Мироведение.

Мироведение.

Программа «Мироведение» является учебно-образовательной: то есть по ней можно обучать детей, а взрослый человек может по ней заниматься самообразованием. Занятия по этой программе проводятся на разных уровнях.
Подготовительное знакомство с «Мироведением» хорошо начинать с детьми 2-4 лет. Эти занятия подразумевают ознакомление детей младшего возраста с основными стихиями Природы и их основными свойствами (например: огонь горячий и быстрый, может согревать, может обжигать). Малышей знакомят с существующими Царствами Природы и их обитателями (например: растения это трава, цветы, кусты и деревья, у которых есть листья, стебли, корни и прочее). Занятия для детей этого возраста проводятся совместно с родителями и, обязательно, с использованием наглядности: природного материала, обучающих игрушек и пособий, карточек с подписями. Для такого подготовительного знакомства можно использовать методику и материалы М. Монтессори. Кроме обучающей части занятий, должны быть развивающие игры.
Занятия первого уровня проводятся с детьми 4-7 лет (хорошо заниматься в разновозрастных группах). На них знакомят дошкольников с основными особенностями, свойствами, явлениями стихий и Царств Природы, их служебными духами и значением в жизни человека. Взрослые готовят занятия и присутствуют на них, как помощники и советчики («консультанты»). Для детей этого возраста обязательно используются наглядные пособия, природные и игровые материалы, карточки с коротким текстом, книги с достоверными изображениями. Можно использовать методики М. Монтессори, Г. Домана, основы взаимообучения.
Занятия второго уровня проводятся с детьми 5-7 лет (2-й и 3-й год обучения), как погружение в определённую тему (например, совместное изучение свойств стихии Земли и Царства минералов). Возможны «комплексные» занятия и проведение опытов (т. е. взаимосвязь биологии, химии, физики и других наук), с использованием программы и пособий начальной школы для более подробного изучения стихий и Царств Природы. На этой ступеньке обучения детей знакомят с основными понятиями и явлениями стихии Эфира и Человеческого Царства. Занятие проводит воспитатель (хорошо, если у него есть помощник), на занятии дошкольники этого возраста (2-го и 3-го года обучения) занимаются самостоятельно. Можно использовать взаимообучение и взаимообмен заданиями; используются карточки с коротким текстом из школьных учебников и энциклопедий, наглядные пособия и природные материалы.
Занятия третьего уровня проводятся с детьми 7-12 лет, как исследовательские. Кроме основных понятий, дети могут исследовать выбранную самостоятельно тему (исходя из своих интересов) и заниматься по ней индивидуально. На этом уровне обязательно общение учеников с мастерами и деятелями науки. Старших детей привлекают к проведению занятий с младшими дошкольниками, к научным изысканиям и профессиональной деятельности взрослых.

УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мироведение»
для детей дошкольного и младшего школьного возрастов
(с 3-х до 12-ти лет)
Основные цели программы «Мироведение»:
- всестороннее развитие индивидуальности ребёнка, его личностных качеств и творческих способностей;
- расширение мировоззрения, развитие интеллекта и духовности ребёнка;
- знакомство с целостной картиной мира и местом человека в Мироздании;
- взаимосвязь ребёнка с окружающей действительностью через осмысление личного опыта и опыта предков, а также – знакомство с первоисточниками (Ведами) своего народа;
- освоение родной речи;
- развитие ценностных представлений ребёнка (материальных, культурных, духовных), соответственно его сословию и индивидуальному уровню развития.

Основные задачи программы «Мироведение»:
Научить ребёнка осознавать присутствие жизни во всём сущем и её самосовершенствование через опыт упорядочивания себя и окружающего пространства (внутри себя, вокруг себя, в семье, в обществе).
Дать изначальные сведения о существовании 4-х царств Природы: минерального, растительного, животного, человеческого. Научить понимать их взаимосвязь.
Помочь осознать взаимосвязь человека со стихиями Природы: Землёй, Водой, Воздухом, Огнём, Эфиром. Знакомство с их основными свойствами, знакомство со служебными духами Природы.
Обучить ребёнка умению различать предметы и явления по их качествам, свойствам и характеристикам: цвету, вкусу, запаху, звуку, облику, величине и т.д.; отличать особенности и общие признаки предметов и явлений нашего мира.
Научить распознавать различные, общие и всеобщие качества микрокосма и макрокосма. Знакомство с ближним и дальним Космосом.
Научить ребёнка понимать особенности течения времени и последовательности событий: вчера – сегодня – завтра, прошлое – настоящее – будущее, раньше – позже – сейчас, возраст внутренний и внешний, календарное и вселенское время, круговорот времён года и событий в обществе, понятие вечности и пр. Знакомство с основными мерами времени.
Обучить умению определять свойства движения: действие, противодействие, взаимодействие предметов и явлений. Знакомство с общими и отдельными законами движения.
Развить пространственные представления ребёнка: от простых представлений (справа-слева, вверху-внизу, снаружи-внутри и т.д.) к сложным (понятие о трёхмерном измерении и многомерности миров). Научить находить местоположение в пространстве по солнцу, звёздам, картам и определять стороны света по природным приметам.
Развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (через ощущения, восприятия, представления) и другие виды мышления (словесно-логическое, творческое, интуитивное, продуктивное и пр.).
Обучить ребёнка приёмам умственных действий (размышлению, сравнению, обобщению) и выявлению общего, различного, подобного.
Взрастить и совершенствовать общеучебные умения и навыки: понимание поставленной цели, обдумывание действий и нахождение путей решения задачи, осуществление и проверка решения, самостоятельное исправление ошибки, подчинение определённым правилам поведения и т.д.
Привить ребёнку желание и способность к самовоспитанию и самообучению.
Обучить чёткому изложению своих мыслей: устно, письменно, с помощью жестов и различных видов творчества.
Привлечь семью к домашнему обучению и развитию ребёнка. Объяснение взаимосвязи семейных ценностей и взаимопонимания в семье с мировоззрением и воспитанием ребёнка (с учётом возрастных особенностей, различий мужского и женского начал, сословности).
Познакомить ребёнка с природой родного края и культурным наследием своего народа: обычаями, обрядами, ремёслами, преданиями, произведениями искусства и прочим достоянием.

Тема I: «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

СТИХИЯ ЗЕМЛИ
Земля – пустыня, равнина, возвышенность, плоскогорье, нагорье, горы, материк, планета Земля, другие земли (планеты).

Словарные примеры:
«Земля обетованная», «Горсть земли», «Пуп земли», «Земля Санникова», «Знойная пустыня», «Как в пустыне», «Русская равнина», «Среднерусская возвышенность», «Травянистое плоскогорье», «Каменистое нагорье», «Снежные горы», «Древний материк», «Земля-матушка», «Зелёная планета», «Населённые земли» и пр.

Свойства стихии Земли:
Сыра, тяжела, тверда, спокойна, основательна, уравновешенна.
Женское начало, энергия Инь.
Цвета: коричневый, жёлто-коричневый, зелёно-коричневый, тёмно-зелёный, чёрный.

Взаимосвязь с другими стихиями и существами:
Земля оплодотворяется и переносится водой. Частицы земли переносятся и разрыхляются воздухом, скалы рассекают воздух. Порода расплавляется огнём, земля останавливает огонь. Земля питает и поддерживает жизнь других существ, соединяясь со всеми стихиями и существами через Эфир, наполненный их чувствами, мыслями, желаниями.
Знаки Зодиака – Телец, Дева, Козерог.
В теле человека – позвоночник, кости, толстый кишечник, система выведения шлаков, микроэлементы и витамины, нужные для питания клеток тела.

Исследования:
Красота и виды (пейзажи, картины) земли; цвет, запах, вкус, дыхание, тепло земли, холод камня. Прикосновение (осязание) земли.
Состав земли: песок, глина, суглинок, чернозём, торфяник, вечная мерзлота, осадочные, вулканические и глубинные породы. Природные ископаемые и руда. Драгоценные камни и металлы, кристаллы и самоцветы, поделочные камни.
Круговорот земли в природе: земля вскармливает растения, растения поедаются животными и людьми, погибшие растения и животные образуют почву, человек живёт на земле.
Земная поверхность (ландшафт): поле, овраг, ущелье, холм, гора, бархан и прочее.
Строение и дыхание земной коры.
Очертания (рельеф) суши и дна океанов. Причины их изменений.
Изменения очертаний суши, морей и океанов с древнейших времён.
Путешествия и открытия новых земель в древности. Известные путешественники и землеописатели.
Землеописание России с древнейших времён. Природные зоны современной России.
Географические и геодезические карты. Топографические знаки и условные обозначения. Правила составления плана местности.
География: материк, полуостров, остров, атолл; страна, столица, город, весь, деревня, село, станица, хутор, починок.
Положение планеты Земля в нашей Вселенной, очертания Земли. Другие земли (планеты) в ближнем космосе.
Неблагоприятные проявления стихии: землетрясение, засуха, распутица, трясина, оползень, сель, обвал и другие. Болезни стихии Земли – дистрофия, авитаминоз, хрупкость костей и пр.
Наследие предков: Сказы и предания разных народов о происхождении Земли. Сказки о жизни камней, гор, пустынь, полей и пр.

Общение человека со стихией Земли:
Общение со служебными духами стихии Земли: межевиками, полевиками, копарями (гномами), зеленчуками, кладенцами и другими. «Гений места»: духи камней, гор, пустынь, лесов и пр.

Знакомство с народными праздниками и обрядами, посвещёнными стихии Земли (например – праздники Макоши, посевная, начала сенокоса, праздник жатвы, добыча соли, обряды переезда с места на место, закладка дома, освещение нового места жительства).
Наука плодородия и земледелия. Общение с садоводами, огородниками, рудознатцами, зодчими, ваятелями, гончарами, кузнецами, камнерезами, лесниками, скалолазами, путешественниками.
Влияние стихии Земли на здоровье, поведение, характер, чувства человека. Продукты стихии Земли.
Оздоровление человека с помощью стихии Земли: созерцание видов земной природы, босохождение, правильное питание, лечение с помощью камней (литотерапия), соли и глины, грязевые ванны и прочее.

Упражнения:
Труд на огороде, в саду, в поле, в горах, в лесу, в мастерской.
Лепка из глины и теста, песчаные и каменные постройки. Рисование с помощью мела, угля и минералов видов земли (пейзажей), составление мозаик из камней, изготовление бус, очелий, ожерелий, оберегов из глины, теста, коры, камней, семян. Озвучивание характера различных видов земли.
Составление минералогических коллекций и описание полезных ископаемых своего края. Изготовление схем, планов и карт местности.
Основы безопасности: умение находить нужную дорогу, строительство различных укрытий, помощь при ушибах и переломах, питание дикорастущими растениями, способы изготовления посуды из глины, использование камней для добычи огня и самозащиты, поведение при обвале и пр.

Использование стихии Земли: в быту (строительство домов, изготовление глиняной посуды, игрушек, оберегов), медицине (лечение минералами, глиной, солью), науке (использование излучений кристаллов), промышленности (строительные материалы, металлические инструменты, станки, машины), искусстве (зодчество, ваяние, украшения).

Примеры проявления стихии Земли в русских народных сказках:
Мать-сыра земля, Хозяйка Медной горы, Золотая баба, Горыня, Остров Буян, Камень-Алатырь, Лысая гора, Лукоморье, Тяга земная, Берегини, Межевики, Полевик, Житный дед, Спорыш, Копари, Микула Селянинович.

Божества стихии Земли:
Макошь, Притхиви, Велес, Овсень, Дидиля, Жива, Кострома, Сева.

СТИХИЯ ВОДЫ
Вода – капля, дождь, родник, ключ, ручей, водопад, болото, река, озеро, море, океан.

Словарные примеры:
«Живая вода», « Последняя капля», «Грибной дождь», «Серебряный родник», «Горячий ключ», «Весёлый ручей», «Водопад смеха», «Топкое болото», «Река жизни», «Голубое озеро», «Русское море», «Безбрежный океан», «Мировые воды».

Свойства стихии Воды:
Влажная, прохладная, живительная, подвижная, чувствительная, изменчивая.
Женское начало, энергия Инь.
Цвета: тёмно-синий, синий, зелёно-синий, бирюзовый.

Взаимосвязь с другими стихиями и существами:
Вода оплодотворяет землю, земля предоставляет русло воде. Вода насыщается воздухом, воздух двигает воду. Вода гасит огонь, огонь нагревает воду. Вода питает растения, животных, людей и соединяется со всеми другими стихиями через Эфир, запоминая все мысли, чувства, желания.
Знаки Зодиака – Рак, Скорпион, Рыбы.
В теле человека – слизистые оболочки, лимфа, почки, мочеполовая система.

Исследования:
Красота, виды (пейзажи, картины) воды; звучание, цвет, запах, вкус, температура, плотность, объём воды. Прикосновение (осязание) воды.
Виды воды: дождевая, талая, родниковая, ключевая, колодезная, артезианская, речная, стоячая, болотная, озёрная, морская, мёртвая, живая, светая, очищенная (дистиллированная).
Состояния воды: лёд, иней, снег, крупа, град, жидкость, роса, туман, горячий пар, разреженный пар, облака.
Состав воды. Пресная, солёная (морская), минеральная вода. Гидросфера.
Круговорот воды в природе: вода, испаряясь в реках, озёрах, морях и океанах, образует облака, из облаков идёт дождь, из дождя получаются ручейки и реки, реки стекаются в моря и океаны.
Мировой океан. Свойства морской воды. Виды движения вод океана: волновые и течения.
Воды суши: подземные и поверхностные, артезианские. Питание и режим рек. Виды озёр и болот. Горячие источники, минеральные воды. Живые родники, ключи, криницы.
Вода в атмосфере: водяной пар, туман, облака. Испарение и конденсация, влажность. Атмосферные осадки: роса, дождь, ливень, иней, снег, град.
География: океан, океанские и морские течения, море, залив, бухта, фьорд, лагуна, лиман, озеро, болото, река, протока, водопад, гейзер, ручей, родник, криница, ключ, колодец.
Неблагоприятные проявления стихии: наводнение, заболачивание, шторм, цунами, сель, снежная лавина, загрязнённая вода, промышленные стоки. Болезни стихии Воды – болезни почек, водянка, отёки, рвота, понос и пр.
Наследие предков: Сказы и предания разных народов о ледниковом периоде и всемирном потопе. Сказки о жизни ручьёв, рек, морей, океанов.

Общение человека со стихией Воды:
Общение со служебными духами стихии Воды: с берегинями, морянами, водяными, болотниками, колодезниками, банниками, вилами, мавками, русалками, бродницами и другими.
Знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными со стихией Воды (например – праздник Пробуждения вод, обряд вызывания дождя, угощение Водяного, поиск «водной жилы», освещение нового родника).
Общение с моряками, пловцами, ныряльщиками, лоцманами, поварами, целителями.
Влияние стихии Воды на здоровье, поведение, характер, чувства человека. Продукты стихии Воды.
Оздоровление человека с помощью стихии Воды: созерцание и слушание воды, плавание, ныряние, омовение, внутреннее очищение тела, употребление минеральной и талой воды, посещение парной бани.

Упражнения:
Игры с водой, паром, снегом и льдом.
Изображение воды, рисование водой и акварелью.
Озвучивание воды, передача движения различных видов воды в танце.
Переливание, сравнивание объёмов и плотности воды; пластичность воды (способность принять любую форму).
Изменение состояния воды (окрашивание, насыщение, нагревание, замораживание).
Изучение вкуса воды, напитков и растворов.
Лепка из снега, вырезание изо льда, рисование на снегу и на льду, замораживание цветной воды.
Основы безопасности: способы добычи и очищения питьевой воды, обучение плаванию и изготовлению плавательных средств, помощь утопающим, помощь при пищевых отравлениях, укрытие от дождя, ливня и снега, правила поведения на болоте и пр.

Использование стихии Воды: в быту (питание, омовение, очищение жилищ и бытовых предметов, орошение полей, садов и огородов), медицине (очищение тела человека, лекарственные напитки и лечебные ванны), науке (использование в опытах), промышленности (гидронасосы, гидротурбины производство товаров по