✔ МОЛОЧНОЕ МОРЕ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

✔ МОЛОЧНОЕ МОРЕ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Молочное море-окиян наших Предков (нынешнее название «С.Л.О.» -целиком российское изобретение, и появилось оно сравнительно недавно, в западной Европе он называется «арктическим») является наименьшим из океанов Земли, к тому же половина его площади подстилается континентальной корой, развитой не только в пределах обширных шельфов, но и внутренних поднятий. Главными глубоководными впадинами Арктического океана, подстилаемыми корой океанического типа, являются Евразийская, простирающаяся от Гренландии и Шпицбергена до моря Лаптевых, и Амеразийская, часто именуемая также Канадской, расположенная к северу от Канадского Арктического архипелага, Аляски и Чукотки. Между этими впадинами протягивается двойная полоса подводных поднятий, состоящая из хребта Ломоносова, проходящего через Северный полюс и упирающегося одним концом в шельф северной Гренландии, а другим - в шельф Новосибирских о-вов и окаймляющего Евразийскую впадину, и поднятий Альфа и Менделеева, соединяющих Канадский Арктический архипелаг с о-вом Врангеля и Чукоткой.
Физическая карта Северного Ледовитого океана
Между хр. Ломоносова и поднятием Альфа лежит котловина Макарова, а между поднятием Менделеева и хр. Ломоносова - котловина Толля (Подводников). По хр. Ломоносова проходит в Арктике граница между Атлантическим и Тихоокеанским сегментами Земли. Между хребтами Ломоносова и Гаккеля находится котловина Амундсена, с другой стороны хребта Гаккеля лежит котловина Нансена. Имеющиеся данные о наличии докембрийских метаморфических и магматических комплексов среди основных структур Арктики, обрамляющих океан, в 60–80-х гг. прошлого столетия позволили многим авторам предположить существование между Лаврентией, Сибирью и Балтикой древнего континента – Гиперборейской платформы (Баренции, Арктиды или Арктического континента).
Древний континент, который, благодаря Л.П. Зоненшайну и Л.М. Натапову, все чаще называется Арктидой, в результате рифтогенеза распался, а его отдельные континентальные плиты и блоки либо оказались перекрытыми осадками континентальных окраин, либо включены в складчатые пояса по периферии океана. Фрагментами платформы – Арктического континента являются Карский массив архипелага Северная Земля и севера Таймыра, и, более предположительно, хребет Ломоносова, и, еще более предположительно, поднятия Альфа и Менделеева. Но уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы. В частности, с большой вероятностью можно считать хребет Ломоносова микроконтинентом, отделенным от Баренцево - Карской континентальной окраины в конце мела. Требует дополнительных доказательств континентальное происхождение хребта Менделеева, но еще в юре вся территория вблизи Северного Полюса представляла собой единый континент, который последовательно раскалывался в интервале 60–50 млн. лет назад (т.е. в Кайнозойскую эру, в четвертичном периоде которой мы с вами продолжаем жить).
В середине прошлого века советскими учеными в Северном Ледовитом океане были обнаружены подводные хребты, о которых речь шла выше, имеющие очень важную особенность: их вершины на десятки километров представляли собой плоское плато, причем, это являлось результатом абразивного действия морских волн, то есть вершины гор находились когда-то на поверхности. На хребтах обнаружены щебень, галька, гравий и песок, как определили ученые, отнюдь не ледникового происхождения.
Поперек всего Ледовитого океана от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага простирается первый срединный хребет — хребет Ломоносова, длиной 1800 км, высотой 3000–4000 м, с наименьшей глубиной над хребтом 900 м, причем он проходит рядом с Северным полюсом, то есть прямо под Полярной звездой. Почти параллельно этому хребту, начиная севернее острова Врангеля и продолжаясь до Гренландии, располагается второй срединный хребет — хребет Менделеева с шириной плато от 200 до 900 км, с глубиной от поверхности более 1000 м. Позднее обнаружен еще один подводный хребет, получивший имя российского ученого Гаккеля, кстати, открывшего два первых хребта. Он представляет собой область подводных арктических гор, расположенных в глубоководной котловине между Землей Франца-Иосифа, Шпицбергеном и Гренландией, длиной 1000 км и глубиной погружения 400 м. Между этими хребтами исследователи открыли четыре огромные подводные котловины, получившие имена Амундсена, Нансена, Макарова и Бофорта, с глубиной более 3500 м каждая.
Существует гипотеза: в доисторические времена после планетарного катаклизма эти хребты погрузились в океанические воды. На поверхности осталось только несколько арктических островов. Выводы американской научной экспедиции, предпринятой на подводной лодке в 1960-х годах, подтверждают ее: «оба хребта являются опустившимися древними горными странами». Более того, при изучении хребта Ломоносова советские и западные ученые сошлись во мнении, что «вершина хребта была срезана в некоторое более древнее время действием прибоя, когда уровень моря был приблизительно на 1400 м относительно ниже, чем в настоящее время». Академик А. Ф. Трешников пришел к выводу, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева сравнительно недавно (20–10 тысяч лет назад) возвышались над поверхностью Ледовитого океана, который сам тогда, в силу мягкого климата, не был полностью скован льдом.
Основные этапы развития Северного Ледовитого океана
Тектоническая история Арктики еще не расшифрована даже в основных чертах. Образование современных глубоководных впадин с корой океанического типа началось в Северном Ледовитом океане не ранее поздней юры и происходило в пределах территории, представлявшей платформенную сушу. Эта территория пережила в предшествующее время сложную эволюцию, в результате которой приобрела неоднородное химико-физическое строение. Северного Ледовитого океана в Арктике в палеоценовую и начале эоценовой эпохи в его современном виде еще не было, хотя в его глубоководной части уже существовали отдельные морские бассейны (котловина Канадская, Макарова, Амудсена и Нансена). На крайнем севере находилась покрытая субтропической и тропической растительностью суша. Она отделялась от возвышенных участков Северной Европы Гренландско-Европейским морским бассейном (современные Гренландское, Норвежское, Баренцево и Северное моря и значительная часть Северной Европы и Европейской части России), от Азии – Западно-Сибирским морским бассейном (современное Карское море, море Лаптевых, Западно-Сибирская низменность), а от Северной Америки (Канады и Аляски) и Чукотки – Канадским морским бассейном (современные Канадская котловина Северного Ледовитого океана, моря Бофорта, Баффина и Лабрадор и низменности Северной Канады). Она соединялась с Азией сухопутными перемычками хребтов Альфа-Менделеева, Ломоносова и островов Шпицберген - Земля Франца Иосифа - Северная Земля, а с Северной Америкой – сухопутной перемычкой, расположенной на месте островов Королевы Елизаветы. Гренландско-Европейский морской бассейн образовался в начале эоценовой эпохи (58-55 млн. лет назад). В палеоценовую эпоху (66-58 или 55 млн. лет назад) Гренландская, Норвежская и Лофонтенская котловины представляли собой сушу. Сушей являлась тогда и большая часть Европы, изолированные морские бассейны в пределах которой отмечались лишь на небольших площадях Бельгии, Франции и в Поволжье. В это время, по-видимому, существовал единый континент (Гиперборея), который охватывал западную половину Северного Ледовитого океана от Гренландии до Европы и саму Северную Европу. В начале эоценовой эпохи, в результате погружения Гренландской, Норвежской и Лофонтенской котловин ниже уровня моря, они были затоплены водой, и на их месте образовалось огромное море, расположенное преимущественно на коре континентального типа. Его глубина изменялась от нескольких метров в раннеэоценовую эпоху (55-50 млн. лет назад) до более 2 км в конце олигоцена – начале неогенового периода (34-30 млн. лет назад).
В это же время мелководный морской бассейн покрывал большую часть Европы и Европейской части России. В эоценовую эпоху он соединялся на востоке с Западно-Сибирским морским бассейном в районе Южного Урала. Гренландско-Европейский морской бассейн существовал до начала миоценовой эпохи неогенового периода (22 млн. лет назад), время от времени превращаясь в сушу.
Западно-Сибирский морской бассейн являлся огромным мелководным морем, расположенным на коре континентального типа, которое существовало с начала палеогенового периода в течение палеоценовой, эоценовой и, вероятно, раннеолигоценовой эпох (66-34, до 30 млн. лет назад) и простиралось через Тургайский морской пролив до южной части Восточно-Европейского и Таримского морских бассейнов. Последний был расположен на примыкающей к Куньлуню и Тибету Таримской континентальной глыбе в районе современных пустынь Такла-Макан и Гоби. В олигоценовое время в результате поднятия территории Западной Сибири оно превратилось в сушу с цепочкой замкнутых озер и болот в ее центральной части. Канадский морской бассейн включал в себя существовавшую еще с конца мезозойской эры Канадскую котловину, которая в течение всего палеогенового периода была глубоководным морским бассейном с корой океанического типа, мелководное море на северной континентальной окраине Канады. Как выглядел остальной мир (между р. Маккензи и Гудзоновым заливом), и образованные в конце раннемеловой – позднемеловой эпохи (со 110 млн. лет назад) Баффинову и Лабрадорскую котловины с корой океанического типа, расположенные на месте одноименных морей. Проведенные разными исследователями палеотемпературные реконструкции по жгутиковым кремнистым водорослям и спорово-пыльцевому комплексу свидетельствуют о том, что в палеоценовую и, вероятно, раннеэоценовую, эпохи все перечисленные моря находились в зоне тропического климата, в средне-позднеэоценовую эпоху – в зоне субтропического климата, а в олигоцене – в зоне умеренного климата.

ЛИКИ ДААРИИ (ВЕРСИИ)
В последнее время, как бы отвечая на проявившийся взрывоподобный интерес к Наследию наших Предков, начали появляться материалы по северной прародине, в т.ч. и исследования по соответствию карт Меркатора современным реалиям Северного Ледовитого океана. Вам будут представлены несколько версий с соответствующими комментариями.
РУБЕЖИ ПОЛЯРНОЙ ПРАРОДИНЫ ВЕРСИЯ 1: «Читатели давно знакомы с известными картами Г.Меркатора (XVI в.), на которых изображена легендарная Арктида-Гиперборея - материк, окружающий Северный полюс и состоящий из четырех гигантских островов, разделенных могучими реками или протоками. Наверняка многие уже познакомились и с двумя недавно переведенными на русский язык (известным индологом Н.Р.Гусевой) книгами классиков гиперборейской теории - ректора Бостонского университета У.Уоррена "Найденный рай на Северном полюсе" (1885) и индийского ученого Б.-Г. Тилака "Арктическая родина в Ведах" (1903). Приведенные ими доказательства в пользу существования арктической прародины индоевропейцев (возможно, и других народов) представляются, в том числе и мне, весьма убедительными.
Однако эти доказательства построены, прежде всего, на анализе мифов, древних астрономических представлений и религиозных концепций происхождения человечества. За минувшее столетие накоплен колоссальный массив естественнонаучных данных о полярных и приполярных регионах, о Северном Ледовитом океане. Согласуются ли эти данные с выводами мифологов и древними картами? Прежде всего, для таких сопоставлений нужна уверенность, что Северный полюс за последние десятки тысяч лет сохранял свое положение. Мнения ученых тут расходятся, но вероятнее всего, 40 тысяч лет назад географический полюс (не магнитный, который, как известно, склонен "гулять" по планете) находился всего лишь в 4,4 километра от его нынешнего положения. Для нашей темы это несущественно.
А значит, мы вполне "имеем право" попытаться рассчитать географическую широту, на которой жили составители индийских "Вед" (или их предки), утверждавшие, как показал Б.-Г. Тилак, что на их священной прародине полярная ночь длилась сто суток. Н.Р.Гусева, по данным Тилака, определяет этот рубеж как 82,6 градуса северной широты; я позволю себе поправить нашего уважаемого индолога и предложить несколько иной, уточненный вариант - 77,4 градуса той же широты, - она пересекает южную оконечность Шпицбергена и север Таймыра. А теперь взгляните на карту полярного бассейна, каким он был в конце третичного периода, когда мелководный шельф Ледовитого океана находился в надводном положении (карта составлена коллективом авторов "Атласа Арктики" 1985 года и дополнена мною). И у вас, наверное, возникнет вопрос: почему же в "Ведах" не зафиксирован еще более северный рубеж Гипербореи? Ведь прибрежные равнины, ставшие теперь шельфом, достигают 81 градуса северной широты. Это значит, что облик полярного бассейна со "времен гиперборейских" претерпел многообразные изменения. Это наверняка было быстрое опускание значительных массивов суши, вполне возможное не только в третичном, но и в нашем четвертичном периоде. Ледовитый океан молод, и о тектонической активности этого региона говорит, в частности, то, что на Шпицбергене и Новой Земле обнаружены вулканические структуры, а интенсивность землетрясений на Шпицбергене может достигать 8 баллов. Причем опускание рассеченных разломами блоков было неравномерным, поэтому сейчас на дне Ледовитого океана невозможно выявить контуры четырех островов со знаменитой карты Меркатора.
Однако какие-то формы подводного рельефа все-таки должны быть "осколками" Гипербореи, Гиперборейской континентальной платформы! На мой взгляд, на эту роль претендует, прежде всего, проходящий через самый полюс хребет Ломоносова и вся, простирающаяся от него в сторону Чукотки и Аляски, Центрально-Арктическая область океанических поднятий. Здесь действительно преобладает земная кора не океанического, а континентального типа. Причем время окончательного погружения под воду хребта Ломоносова некоторые ученые определяют всего лишь в 2,5-3 тысячи лет назад.
Тогда почему же все-таки творцы "Вед" не запечатлели в своих гимнах память об этих местах - гораздо более северных, чем установленная нами широта 100-суточной полярной ночи? Возможно, потому, что погружение околополярной суши было катастрофически быстрым, и из тех, кто населял ее, не уцелел никто. А создатели "Вед" жили немного южнее - на просторной равнине, осененной горами (ныне это арктические архипелаги), изобиловавшей многоводными реками и озерами, что показали исследования дна полярных морей. И климат там, исключая некоторые периоды особенно сильных похолодании, был вполне подходящим для жизни "ведических" гиперборейцев; реки изобиловали рыбой, лес и тундра - зверем. И только последнее, самое резкое похолодание (и, по-видимому, одновременное опускание суши) заставило протоиндоевропейцев двинуться на юг - через Русский Север и через Сибирь». Ю.ЛОСКУТОВ.
Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья.
Комментарий: Автор вышеприведённой версии в основе прав. Даария (Арктида) в недалеком геологическом прошлом, как предполагают ученые, могла захватывать широкую полосу шельфа, а также островные гряды и надводные перешейки, находящиеся в настоящее время под водой (в том числе хребты Ломоносова и Менделеева). На картах Меркатора, как уже говорилось, Даария находилась в пределах окружности, образованной 80 параллелью, местами выходя за её пределы. Каменную цепь вокруг острова составляли современные острова, также расположенные, примерно, по 80 параллели. В пользу надводного существования хребтов говорит их геоморфология: на склонах и гребнях обнаружены остатки породы, которые могли образоваться только на суше; склоны хребтов расчленены, что свойственно наземным горам, также обнаружено большое количество щебня, гравия, песка — продуктов выветривания в наземных условиях. Когда же Даария (метрополия) могла уйти на дно? В науке на этот счёт не существует общепринятой точки зрения, и мнения исследователей очень различаются. Одни считают, что этот материк прекратил свое существование 100 тыс. лет назад (111,8 тыс. по информации Хронителей), по мнению других — всего 10 тыс. лет назад. Открыватель подводных хребтов Ломоносова и Менделеева Я. Я. Гаккель полагал, что это произошло 5 тыс. лет назад. Академик Трешников А.Ф., гидрогеологи Белов Н.А. и Лапина Н.П. предполагали, что отдельные части хребтов находились в надводном положении 18–16 тыс. лет назад. А полярный исследователь М. Н. Ермолаев пришел к