Образ собаки в русском фольклоре.
Образ собаки в русском фольклоре.
Русская культура всегда отличалась богатством, самобытностью, противоречивостью, многогранностью и насыщенностью. В ней смешались ветхозаветные и апокрифические воззрения, устные предания, наследие языческого прошлого, идеи Христианства, вливания чужих иноплеменных культур и жизненный опыт многочисленных поколений. Из этого многокомпонентного сплава постепенно выковывалось совершенно уникальное отношение русского человека к живой природе, Матери-земле, диким и домашним животным.
Ни для кого не секрет, что собака на Руси с древнейших времен играла важную роль. Это не просто домашнее животное, а компаньон и постоянный спутник человека, незаменимый помощник и беззаветно преданный и верный его товарищ в любых областях человеческой жизни - в поле и в доме, на промыслах и на охоте, на службе и в дороге.
В настоящей статье мы намеренно не будем касаться столь сложных и неоднозначных культурных аспектов, как, например, место собаки в восточнославянской языческой традиции, или двойственность русской ритуальной «песьей брани», или отношение к собаке в рамках традиций Православного Христианства. Это темы для отдельных глубоких исследований. А ограничимся мы только одним слоем, но зато отражающим все самые положительные черты этого животного – русским фольклором. А самая показательная и самая богатая часть фольклора – это, безусловно, народные сказки. Вот о них и поговорим поподробнее.
Для начала следует отметить, что практически все сказочные собаки – исключительно положительные существа, и их основные функции – спасать героев, помогать и поддерживать их, а также предсказывать события будущего.
Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», где сюжет обыгрывает незаслуженное отношение мачехи к падчерице и ее попытки самым жестоким образом избавиться от последней, собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости (она точно знает, какая из девушек вернется из лесу с подарками, а какая без оных). И никакими взятками в виде пирогов и блинов, никакими уговорами, угрозами и побоями не заставить ее изменить свое собачье мнение («Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину замуж не берут»).
Еще один важный, имеющий глубокие корни мотив – способность собаки, в силу своей тонкой организации, видеть нечистую силу и охранять от нее хозяина. К примеру, собака охотника из сказки «Леший» за версту учуяла нечистую силу, «шерстью ощетинилась» и вовремя предупредила хозяина об этом. Такова и собака Двоеглазка (черная и с двумя белыми пятнами под глазами), которая всюду высматривает разную нечисть, где бы она не схоронилась. Таков и сказочный пес Ярчук с волчьим зубом в пасти и в компании с двумя гадюками, яростный гонитель чертей и ведьм.
В огромнейшем количестве русских сказок собаки выступают как помощники и защитники главного героя. Например, в сказке про Кощея Бессмертного собака со щенятами, встреченная Иваном-царевичем, помогает ему добыть иглу с кощеевой смертью – ловит волшебного зайца. Два пса, подаренных главному герою невестой – Тяжелый и Легкий – верой и правдой служат ему и оберегают от опасностей («Притворная болезнь»). Бездольному из сказки «Пойди туда – не знаю, куда» тоже помогает собака – показывает дорогу в недосягаемый город Ничто. А вот Иван - старухин сын, персонаж «Хитрой науки», чтобы спастись от козней страшного старика Оха, сам оборачивается собакой.
Преданность собаки и готовность принести себя в жертву прекрасно иллюстрирует сказка «Незнайко» и ее многочисленные вариации, пес Ивана - купеческого сына первым переступает заколдованный порог, чтобы спасти хозяина от неминуемой смерти, и умирает сам, разорванный на клочки.
Сказка «Волк и собака» (в других вариантах вместо волка выступает медведь) демонстрирует нам, каким благодарным существом она является, как всегда платит добром за добро. Волк помогает собаке вернуть расположение хозяина, а собака, в свою очередь, зовет волка на свадьбу и щедро угощает его.
Ну и, наконец, ценность собаки как незаменимого помощника в хозяйстве тоже довольно часто и разнообразно обыгрывается в различных сказках. Например, в сказке «Барин и собака» довольно забавно и с истинно народным юмором повествуется о том, как мужик, случайно убивший посохом чужую собаку, вынужден был занять ее место и исполнять ее службу – стеречь дом от воров.
Если просуммировать все изложенное выше, то можно с легкостью сделать очевидный вывод: собака в качестве сказочного персонажа русской фольклорной традиции выступает существом в высшей степени высоконравственным. Безыскусный и ясный образ этого замечательного животного, наделенного многими добродетелями и положительными чертами, вопреки всему поднимается выше многих религиозных и культурных условностей, которые в течение долгих веков прививались русскому народу.
Собаки и дар предсказания
Природа наградила собаку множеством талантов и один из них – это дар предвидения будущих событий. Славяне свято верили в то, что все собаки обладают даром предсказания. Конечно, этот дар довольно далек от истинного ясновидения и скорее походит на доходящую до высочайших пределов интуицию. Собака с ее чутким настроем на все, выбивающееся из обычного течения жизни, предчувствует будущие события, позитивные и негативные, задолго до того, как они произойдут.
Предсказания погоды
Собаки очень чувствительны к изменениям атмосферного давления, это особенность была известна деревенским жителям. Частенько, планируя свои хозяйственные дела, наши предки полагались на этих синоптиков от животного мира, наблюдая за их поведением. Ну, например, если собака валяется на земле, мало ест, а спит много, воет, держа морду прямо, или жмется к хозяину – это к ненастной погоде. Если лежит, прикрыв лапой нос, или спит, свернувшись калачом – к холодам. А если, напротив, спит врастяжку – то к теплу. Если зимой собаки играют в снегу – это к метели, если при этом они еще по снегу катаются – к метели и последующей оттепели, а если едят снег – сильно завьюжит. Если собака ложилась на спину – ждали скорых морозов, если это происходило в теплое время года, на траве – дождей. Предвещая дождь, собака могла наесться травы или забраться в воду. Если же она каталась по двору, ожидали сильного ветра, причем, в какую сторону указывала собачья голова, оттуда и должно было подуть.
Собачий вой
Собаки по своей сути животные очень тонко организованные. А поскольку уже очень давно они живут рядом с людьми, то выработали способность остро ощущать как грядущие беды, так и радости, которые предстоит испытать их хозяевам. Особое внимание уделялось собачьему вою. Он считался предвестником трагических событий (мор, война, голод, болезнь, смерть, разорение, пожар, кража). Замечали, что когда собака начинала выть, задрав морду вверх, то это к пожару, а когда мордой вниз – к покойнику. Собака могла даже собственную гибель почуять – тогда, тоскуя, она принималась выть, лежа или сидя. Если собака развылась перед домом или под окном – это всегда расценивалось как знак близкой смерти, причем, в какую сторону собака смотрела, там и будет покойник. Ну, а уж если пес выл, раскачивая головой из стороны в сторону, тогда его хозяину надо было готовиться к худшему и ожидать целой вереницы разных бед и несчастий.
Чтобы прекратить собачий вой, умудренные опытом люди советовали следовать неким рекомендациям. Например, если это случалось ночью, следовало перевернуть подушку под головой и сказать: «На свою голову». Чтобы собака замолчала, можно было снять башмак с ноги, положить его подметкой вверх и повернуть носком к себе, а задником к собаке. Более замысловатый вариант – на снятую и положенную подметкой вверх обувь надо было встать босой ногой, причем, повернувшись в сторону воя. Если собака повадилась выть в високосный год, любую беду можно было отвести, отогнать. Для этого, услышав вой, громко вслух говорили: «Иди вой, но не ко мне домой». Верили, что таким образом можно было избежать несчастья.
Предвестники беды
К сожалению, не только собачий вой мог стать предвестником всяческих бед, их предсказывало и само поведение пса. Если собака начинала рыть яму во дворе, в саду или под окном, ждали скорой смерти. Особенно внимательными в этом случае надо было быть к домашним – скорее всего, смерть придет к кому-либо из членов семьи. Справедливости ради надо сказать, что эта примета, столь распространенная у разных народов, имеет не славянское, а цыганское происхождение. Что не помешало, однако, отчаянной вере в нее. Больной человек, как считалось, обязательно умрет, если собака не «подъедает» за ним, то есть, отказывается, есть после него остатки пищи.
Если собака неожиданно подружилась с кошкой и играет с ней, следовало ждать мелких неприятностей – ссоры в семье или супружеского разлада. Разной степени «тяжести» неприятности сулило и то, что собака жмется к хозяину, предупреждая о несчастье, и встреча поутру с чужим лающим псом, и вытье собаки на луну. Ни с того ни с сего забрехавшая собака подает знак, что поблизости нечисть, а если лает и кидается на гостя, то наверняка у этого гостя не самые добрые намерения.
Хорошие знаки
Наблюдали за поведением собак не только в ожидании трагических событий, иногда собаки подавали людям хорошие знаки.
Если к дому прибилась приблудная собачонка, это считалось знаком большой и нежданной удачи.
Добродушное погавкивание собаки предвещало скорую встречу с друзьями.
Если собака лаяла покачивалась на лапах – добрую и удачную дорогу хозяину.
Верная примета – громкий и дружный лай всех деревенских псов на Крещение предвещал охотникам удачную, добычливую охоту в будущем году.
Если собака тянется на кого-либо – этот кто-либо в праве рассчитывать на прибыль или обнову.
На удачу собака взлаивает во сне, катается по земле перед домом или увязывается за незнакомым ей человеком, идущим мимо по своим делам.
Видеть играющих друг с другом собак - к скорой свадьбе.
Святочное гадание
На собачий лай обращали пристальное внимание в особые сакральные периоды, в частности, на Святки. В святочную неделю, разгульную и веселую, было принято гадать о будущем. Излюбленными же святочными гаданиями девиц на выданье (и не только) были гадания на собачьем лае.
Такое вот классическое святочное гадание обычно состояло из двух частей, направленных на то, чтобы вызвать собачий лай, по характеру которого и судили о будущем замужестве. Заговорные слова, как правило, были: «Залай, залай собаченька, залай, серенький волчок», а вот предшествующие словам ритуальные действия радовали своим разнообразием. Девушки выходили во двор со скатертью, брали ее за края и, после того, как какая-либо близкая женщина, обычно почтенного возраста (мать, няня, пожилая родственница или знакомая) насыпала туда снега, раскачивали. Как вариант, выбегали к воротам и изо всех сил колотили в них ложками, или в полночь выходили на двор, заваленный снегом, и резали столовыми ножами сугробы. Или просто выходили к забору и кричали заговорные слова.
Общий смысл, повторимся, был в том, чтобы заставить собак лаять, и по характеру лая определяли свою судьбу в замужестве. Если лай злобный – муж будет строгий, если заливистый – наоборот, муж будет покладистый и веселый, добрый. Хриплый лай сулил мужа-старика, звонкий – добра молодца, а толстый – вдовца. Если слышали не лай, а вой, значит, замужество будет недолгим, и молодая жена быстро овдовеет. В какой стороне лаяли собаки, туда и придется идти замуж. Если лай близкий и громкий, то замуж девицу отдадут недалеко от дома, если же тихо и далеко – на чужую сторону.
Святочными вечерами, собираясь на особые посиделки, или просто, будучи в гостях, было принято (и разрешено) развлекаться разнообразными гаданиями. Часто гадали на воске или свинце – расплавляли в ложке над горящей свечой и выливали в миску, наполненную холодной водой. По застывшим фигуркам судили о будущем. Если получалась собака, это значило появление верного друга. Если же собачка стояла на задних лапах, значит, кому-то из близких людей вскоре потребуется помощь. При гадании на яйце, когда белок выпускали в теплую воду, и он принимал различные формы, замечали, не покажется ли фигурка собаки. Если гадали ребенку, это означало опасность для него, если женщине - то появление соперницы или всяких сплетен; и только для мужчины фигурка собачки означала появление в жизни верного друга. Весьма распространенным было простое гадание по теням, когда на тарелке сжигали смятую в комок бумагу, а затем рассматривали тень на стене. Если появлялась тень собаки, это был хороший знак – значит, тому, кто гадал, вскоре предстоит влюбиться.
Девушка желая узнать, долго ли ей еще жить в родительском доме выходила во двор, отвязывала собаку и следила, в какую сторону та пойдет. Если животное направлялось к двери, калитке или к воротам, то есть, к любому выходу со двора, то можно было ждать скорого сватовства, а если усаживалось на землю, то еще один год придется просидеть в девках. Часто незамужние подруги собирались у кого-либо на дворе, причем, каждая приносила с собой ломоть хлеба и звали собаку. У какой девушки она первой брала хлеб, той и предстояло первой выйти замуж.
Отметим один парадоксальный факт, относящийся к ментальным способностям собак и их умению предрекать события будущего. Дело в том, что магических черт у них очень мало. В этом собаки отличаются от тех же кошек, которые практически живут на границе двух миров, или мышей, змей и насекомых, которые, по воззрениям древних славян, являются выходцами из потустороннего мира. Собака принадлежит к нашему, «этому» свету. Но тем поразительнее осознавать, какой же чуткостью обладают эти животные, и насколько развиты у них интуитивные способности.
Собаки в народной медицине
Славянская народная медицина и деревенское целительство заключают в себе поистине громадное наследие наших предков. На всякое заболевание были предусмотрены многочисленные варианты лечения. Об одном из них и пойдет речь – это лечение с помощью домашних животных. В народе говаривали, что на языке у собаки лекарства от двенадцати недугов. Это, кстати, подтверждено современными медицинскими исследованиями, обнаружившими в собачьей слюне ценнейшее антибактериальное вещество лизорцин.
Наши предки знали об уникальных особенностях собачьей слюны и с успехом ее использовали. Например, собачьей слюной лечили мелкие порезы, ранки, ссадины, язвы и даже грибковые поражения и кожные инфекции. Для этого всего то и нужно было, чтобы домашний пес как следует вылизал больное место. Обширную же сыпь лечили так: намазывали пораженную область сметаной и давали собаке слизывать.
В лечебной практике широко использовалась собачья шерсть при радикулите (прострел), болях в спине, ревматизме или артрите. В этом случае собачьей шерстью следовало хорошенько накрыть и согреть больное место. Для этих целей шерсть пряли и вязали из нее пояса. Собачьей шерстью лечили собачьи же укусы – состригали с виновницы солидный клок, сжигали и пеплом засыпали рану, свято веря, что укушенное место быстро затянется. Или просто накрывали клочком шерсти. Считалось, что место укуса нельзя никому показывать, иначе рана не заживет.
Ну а если уж вы попались на пути бешеному псу, и он вас искусал, то, чтобы не умереть от водобоязни, надо было вырыть яму в земле и некоторое время в ней посидеть. Растопленным собачьим жиром натирались от ревматизма, а собачьей мочой сводили бородавки. Собачья кровь также пользовалась большой популярностью. Она была довольно распространенным лекарством от бешенства, и к тому же действенным противоядием от укусов ядовитых змей, которых в русских лесах, степях и около водоемов всегда было предостаточно. Однако обращаться с собачьей кровью старались аккуратно, потому что от нее, якобы, могли выпасть волосы.
Собачьи зубы (клыки) были для славянских женщин традиционным оберегом от сглаза и болезней. Их крепили к поясу или носили на шее. Существовал даже особый гигиенический запрет – ни в коем случае нельзя было смотреть, как собаки гадят, или переступать через собачьи «подарочки», дабы не заполучить болезни глаз. От болезней внутренних органов (чтобы «брюхо не болело»), было принято класть на живот маленьких собак. Считалось, в некоторых случаях оправданно, что собачонки своим теплом унимают боль. На собак довольно часто переводили ячмень (песьяк) и гинекомастию (называемую в народе сучьим выменем). Происход