✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…. ЧАСТЬ 17. УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВОЕННЫХ...
✅ О ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКАХ И НЕ ТОЛЬКО…
ЧАСТЬ 17. УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬШИ
Впервые реестровые казаки были использованы польским королем Баторием во время Ливонской войны 1581-1582 г. с Московским государством. Кроме отряда реестровых казаков (600 чел.) в походе принимали участие 4 тыс. неерестровых казаков. Наемные казаки записывались в реестр или просто соглашались идти воевать ради избавления от крепостничества, в надежде получить жалование.
Позднее, в 1600 году, когда поляки вели военные действия в Молдавии, на их стороне выступало казачье войско во главе с гетманом Самойлом Кошкой. Затем это же войско участвовало в войне Польши со Швецией за господство в Прибалтике. Погибшего в бою Самойла Кошку сменяли один за одним другие гетманы – Крутневич, Куцкович. Смены старшинства были связаны с бедственным положением войска казацкого – неоплаченного, ободранного и голодного, вынужденного заниматься мародерством и разбоем среди местного населения. По причине казацкого своеволия гетман Куцкович в Могилеве сложил с себя гетманство. Во главе с избранным гетманом Косым весною 1603 г. казацкое войско вернулось в Киев.
В октябре 1604 года царевич Дмитрий, прозванный в современной истории Лжедмитрием, ставленник польских магнатов при поддержке 2-3 тыс. наемных поднепровских и 2 тыс. донских казаков, вторгся в южные окраины Московского царства. Казаки поддерживали Дмитрия в обеих его кампаниях с 1604 по 1610 годы.
В это время на Запорожской Сечи кошевым атаманом становится молодой талантливый воин Петр Сагайдачный. Правда, использует он свое лидерство и военный талант против вчерашних соратников: татар и турок. Он совершает ряд смелых морских походов, по сути пиратских, с взятием неприступных крепостей Варны, Кафы, Очакова и Перекопа, атакой на турецкую провинцию Анатолию и захватом огромной добычи, которая сделала Сагайдачного магнатом, а казаков ввела в соблазн грабительства вчерашних соратников.
Вчерашние союзники турки, которые были врагами агрессивной Европы, но никак не казаков, стали их врагами. Польша же представляла европейские интересы и захватническую политику, поэтому многие истинные запорожцы-рыцари были недовольны антитурецкой и пропольской политикой Сагайдачного и дважды в 1607 и 1610 г. лишали его атаманства.
В 1609 г. польский король Сигизмунд III при поддержке 50 тысяч казаков начал интервенцию в Московию, взял штурмом Смоленск, а затем захватил Москву и поставил там царем своего сына Владислава. Но поляки были выбиты из Москвы русским ополчением.
В 1611-1613 поляки организовали новую интервенцию, в которой участвовало 30000 казаков во главе с гетманом Сагайдачным. Организовав значительный отряд в Киеве, Сагайдачный, предав сечевиков, стал гетманом на службе у польского короля. Он прошел со своим наемным войском через ряд городов Московии, повсюду чиня в угоду королю разорение, кровопролитие и насилие. Но, столкнувшись с превосходящими силами московитов, отряд гетмана поспешил возвратиться в Киев.
В 1618 году король попросил Сагайдачного помочь королевичу Владиславу захватить Москву и занять престол Руси. Сагайдачный привел на помощь полякам 20 тысяч наемных казаков. Он штурмом взял города Елец и Ливны, разбил ополчение московских князей Волконского и Пожарского, дошел до Москвы, оставляя за собой кровавый след разбоя и насилия над мирным населением. Под Москвой он соединился с Владиславом и осадил Москву. Но штурм был отбит с колоссальными потерями для осаждавших, после чего Владислав подписал с московским правительством перемирие. Сагайдачный пошел на юг, вновь прокладывая кровавый путь возврата назад.
По возвращению он ради сохранения лояльных отношений с королем и шляхтой, подписал с польским правительством соглашение о сокращении численности реестра. Это значило, что казаки, исключенные из реестра, вновь возвращались в положение крепостных крестьян. Возмущенные казаки выразили ему недоверие и в 1619 г. избрали гетьманом Неродича Бородавку, который призывал к борьбе за освобождение народа из-под власти шляхетской Польши.
Сагайдачный сумел переманить на свою сторону казацкую старшину, арестовать и казнить Бородавку в 1621 г., еще раз подтвердив превосходство личных интересов над казачьими. К тому же польский король был благосклонен к Сагайдачному за помощь королевичу и спасение от верного разгрома в Московии. За эту услугу Сагайдачный получил титул гетмана всей казацкой Сечи. Ему удалось жесточайшими средствами вплоть до смертной казни устранить анархию в казацкой среде и создать дисциплинированную регулярную армию на основе реестрового казачества, которая стала грозной военной и политической силой в Речи Посполитой.
Эту силу в 40 тысяч казаков Сагайдачный мог бы использовать для борьбы за автономию, но он привел ее в 1621 году под крепость Хотин, чтобы спасти поляков от разгрома пятикратно превосходящими их турками.
В то же время симпатии народных масс не на стороне поляков. Польский историк К. Шейноха пишет:
«Украинские крестьяне помогали туркам. Когда под Хотином турки ничем не могли оборониться от запорожцев, банда подольских крестьян нанялась к султану сжечь казачий лагерь; но ее вовремя обнаружили казаки и вырезали в пень». Судя по всему, турки, шедшие на поляков войной, могли стать освободителями украинских земель, тогда как казаки Сагайдачного, спасавшие поляков, сыграли неблаговидную роль.
В той битве Сагайдачный получил смертельные раны и через год умер. Несмотря на славу и героическую смерть Сагайдачный не снискал к себе любви казачества, более того, сечевые запорожцы относилось к нему с недоверием и враждой, так как он «он всегда с ляхами в мире жил, а поспольство (казачье общество) терпело».
Как видим, реестровые и наемные казаки и их лидеры были далеки от принципов Славяно-Арийского воинства. Кшатрийские принципы в какой-то мере еще сохраняли казаки Запорожской Сечи, объявленные польским правительством вне закона.
С утверждением польско-шляхетского господства на землях будущей Украины после Люблинской унии 1569 г. усилился процесс закрепощения крестьянских масс, увеличения налогов и повинностей, ограничения торговли и т.д. Возрос поток беглых людей, которые пополняли ряды крестьянского казачества.
В 1586 г. отряд, состоявший из нескольких сотен крестьянских казаков во главе с атаманом Чернинским разгромил несколько имений феодалов на Уманщине, захватил много имущества, драгоценностей, лошадей. В 1587 г. крестьянские казаки неоднократно громили поместья шляхты на Подолии, а в 1589 г. восстало население Белой Церкви, угнетаемое князем Янушем Острожским. Вооруженное выступление горожан удалось подавить только объединенными силами шляхты всего Киевского воеводства.
В 1591 г. восстание реестровых казаков против произвола польской шляхты во главе с гетманом Косинским развернулось в масштабную войну всего казачества против польского засилья. Казаки один за другим захватывали города. Территория казацкой вольницы все больше расширялась. Изгоняя шляхту, крестьяне и мещане провозглашали себя казаками, вводили казацкий строй, созывали рады, избирали атаманов и судей, распределяли повинности и т.д. Создание казацкой власти на значительной территории Украины сильно встревожило правительство Речи Посполитой. Феодалам удалось собрать значительное, хорошо вооруженное и оснащенное войско под командованием киевского воеводы Константина Острожского. Зимой 1593 г. на Волыни состоялось сражение между повстанцами и шляхетским ополчением, продолжавшееся неделю. Недостаточно организованное, слабо вооруженное и обученное повстанческое войско в суровых зимних условиях потерпело поражение, но все же не сдалось.
В мае 1593 г. двухтысячный отряд Косинского выступил из Запорожья и через некоторое время взял в осаду Черкассы. Появление запорожцев вызвало новую волну вооруженных выступлений крестьян и мещан против шляхты. В этих условиях черкасский староста Вишневецкий вынужден был пойти на переговоры с повстанцами, во время которых Косинского предательски убили. Но восстание и осада Черкасс продолжались.
В результате, в августе 1593 г. Вишневецкий вынужден был подписать с повстанцами договор со следующими условиями: казаки имели право свободно уходить на Запорожье и возвращаться оттуда; на местах казаки могли избирать старшего и судью; запорожцам должны были возвратить отнятые у них лодки, лошадей, различное имущество. Со стороны восставшего казачества было только одно обязательство – простить казаков, которые во время восстания выступали на стороне шляхетских войск Вишневецкого.
Казачество взяло под контроль всю Восточную Малороссию, но не сумело упрочить свое положение. А польские власти со своей стороны не считали нужным выполнять условия договора. Такой исход развития событий 1591-1593 гг. не позволял дать ответ на основной вопрос — кто кого — во взаимоотношениях между казацко-крестьянскими массами и господствующим классом Речи Посполитой. Социальный конфликт, начавшийся в 1591 г., так и не был урегулирован. Восстание под руководством Косинского было лишь первым этапом широкомасштабного казацко-крестьянского движения ХVII века.
В 1625 войну против Речи Посполитой начали запорожцы-низовики под руководством Марка Жмайло. Попытки поляков разгромить казаков не увенчались успехом, и гетман Конецпольский был вынужден начать переговоры. Жмайло согласился заключить невыгодный для реестрового казачества Куруковский договор, но при этом сохранил весь флот чаек и жизнь 10 тысячам казаков, с которыми ушел на Сечь. Через 5 лет в марте 1630 г. запорожцы-низовики во главе с кошевым атаманом Тарасом Федоровичем вновь выступают против Речи Посполитой. Федорович обратился к народу с универсалами, в которых призывал вставать на борьбу против шляхты. Поход запорожцев стал толчком к разгоранию повсеместного крестьянского восстания. Повстанцы нападали на усадьбы и владения шляхтичей, захватывали их имущество и уничтожали польские документы, казнили гетмана реестрового казачества Григория Чёрного, сторонника союза со шляхтой.
Казаки и повстанцы разгромили польские войска под Корсунем и Переяславом, и Конецпольский был вынужден вступить в переговоры с повстанцами и подписать Переяславское соглашение 1630 года. Однако опасаясь измены со стороны соглашательской старшинской верхушки, Федорович с частью недовольных соглашением казаков ушёл на Запорожье. А вопрос «кто кого?» опять остался без ответа.
Речь Посполитая попыталась взять Запорожье под контроль, соорудив летом 1635 г. неприступную, вооруженную тяжелой артиллерией крепость Кодак в стратегически важном месте возле первого – Кодацкого порога, вблизи места, где река Самара впадает в Днепр, чтобы перекрыть Запорожскому флоту путь из Самары на Запорожье. Но казаки в короткий срок разрушили ее. В Варшаве уничтожение такой мощной крепости за одну ночь вызвало настоящий шок.
А восстание разгоралась. Объединив запорожцев с отрядами повстанцев из окружающих краев, гетман Иван Сулима повел всех на Чигирин, далее на Черкассы, затем захватил укрепленный Корсунь. Армия его росла день ото дня. Сулима был талантливым, умным и авторитетным гетманом и полководцем, чтобы вести за собой народ. Но из-за предательства реестровой казацкой старшины Сулима с пятью близкими соратниками был выдан полякам, привезён в Варшаву и там после пыток казнен.
Вопрос «кто кого» по-прежнему оставался открытым.
Николай ПОСЕВИН