✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

✔ ОБРАЗОВАНИЕ И КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ТЕМА: ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА
Царь Фёдор при смерти завещал государство воле Божьей, а жене Ирине «не повеле царствовати, но повеле ей приняты иноческий образ». Незадолго до смерти в одной из бесед с Б.Годуновым он сказал: «Ты не можешь стать царём, разве что тебя изберут по общему согласию, однако сомневаюсь, что тебя изберут, ты происходишь из не¬знатного рода». Указав затем на Ф.Романова-Юрьева, добавил: «предполагаю, скорее изберут его». Эти заявления показывают, что царь Фёдор не был слабоумным. Это был вполне нормальный человек, правда, излишне религиозный, но со здравыми суждениями, хорошо разбиравшийся в династических проблемах и проблемах престолонаследия. Для понимания особы царя Фёдора следует учитывать и его поведение во время отражения крымской орды у стен Москвы в 1591 году. В отличие от своего отца Ивана IV, царь Фёдор не побежал куда глаза глядят, а остался в Москве и в присутствии плакавшего Б.Годунова спокойно сказал: «Будь спокоен! Завтра не будет хана!» По этому поведению и суждению царя Фёдора можно сделать вполне логичный вывод, что он не был лишен мужества и известной доли проницательности. Так что выводы Н.Карамзина и многих других историков, приписавших царю Фёдору слабоумие, не соответствуют действительности.
Своими предсмертными заявлениями царь Фёдор, по существу, сконструировал все последующие события, оставив у руля государст¬ва правителя Б.Годунова, патриарха Иона, двоюродного брата царя Федора Ф.Романова-Юрьева и старейшину Думы Ф.Мстиславского. В 7 часов 7 января 1598 года царь Фёдор скончался. Царица Ирина и Б.Годунов, совершив печальный обряд: раздали немалые средства бедным, церквям и монастырям, распорядились открыть двери тем¬ниц и выпустить всех узников, включая убийц, так хотели подчерк¬нуть добродетели умершего царя. Сразу после похорон развернулась борьба за царский престол. Б.Годунов не больше, но и не меньше дру¬гих желал его занять. Вся предыдущая его деятельность, по большей части успешная, показывала, что он был вполне достойным претендентом. Причем претендентом по заслугам, а не знатности.
Б.Годунов прекрасно понимал, что немедленное пострижение в монахини сестры Ирины резко уменьшит его шансы на избрание. По этому он уговорил Ирину взять на себя царское бремя до созыва Зем¬ского Собора, чтобы другие претенденты не пытались утвердиться у власти силой. Тут же была сочинена присяга, в которой говорилось, что Ирина принимает царское бремя «на малое время, покамест бог царьство строит от всех мятежей и царя даст». За ней последова¬ла сама присяга царице Ирине. Дума целовала крест не по велению начальных бояр, а по велению «изрядного правителям Б.Годунова. Вслед за столицей к присяге была приведена вся страна. В разослан¬ной присяге требовалось не поддаваться полякам и шведам, хранить свою веру и верность патриарху, царице Ирине, её брату Борису Фёдоровичу и его сыну - наследнику и другим детям, которые у него когда-нибудь родятся.
Этот текст у большинства присягавших создавал уверенность, что они присягают княгине-царице и её сыну. Правда, некоторые прися¬гать отказались (псковитяне), видимо, по наущению Шуйских. Вскоре разобрались и другие. По сложившейся уже московской традиции присяга вдове-царице была неслыханным делом. При жизни Федора имя Ирины часто называли рядом с именем царя. После его смерти согласны были называть её «великой государыней», но не царицей, так как этот титул не был равнозначен царскому. До и после Лжедмитрия цариц не только не короновали, но даже не допускали к участию в цар¬ском венчании. На коронации Фёдора Ирина не присутствовала. Ей было только позволено наблюдать за коронацией. Не будучи короно¬ванной, она не могла ни обладать властью, ни передать её брату.
Московский люд был изумлён и возмущён, услышав в церквях многолетие царице. Возмущение и негодование переросло в действие. Перед Кремлём собралось множество народа. Люди шумели и звали царицу. Ирина вышла на Красное крыльцо, «дабы избежать велико¬го несчастья и возмущения», и объявила, что хочет исполнить «волю покойного царя и своё обещание о пострижении». Когда же её спро¬сили, кто будет править, она ответила: «У вас есть князья и бояре, пусть они начальствуют и правят вами». После этого она 15 января уехала в Новодевичий монастырь и стала инокиней Александрой. За-явление Ирины отвечало чаяниям боярства.
В этих условиях руководство Думы и стольники взяли на себя всю работу по созыву Земского Собора, который должен был избрать царя. Не дремал и Б.Годунов со своими сторонниками. В ходе подго¬товки к Собору они разработали проект «Соборного определе¬ни», где значилась только его кандидатура. Этот проект был состав¬лен 15 января 1598 года. В силу того, что избрание царя было преро¬гативой высокородного боярства, этот проект, несмотря на все стара¬ния сторонников Б.Годунова, на январском заседании Земского Со¬бора не прошёл. После смерти царя боярство перестало скрывать свою неприязнь к Б.Годунову. Сановитые бояре и их сторонники не хотели передавать ему корону. Все они считали, что на троне должен сидеть наследник «царского корени».
Ближайшими родственниками царя Фёдора были князья Шуйские, которые вели свою родословную от Всеволода Великого. Они надея¬лись на то, что займут трон и активно противодействовали Б.Годунову. Ему также противодействовали Романовы, Мстиславские, Вельские и их сторонники. В ходе этой закулисной и явной борьбы выявилось че¬тыре претендента: Ф.Мстиславский, Ф.Романов, Б.Сельский и Б.Го¬дунов. Наибольшие шансы имели Ф.Романов и Б.Годунов. Ход избра¬ния изобиловал острой политической борьбой и драматическими мо-ментами. Ход этой избирательной кампании переломила позиция ру¬ководства церкви и, прежде всего, патриарха Иова.
Он добился отсрочки избрания под предлогом; во-первых, 40 дневного траура по умершему царю; во-вторых, из-за необходимости дождаться пока в Москву съедутся «многих городов служилые и вся¬кие люди». 17 февраля истекло время траура по умершему царю. Земской Собор немедленно приступил к избранию царя. Однако на этот раз в его составе не было большинства бояр членов Думы и со¬брался он не в Кремле, а на подворье патриарха Иова. На данном за¬седании Земского Собора и было принято решение об избрании царём Б.Годунова. Так что старания Б.Годунова возвысить митропо¬лита Иова и сделать его патриархом не пропали даром. Но это избра¬ние было под большим вопросом, так как Дума провела своё заседа¬ние в Кремле, на котором было решено, обратиться к народу, с предложением принести присягу Думе.
Глава посольского приказа и лучший оратор Думы В.Щелкалов дважды выходил на Красное крыльцо и настойчиво убеждал собрав¬шихся присягнуть боярам. Однако народ не поддержал обращение Думы, так провалилась попытка внести в стране боярское правление. Главную роль в этом сыграло мелкопоместное дворянство, которое от Б.Годунова получило известные выгоды, от бояр ему нечего было ждать. Таким образом, высокородных бояр не поддержали: половина «младших» бояр, мелкопоместное дворянство и церковь. Стрельцы также оказались на стороне Б.Годунова, потому что он уделял им большое внимание. После избрания Земский Собор организовал ше¬ствие к Борису и инокине Александре в Новодевичий монастырь.
Чтобы покончить с клеветой насчёт убийства царевича Дмитрия, Б.Годунов отказался занять трон, заявив, что он никогда не мыслил посягнуть на «превысочайший царский чин». Патриарх и члены Со¬бора с удвоенной энергией взялись за подготовку нового шествия. Церковь пустила в ход весь свой авторитет. Ночное богослужение привлекло множество народа. Наутро духовенство с самыми почитае¬мыми иконами и множеством народа двинулось к Новодевичьему монастырю. Когда Б.Годунов вышел на паперть, народ встретил его оглушительными криками. Эти крики создавали видимость всенарод¬ного избрания. Поначалу казавшийся непреклонным, Годунов смяг¬чился и великодушно объявил собравшемуся народу о своём согласии
принять корону. Не теряя времени, патриарх Иов увёл его В ближай¬ший монастырский собор и венчал на царство.
Однако Дума отказалась присягать Б.Годунову, и он был вынуж¬ден вернуться в Новодевичий монастырь к инокине Александре. В начале марта 1598 года патриарх Иов вновь созвал соборных чинов на своём подворье. Мартовское заседание Земского Собора подтвер¬дило избрание царём Б.Годунова. Опираясь на его решение, патри¬арх в середине марта направил провинциальным священникам посла¬ние с повелением зачитать, грамоту об «избрании» Годунова на царст¬во всем служилым и посадским людям. Это подействовало, и на сто¬рону правителя мало- помалу стали переходить бывшие сторонники Думы. В марте на его сторону перешёл Щелкалов.
Тогда руководство Думы решило выдвинуть для воцарения быв¬шего казанского царя Едигера, крещённого Симеоном и привечаемо¬го в прошлом Иваном IV, который сохранил за ним царский титул. Симеон был уже стар и слеп, править он не мог, но боярам он вполне подходил. Им хотели прикрыться, чтобы править самим. Патриарх и другие руководители Земского Собора, чтобы нейтрализовать новую интригу бояр, организовали очередное шествие к Новодевичьему мо¬настырю. Здесь патриарх обратился к царице-инокине, чтобы она из¬дала указ и повелела брату ехать в Кремль и короноваться. Она изда¬ла такой указ. 30 апреля Б.Годунов во второй раз торжественно въе¬хал в Кремль и после богослужения в Успенском соборе водворился в царских палатах. Переезд в царский дворец покончил с неопределённым положением, но это не решило проблемы коронации.
Предвидя упорную борьбу с Думой, сторонники Б.Годунова, что¬бы ускорить процесс избрания, распустили в марте слухи о том, что крымский хан собирается в поход на Москву. В апреле Б.Годунов как правитель распорядился собирать войско. В начале мая оно было собрано, и бояре оказались перед выбором: либо занять высшие по¬сты в войске, либо отказаться от участия в обороне границ и навлечь на себя обвинения в измене. В этой ситуации высокородное боярство сдало свои позиции, и Годунов достиг своей цели. В начале мая он выехал к ратям на Оку. Крымский хан не пришёл, и войско просто¬яло на Оке два месяца.
За это время правитель постарался завоевать симпатии массы де¬тей боярских, дворян и других ратных людей. Их щедро угощали за царским столом, раздавали денежное жалование. Шум военных при¬готовлений заглушил голос оппозиции. Все его главные противники получили высшие назначения и вынуждены были приглушить своё отрицательное отношение к Б.Годунову. Серпуховской поход закон¬чился в июле. После него ещё некоторое время шла подготовка к ко¬ронации, которая состоялась 3 сентября 1598 года в Успенском собо¬ре Кремля. По этому случаю многие знатные лица получили высшие думные чины. В числе особо удостоенных были Романовы и Б.Вель¬ский. Б.Годунов дал клятву не проливать крови в течение 5 лет. Милость коснулась также дворянства и служилых людей: «на один год вдруг три жалованья велел дать». Ряд льгот получили посады. В Сибири простили ясак за целый год.
Пока в Москве развивались драматические события на почве из¬брания нового царя, в Сибири состоялся последний акт драмы в борь¬бе с Кучумом. Прибывшая в Тару с воеводой Ф.Елецким полуторатысячная рать имела в своём составе свыше 1200 славян-татар. Боль¬шинство из них было повёрстано в стрельцы и служилые казаки. За прошедшие четыре года они прошли необходимое обучение. В тече¬ние прошедших лет собирали также сведения о местонахождении Кучума. От переходивших на сторону Москвы татар удалось узнать, что Кучум обитает восточнее Барабинской степи у реки Оби (на месте нынешнего Ордынского района Новосибирской области).
Из подготовленных в Таре 1000 стрельцов и 500 служилых казаков тарский воевода И.Воейков в поход против Кучума выделил 700 стрельцов и 300 служилых казаков. Эту большую дружину возглавил сам воевода И.Воейков и атаман служилых казаков Черкас Александ¬ров, ранее уже отличившийся в боях с отрядами Кучума. 4 августа 1598 года дружина воеводы Воейкова двинулась в поход. В передовом отряде дружины шли служилые казаки Ч.Александрова, который вы¬слал разъезды для захвата сторожей Кучума и разведки его местона-хождения. Все стрельцы были в составе главных сил. 19 августа разъ¬езд казаков обнаружил стан Кучума и сообщил о нём атаману Ч.Алек¬сандрову и воеводе И.Воейкову. Воевода и атаман решили оставить обоз и идти всю ночь, чтобы утром напасть на стан Кучума. Как реши¬ли, так и сделали. Шли быстро, делая короткие привалы на отдых. На рассвете 20 августа подошли к стану Кучума, который оказался укреплённым. Атаковать этот укреплённый стан можно было с двух направлений. С третьего направления пути отхода затрудняла река.
Обороняли стан около 500 воинов Кучума. Как только стрелецко-казачья дружина развернулась и пошла на приступ, воины Кучума оказали ожесточённое сопротивление. Целый день шёл бой. Огне¬стрельное оружие стрельцов сыграло в нём решающую роль. От его огня погибли царевичи Илитек - брат Кучума и Канай - сын Кучума, 6 князьков, 10 мурз и 150 воинов. К вечеру воинов Кучума вытеснили из укрепления и прижали к реке. Около ста воинов Кучума под огнём стрельцов и казаков утонуло в реке. В плен попало около 50 человек. Кроме них в плен попали: пять сыновей Кучума - Асманак, Шаим, Бабаджа, Молла и Кумыш; восемь жён Кучума; восемь дочерей Ку¬чума от 3 до 14 лет; две невестки - жёны царевичей Алея и Капая; два внука и две внучки Кучума. Однако он сам с телохранителями и ча¬стью дружины, всего около 150 человек, под покровом ночи сели в лодки и пытались спастись. В погоню за ними были отправлены две сотни служилых казаков, которые настигли беглецов и большую их часть перебили. И всё же Кучуму с небольшим отрядом телохраните¬лей менее 50 человек удалось скрыться.
Упорство и продолжительность этого последнего боя с воинами Кучума показывает, что тюрки и татары-мусульмане даже в мень¬шинстве упорно и ожесточённо сражались. Это напрочь опровергает мнение, будто Ермак с малыми силами одолел полчища татар. После боя воевода И.Воейков распорядился разрушить и сжечь укрепле¬ние, а затем с пленниками и другой добычей вернулся в Тару. По воз¬вращении в Тару отправил в Москву знатных пленников с сообщени¬ем, что Кучум разбит окончательно. Но, зная, что Кучум спасся, ор¬ганизовал его поиск, чтобы предложить побеждённому Кучуму сдать-ся, уехать в Москву и соединиться с семьёй. Один из посланцев, тата¬рин Тулмахмет, нашёл Кучума в лесу, вблизи того места, где лежали тела убитых татар-мусульман и тюрок. Слепой старец сидел под дере¬вом в окружении трёх сыновей и тридцати телохранителей. Татары окрестных мест отказались ему повиноваться. Выслушав речи по¬сланца И.Воейкова, рассказавшего о милостях московского царя, Ку¬чум спокойно ответил: «Я не поехал к нему и в лучшее времена доброю волею, целый и богатый; теперь поеду ли за смертию?.. Теперь по¬сылаю остальных детей в Бухарию, а сам еду к ногаям».
После этого он возвратился на место боя и в присутствии посланца два дня занимался погребением убитых. Закончив погребение, он, в сопровождении оставшихся воинов двинулся вверх по Оби к калмы¬кам. В 1599 году он пытался подбить их на выступление против Мо¬сквы. Но калмыки уже переживали острое соперничество с уйгурами. Поэтому выступить против Москвы они отказались. Тогда Кучум со своим небольшим отрядом в 1600 году захватил табун лошадей и пы¬тался уйти к ногаям, чтобы отколоть часть их от Кайсакской орды. Однако он был настигнут калмыками у озера Кургальчина, потерял весь табун и большинство своих телохранителей. Спасся сам Кучум и всего несколько человек. Эта группа во главе с Кучумом в начале 1601 года и явилась к ногаям, которым он предложил отколоться от кайсаков и продолжить войну с Москвой. Однако ногаи не согласи¬лись быть игрушкой в руках царя-неудачника. Они хорошо помнили, как попал в плен Маметкул, как их втянули в бесперспективную вой¬ну с Москвой в Поволжье, где они потеряли многих своих воинов. Поэтому они посчитали за благо убить Кучума и его спутников. По¬сле 1601 года о Кучуме нигде не упоминается.
Поражение и гибель Кучума были следствием порочности его по¬литики. Насильственный захват власти в Сибирском татарском кня¬жестве и убийство законных князей Едигера и Бекбулата, насильст¬венная исламизация славян-татар Прииртышья привели к тому, что после прихода Ермака с казаками они стали в массовом порядке пере¬ходить на сторону Москвы. Остановить этот процесс Кучум оказался не в состоянии, как ни старался. Та

Документ: ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА.doc