Народный костюм с точки зрения искусствоведа

Народный костюм с точки зрения искусствоведа

Народный костюм с точки зрения искусствоведа

Сейчас в моде реконструкции народного костюма на основе музейных коллекций. Когда то в далеком 1989 г. я первый в Вологде одел современных девушек в старинные костюмы для фото в книгу по народной культуре.
Сейчас это стало мейнстримом. "Знатоков" народного костюма столько, что плюнуть негде. Но что это за знатоки? Оставим в стороне клубы по интересам, всякие реконструкторские мастерские, это любители, часто очень высокого профессионального уровня.
А вот что в музеях? Давайте глянем на постановочное фото девушки якобы в костюме крестьянки Кадниковского уезда Вологодской губернии (фото 1) Этот костюм с богатыми вставками мерного кружева и широкими браными проставками с геометрическим орнаментом трудно спутать с чем то другим. И что же видим?

Уфф.. без слез на это творение музейных искусствоведов смотреть невозможно. Начнем снизу.
Такие мокасины в Кадниковском уезде никогда не носили. Это был край сапожников и практически все население ходило в кожаной обуви разных фасонов типа "сапог".
Носки тоже из области фантазии, к тому же они современные, фабричной работы.
Но это мелочи. Главное выше! На девушке надета празничная рубаха- воротушка. Стан украшен тремя прошвами: две - красные, браного ткачества, центральная - мерное кружево местного деревенского производства. Такие кружева на рынках не продавали, делали только "про домовой расход", т.е. для себя. Поверх рубашки на модель надета юбка с такой же кружевной проставкой, поверх ее пояс. Это что, законченный костюм?
Помилуйте! Кадниковские крестьянки так никогда не ходили.
Юбка поверх рубахи это элемент нижней одежды, которая скрыта от постороннего взгляда. Поверх ее одевали сарафан и передник, который тоже украшали кружевной прошвой. Это единсвенный элемент кадниковского костюма с кружевом, который был выставлен на показ. Причем элемент праздничного костюма. Вся остальная красота пряталась под подол сарафана.
Зачем же столько труда?
Для женихов. Этнограф Преображенский еще в XIX в. зафиксировал обычай, когда на святки, девки на выданье нарядившись во все лучшее, стояли около церкви, а парни вместе с пожилой теткой занимались сущим непотребством, задирали им подолы и рассматривали всю красоту нижних юбок, а тетка "узоры объясняла". После замужества все это добро оседало в сундуках и часто больше не использовалось. иИменно поэтому образцов кадникоского кружева сохранилось много и в изделиях и в заготовках сделанных впрок.
Зачем же тогда дурить публику недостоверным костюмом, не понятно! Но фото питерское, откуда им знать про наши особенности.

Заглянем в Вологду в музей кружева. Вот уж где наверняка спецы работают? Заходим в зал с народным костюмом Кадниковского уезда, наслаждаемся вещами.

Фото 2. Наподольница. Кадниковский уезд 2 половина XIX в.

Фото 3. Еще одна наподольница, стиль, характерный для Кадниковского кружева понятен, спутать с другим сложно.

Фото 4. Вот он зал со знаменитыми кружевами

Фото 5. Подойдем к витрине с тремя костюмами, посмотрим на этнографическую достоверность. Видите, что наворочено? Нет?

Скажу сразу, реконструкция к действительности имеет очень отдаленное отношение. Вологодские искусствоведы ничуть не более грамотны, чем их питерские коллеги. И те и другие источников не читали, костюмной моды не знают и реконструируют по принципу, лишь бы красиво сидело. К этнографической достоверности это, конечно не относится.
alex bykov