О ЗЕРКАЛАХ.

О ЗЕРКАЛАХ.

О ЗЕРКАЛАХ.
(на суд здравомыслия)

Одного мудреца спросили:
– Почему бедные более приветливы и менее скупы, чем богатые?
– Посмотри в окно, что ты видишь?
– Вижу, как дети играют во дворе.
– А теперь посмотри в зеркало. Что ты видишь там?
– Себя.
– Вот видишь. И окно, и зеркало – из стекла, но стоит добавить немного серебра – и уже видишь только себя.... (Омар Хайям. Притча о зеркале.)

Самые древние зеркала, найденные на территории скифских поселений, датируются V–IV вв. до н.э. Прототипом современного зеркала являлись пластины из полированного металла, преимущественно бронзы, реже серебра или золота. Бронзовые зеркала были весьма недолговечными, так как от сырости вскоре тускнели. На Востоке, в Китае, зеркалами в то же время служили отполированные до блеска куски обсидиана. Стеклянные зеркала появляются в Европе только в XI веке. Одно из упоминаний о зеркалах принадлежит французскому менестрелю Венсану де Бове.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла всё живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало до сих пор входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Зеркальный эффект, способность давать отражение, с незапамятных времен причислялась людьми к разряду магических свойств. Недаром слово "магия" (magia) имеет общий корень со словом image – "образ", "отображение". И происходит, в свою очередь, от фигурирующего в индийской мифологии зеркала maja. Согласно легенде, главное божество индусов Брахма, глядя в это зеркало, видел в нём отражение своего великолепия и необъятность могущества.

В Древнем Египте круглые зеркала отождествляли с дисками солнца и луны, наделив их символическим значением власти.

У некоторых древних народов, например, у индийцев и персов, свадебный обряд совершается взглядом жениха и невесты в одно зеркало.

Что касается примет, то на языческой Руси зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу.

Заметим, что восточный подход к зеркалу заметно разнится от западного. В философии буддизма четко прослеживается связь между понятиями «зеркало» и «пустота». В последнее, однако, отнюдь не вкладывается отрицательного смысла. Восточное отношение к пустоте – как к месту, откуда всё возникает – отличается от западного, где в пустоту всё безвозвратно канет.

Кэнко-Хоси (1283–1350) в своих «Записках от скуки», выдающемся памятнике средневековой японской литературы, отмечает, что «зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, и потому оно отражает любую фигуру, что появляется перед ним…пустота свободно вмещает разные предметы».

Любопытно, что в китайском и японском языках иероглиф «зеркало» включает иероглиф «металл» – и не только потому, что первые зеркала делались из металла, но и потому, что стихия металла в древнекитайской символике подчеркивает пассивность зеркала.

Итак, в философском плане зеркало ставит вопрос о степени соответствия отражения образу, то есть об образе образа. На сём исключительном феномене строится, к примеру, эффект кривых зеркал, немилосердно искажающих реальные пропорции и объёмы, повергая привычного к собственному облику зрителя в шок.

Или эффект множественных отражений. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже большим успехом пользовался так называемый Дворец Иллюзий. В нем каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное зеркало, и зритель терялся в толпе своих отражений.

Из потрясающих воображение образцов применения зеркал можно также вспомнить созданную в правление «короля-солнца» Людовика XIV версальскую Галерею Зеркал, чья длина составляет 73 метра.

В современных динамичных условиях зеркало затрагивает тему не только соответствия отражения образу, но и движения.

Льюис Кэрролл, математик по профессии, в «Алисе в Зазеркалье» (1871) предвосхищает открытия Эйнштейна, утверждая, что «чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве».

Математический фокус здесь заключается в том, что в Зазеркалье скорость есть частное от деления времени на расстояние. При большой скорости время велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние.

Умберто Эко в «Маятнике Фуко» пишет о неуловимости образа в зеркале, пробуждающем неуверенность не только в себе, но и во всем прочем. «Если имеется зеркало, это уже просто, по Лакану: вам хочется посмотреться в него. Но ничего не выходит. Вы меняете положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит, скажет: вот ты, ты тут… Этот катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в пространстве».

Хорхе Луис Борхес в «Энциклопедии вымышленных существ» пишет о зеркалах следующее:

«В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались – не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии».

Западные философы с античных времен полагали, что зрение доминирует над другими органами чувств. Идею превалирующего положения зрения мы можем встретить в таких философских трактатах, как «Метафизика» Аристотеля, «Светлые и ясные мысли» Декарта, трудах Иммануила Канта и современных экзистенциалистов Гуссерля и Хайдеггера.

Стеклянные зеркала появляются в Европе только к XI веку. Одно из упоминаний о зеркалах принадлежит французскому менестрелю Венсану де Бове. По его словам, для получения зеркального эффекта на стекло снизу накладывалась полированная пластина из металла – свинца или сплава свинца с сурьмою.

С XIII века этот сплав заменила оловянная амальгама, и эти зеркала были выпуклыми, так как олово попросту заливалось в стеклянный сосуд, который затем разбивался – другого способа закрепить амальгаму на стекле пока не придумали.

Кстати, смотрение в зеркало считалось русскими грешным занятием до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Великого эта позиция изменилась на прямо противоположную. Теперь ни одна зала, ни один коридор уважающего себя аристократа не обходились без двоящих, троящих, забавляющихся с людьми, деящих путаницу со зрением, зеркал.

Но меняются времена – меняются и нравы, и зеркала всё больше востребованы обществом. И, как следствие, совершенствуются технологии производства сего хрупкого и драгоценного предмета.

Первыми прочного соединения амальгамы и стекла добиваются зеркальных дел мастера с венецианского острова Мурано. Это происходит в XV веке и достигается путем растворения олова в ртути.

Сей рецепт хранился в величайшей тайне, за разглашение которой полагалась смертная казнь. Однако французам удалось подкупить отдельных венецианских зеркальщиков, и таким образом секрет стал известен всему миру.

Венеция была и первой страной, которая стала выдавать патенты на изобретения. В том числе патент на хрустальное зеркало, который был взят в 1507 году братьями Данзало дель Галло.

А в 1773 году в Нюрнберге уже возник цех зеркальщиков. С этого времени изготовление зеркал становится важной отраслью европейской промышленности.

Современные зеркала получают так: листовое стекло движется по конвейеру, где на его поверхность послойно наносятся из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищающий пленку серебра; и в заключение оба металла покрываются лаком.

В основе зеркального феномена лежат механизмы психофизиологического аппарата зрения, которое, судя по современным исследованиям, отнюдь не линейно.

Именно с нелинейной зеркальностью связано возникновение прямой и обратной перспектив в живописи, сходных со смотрением через вогнутое или выпуклое зеркало.