этом совете наиболее важных проблем государства, обеспечивалось принятие целесообразных решений. В определён¬ной мере этот совет ограничивал произвол самодержавной власти и служил сохранению, до известной степени, конечно, демократиче¬ских традиций. В силу того, что Иван III смолоду был погружён в го¬сударственные дела, он постоянно был включён в их обсуждение, ко¬торое с годами переросло в устойчивую привычку.
Во второй половине правления Ивана III, когда значительно воз¬рос объём государственных дел, потребовалось расширить круг сове¬та за счёт исполнителей. Теперь, кроме удельных князей и знатных воевод, администраторов и специалистов, в совет стали входить окольничие, которые выполняли функции рабочего аппарата совета. Так совет стал превращаться в Думу, которая теперь совмещала в себе выработку идейно-концептуальных решений и исполнительных функций. Складывалась благоприятная обстановка для создания нормального, вполне демократического и эффективного органа вла¬сти в стране. Однако этот процесс был подорван уже при Иване III династическими проблемами. Без сомнения, главную роль в этом сыграла великая княгиня Софья.
Увидев триумф Ивана Ивановича, она поняла, что действовать от¬крыто стало опасно. В то же время она не хотела прекращать борьбу, а поэтому, по возможности, стала действовать скрытно. Как показы¬вает развитие последующих событий, она сосредоточила свою небла¬говидную деятельность на следующих направлениях. Во-первых, что¬бы склонить Ивана III на свою сторону, она стала рожать ему детей одного за другим. Начиная с 1479 года, она родила пятерых сыновей и несколько дочерей. Во-вторых, начала искать пути устранения Ива¬на Ивановича, как тогда говорили, страстно хотела его «извести», В этом плане колдуны и колдуньи чёрной магии оказались как нельзя кстати. В-третьих, для борьбы с окружением Ивана Ивановича была привлечена церковь. Представители византийской ортодоксии, прие¬хавшие с Софьей, также оказались весьма кстати. Именно они и ми¬трополит Геронтий вскоре организовали движение стяжателей.
В-четвёртых, она решила не упускать любого удобного случая, чтобы насолить Ивану III. И такой случай вскоре представился. В 1482 году племянница Софьи вышла замуж на князя Василия Верей¬ского. Софья, не имея на то прав, одарила её и своего брата значи¬тельной частью драгоценностей, которые принадлежали первой жене Ивана III. Когда князь В.Верейский узнал об этом, он так перепугал¬ся, что вместе со своей неудачливой женой бежал в Литву. Иван III о расхищении драгоценностей не знал до тех пор, пока в 1483 году они ему не понадобились. В этом году, отмечая заслуги старшего сына, он решить одарить его жену и свою сноху. Но оказалось, что значитель¬ная часть драгоценностей похищена. Софья вновь попала в опалу. И всё же, несмотря на дрязги великокняжеской семьи, Московское ве¬ликое княжество продолжало внутренне консолидироваться.
В 1481 году умер Андрей Меньшой. Его удел был включён в со¬став Московского государства. В 1483 году было окончательно при¬соединено Рязанское княжество, а в 1485 году Тверское княжество. В 1483-84 годах, чтобы лишить Новгород активной оппозиции, была произведена конфискация собственности и земель этой оппозиции. Сами оппозиционеры были переселены в центральные и юго-восточ¬ные уделы страны. В 1486 году был ликвидирован Верейско-Белозер¬ский удел. По мере укрепления устойчивости государства, создава¬лись предпосылки расширить его внешнее влияние. Здесь вновь вспомнили о Рассении и решили сосредоточить усилия на востоке.
Вначале решили подчинить себе Югорскую землю, которая ранее подчинялась Новгороду. На завоевание этой земли ходили ещё в 1465 году. Тогда Иван III повелел устюжанину Василию Скрябе со¬вершить поход в Югорскую землю. С Василием Скрябой в походе участвовал князь Василий Вымский. Рать из Устюга двинулась 9 мая. Поход был удачным, Югорская земля была завоёвана. Захвачен был большой полон, в том числе югорские князья Калпак и Течик, которых доставили в Москву к великому князю. Иван III оставил их княжить в Югорской земле, но потребовал выплачивать дань. Кал¬пак и Течик согласились и были отпущены в Югорскую землю. Отли¬чившегося Василия Скрябу Иван III щедро одарил.
Однако югорские князья, воспользовавшись войной Москвы с Ка¬занью, а затем с Новгородом, отказались выплачивать дань. Поэтому в 1483 году Иван III повелел князьям Фёдору Курбскому и Ивану
Салтык-Травину совершить поход против вогульского князя Асыка, затем на Югру и далее на реку Обь. Под предводительством этих князей были устюжане, вологжапо, вычегжапе, вымичи, сысоличи, пермяки. В устье реки Пелыпи притока Тавды, впадающей в Тобол, произошёл бой с вогуличами. Устюжан погибло семь человек, вогуличей несколько десятков. Князь вогульский Юмшап бежал. Московское войско дальше пошло на восток вниз по реке Тавде мимо Тю¬мени. По пути захватили немало селений. Взяли много разного добра и пленных. Далее по Иртышу и Оби прошли всю Югорскую землю. Ещё захватили немало всякого добра и пленных, среди которых ока¬зались князья Юмшан, Калиа, Лятик, Пыткей и Молдан. Войско вы¬шло из Устюга 9 мая, а возвратилось 1 октября. От болезней во время похода умерло много вологжан. Весной 1484 года пленённые князья предстали перед великим князем и присягнули на верность. Иван III принял их в число своих подданных, наложил на них дань, одарил и отпустил домой. В этот поход столкновения с Сибирским татарским княжеством не произошло. Завоевание коснулось земель, распола¬гавшихся севернее, где проживали угорские народы вогулы и остяки, Предки которых около 2500 лет назад были вывезены из Дравидии (Афганистан, Иран) и расселены на севере Рассении.
Коль не удалось пробиться в Рассению севернее, Иван III решил восстановить эти связи через Казань. Вот тут-то и пригодился Мухаммед-Эмин, который в 1479 году, после того как проиграл борь¬бу за Казанский ханский престол, покинул Казань и уехал в Москву. Великий князь Иван принял его, возвёл в ранг князя и дал в управле¬ние Каширу. Назревавший конфликт с Большой тюркской ордой не позволял тогда организовать большой поход против Казани. Теперь же никто не мешал осуществлению похода, был и претендент на хан¬ский престол Казани. В апреле 1487 года московское войско под об¬щим командованием большого воеводы князя Д.Холмского двину¬лось к Казани. Передовым отрядом командовал Мухаммед-Эмин.
Во второй половине мая началась осада Казани. Среди осаждён¬ных не было единодушия. Часть из них считала Мухамммед-Эмина законным наследником. Под их влиянием осаждённые низложили хана Али и открыли городские ворота. Так Мухаммед-Эмин был воз¬ведён на казанский престол. Чтобы не иметь в Казани борьбы за пре¬столонаследие, хан Али с жёнами был сослан в Вологду, а его дети в городок Карголом недалеко от Белоозера. Последующие события подтвердили правильность этой предусмотрительности. Став ханом, Мухаммед-Эмин подписал с Иваном III договор, регулировавший от¬ношения Москвы и Казани. В нём оговаривались следующие усло¬вия. Казань обязывалась: а) не воевать против Москвы; 6) не выби¬рать себе нового хана без согласия московского великого князя; в) обеспечить безопасность русских людей и неприкосновенность их имущества во время пребывания в Казанском ханстве. Таким обра
зом, через 50 лет роли поменялись. Теперь в вассальной зависимости от Москвы находилась Казань.
Продолжая наводить мосты с Рассенией, Иван III согласился на брак хана Мухаммед-Эмина с дочерью ногайского бека Мусы. Союз с Ногайской ордой был необходим Москве для организации последую¬щей борьбы с Большой тюркской ордой. После разрешения казан¬ской проблемы Иван III в 1489 году направил большое войско на Вят¬ку. Этот поход завершил её окончательное присоединение к Москве. Однако положение Мухаммед-Эмина в Казани было непрочным. Казанскую мусульманскую аристократию не устраивал хан, проводив¬ший политику вассальной зависимости от Москвы.
Однако и в Москве не всё было ладно. Старания Софьи не пропа¬ли дарам. Ей удалось переманить на свою сторону часть членов госу¬дарева двора, включая многолетнего наместника в Москве князя Ивана Патрикеева, не говоря уже о митрополите Геронтии. Именно он, совместно с представителями византийской ортодоксии, прибыв¬шими с Софьей, развернул борьбу за евангелизацию и катехизацию московского общества. Дело в том, что до этого церковь в Москов¬ском великом княжестве была аморфной. Выше мы уже говорили об этом. Существовала много разных течений и даже церквей, которые не исповедовали византийской ортодоксии. Для того, чтобы как-то регулировать их отношения, при Иване III был создан Поместный церковный собор. На этих регулярно проводившихся собраниях всех церковных иерархов Московского великого-княжества, в основном, обсуждались церковные вопросы. На них происходило избрание и постановление митрополитов и епископов.
Однако усиление влияния славян-татар и итальянцев на решение государственных дел неизбежно привело к усилению тех религиоз¬ных течений и церквей, которые не признавали византийской орто¬доксии. Образовались сильные центры в Новгороде и Москве, кото¬рые противостояли византийской ортодоксии. В новгородском и мос¬ковском центрах оказались представители белого приходского духо¬венства, монахов, бояр, приказных, торговцев, ремесленников и т.д. Сомнению подвергались и даже отрицались ветхозаветные догматы.
Московский центр исповедовал более умеренные взгляды. Однако его влияние было более значительным. Кроме Ивана Ивановича и его жены великой княгини Елены Стефановны, туда входили дьяки бра¬тья Фёдор и Иван Курицыны, видные представители приказной эли¬ты, военачальники, священники из кремлёвского духовенства, круп¬ные купцы. Многих из них, взгляды которых, мягко говоря, отлича¬лись неортодоксальностью, привечал сам Иван III. Поэтому борьба партий (Ивана Ивановича и Софьи) была длительной, упорной, а в финале беспощадно жестокой.
Толчок к ней дал новгородский архиепископ Геннадий, тоже близ¬кое к Ивану III лицо. Однако его попытки придать борьбе с инако
мыслием широкий размах, устрашить суровостью наказаний не встречали должной поддержки, прежде всего, со стороны Ивана III, у которого были натянутые отношения с митрополитом Геронтием. Только после смерти Геронтия, при митрополите Зосиме в октябре 1490 года был созван очередной Поместный церковный Собор с уча¬стием самого великого князя и его ближайших советников. Взгляды инакомыслящих были осуждены, некоторые священники лишены сана, значительное число было подвергнуто аресту. Ещё более осла¬била инакомыслящих внезапная смерть в этом же 1490 году сопра¬вителя Ивана III Ивана Ивановича. Многим тогда было ясно, что Ивана Ивановича «извели». Даже Иван III не поверил в естествен¬ную смерть старшего сына. Началось следствие, которое продолжа¬лось несколько лет. Борьба партий в этот период не утихала. Инако¬мыслящие сплотились вокруг сына Ивана Ивановича Дмитрия и его матери Елены Стефановны.
В Казани в это время обстановка начала складываться не в поль¬зу Мухаммеда-Эмина и Москвы. К 1490 году там образовалась оп¬позиция, недовольная Мухаммед-Эмином. Возглавили оппозицию представители казанской аристократии Кель-Ахмед-бек, Ура-бек, Садыр-бек и Агший-бек. Главари оппозиции правильно рассчитали, что, пригласив на ханский престол княжича Мамука - сына князя Сибирского татарского княжества Ибака, они тем самым нейтрали¬зуют действия Ивана III, который не решится выступить против это¬го претендента, чтобы не ссориться с Сибирским татарским княжест¬вом и Ногайской ордой. Переговоры велись втайне и в ожидании, что Иван III окажется занят событиями, связанными с Литвой и Большой тюркской ордой.
Так оно и произошло. Оправившись от поражения, Менгли-Гирей решил наказать Большую тюркскую орду и вспомнил о договоре с Москвой 1480 года. Кроме собственной подготовки, он стал требо¬вать от Москвы выполнения договора. Иван III в 1491 году был вы¬нужден направить своё войско на Дон. Однако сыновья Ахмета не приняли сражения и откочевали в низовья Дона. Московское войско дошло до Верхнего Дона, не встречая противника, и было вынужде¬но вернуться обратно. В это же время обострились отношения Ивана III с Литвой. Влияние Польши на Литву сказывалось, прежде всего, в том, что католики проявляли явную враждебность против христи¬ан, исповедовавших византийскую ортодоксию. В результате, сто¬ронники этого течения в Литве стали подвергаться гонениям.
Религиозные притеснения способствовали переходу многих кня¬зей со своими людьми на сторону Москвы. Польский король Кази¬мир IV потребовал от Ивана III, чтобы он не принимал на службу пе¬реходивших князей. Иван III отказался выполнять эти требования, после чего польский король решил подкрепить свои требования бое¬выми действиями. Война стала неизбежной. Московское войско на¬чало боевые действия в 1492 году: Они были успешными. Иван III, желая решительного поражения противника, стал, в свою очередь, требовать от Менгли-Гирея выполнения договора 1480 года. В 1494 году Менли-Гирей вторгся в Литву, овладел Подолией и Волы¬нью, взял Киев. Казимир IV был вынужден заключить невыгодный для себя мир. По мирному договору 1494 года, Москва получила Чернигов, Рыльск, Новгород-Северский и другие города.
У Ивана III проблемы были не только с Литвой, но также с Ли¬вонским орденом и Швецией. Ливонский орден постоянно угрожал Пскову и Новгороду. Псков имел сильную крепость. Попытки овла¬деть Псковом неоднократно терпели неудачу. Однако севернее Чуд¬ского озера ливонцы построили крепость Нарву, из которой они могли теперь серьёзно угрожать Новгороду. Чтобы локализовать эту угрозу, Иван III повелел на противоположном берегу построить крепость Иван-город. Строительство этой деревянной крепости было закончено в 1492 году. Северным территориям Московского великого княжества угрожала также Швеция. В свое время ей уда¬лось захватить Выборг и построить там сильную крепость. Ливон¬ский орден и Швеция, в случае объединения усилий, могли соста¬вить серьёзную угрозу для Московского великого княжества на северо-западе.
Чтобы не допустить объединённого выступления против Москвы Ливонского ордена и Швеции, Иван III решает начать войну со Швецией. В 1495 году его войско осадило Выборг, но взять кре¬пость не смогло. В 1496 году боевые действия продолжились. Мос¬ковское войско совершило успешный поход через южные, централь¬ные и отчасти северные области Финляндии. Была захвачена боль¬шая добыча. Однако шведы в августе 1496
Документ: МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, КАЗАНЬ И ЛИТВА.doc