Миллиард на лимузины и корпоративы - вот это Роснано-размер!

Миллиард на лимузины и корпоративы - вот это Роснано-размер!

Обозреватель «КП» оценил наноэффективность «команды Чубайса» по материалам отчета Счетной палаты о проверке «Роснано». Законодательство нашей страны таково, что навар из воздуха - вещь не фантастическая, а совершенно реальная. Например, путем возмещения НДС. Компания, которая поставляет свою продукцию на экспорт, получает возмещение налога на добавленную стоимость от государства. А теперь представьте себе, что вы получили деньги от зарубежного партнера за якобы, то есть фиктивно, поставленный товар, через какое-то время отослали эти деньги тому, кто их вам перевел, например, за закупленное оборудование (ясное дело, никто ничего никуда не поставлял), а потом государство заплатило вам за это еще и денег. Это в самом примитивном варианте. Настоящие схемы существенно сложнее, но суть сводится к одному - обман государства с целью получения от него денег.

Признаки именно такого мошенничества увидели специалисты Счетной палаты в действиях проектной компании «Усолье-Сибирский Силикон», щедро финансируемой «Роснано».

Участники одного проекта внесли в качестве своей доли в общий с «Роснано» бизнес свои патенты. Но, как оказалось, срок действия патентов истекал, да и оформлены были не на одного человека, а на группу лиц, большая часть которых о такой «приватизации» и не подозревала.

Другие за счет выданных «Роснано» денег гасили свои кредиты, сделанные ранее, оформляли в качестве своего вклада в проект имущество, заложенное по кредитам, а то и такое, по которому уже начато арбитражное производство, или вообще не принадлежащие им активы.

А сколько примеров, когда, получив вожделенные финансовые ресурсы, компании - субподрядчики проектных организаций либо прекращали свою деятельность, либо подавали заявления о перерегистрации. «Роснано» же, как следует из отчета, контролировало процесс инвестиций лишь в той части, чтобы вовремя перечислять деньги партнерам по проектам, а какую кашу варили дальше, никто и не поинтересовался.

За пять лет работы единственный раз, когда ревизионная комиссия проектной компании установила нецелевое расходование средств, - это случай с ЗАО «Инвестиционная компания «САН», руководство которой нанесло ущерб в 355 миллионов 500 тысяч рублей. Да и то это произошло, потому что в компании сменилось руководство и новые начальники решили узнать про состояние дел. И оказалось, что прежние руководители откровенно занимались обналичкой через фирмы-однодневки. И не только ею, а еще и целым букетом махинаций вплоть до хищения готовой продукции. Невероятными усилиями за прошедшее время удалось через суды возместить убытки от предыдущего менеджмента на сумму 13 миллионов 465 тысяч рублей. Про остальные 342 миллиона, скорее всего, придется забыть.

Весело? Еще как. И это далеко не все примеры и случаи, отраженные в отчете СП. Впрочем, говорить, что руководство «Роснано» ничего не знало, не ведало и не творило, мне кажется, не совсем объективно.

И доказательство тому - красивый проект «Лиотех» по выпуску литий-ионных батарей. Соинвестором выступил офшорный холдинг с Британских Виргинских островов, принадлежащий китайской компании из Гонконга. Не буду описывать все перипетии реализации этого увлекательного проекта, одобренного лишь со второй попытки (в частности, один из экспертов указывал, что китайский производитель станет монополистом на нашем рынке, а поскольку основным потребителем продукции будет Министерство обороны РФ, допуск иностранной компании в проект может нести угрозу нашей национальной безопасности). Не буду говорить, что на этот проект тоже потратили миллиарды, а в результате доверили строительство завода компании «ПНК-Толмачево», у которой нет ни разрешения на строительство как вид деятельности, ни лицензий на ведение строительно-монтажных работ. Скажу лишь, что, когда китайцы стали выходить из проекта, доверенность представлять их интересы они выписали на имя С. С. Поликарпова, управляющего директора ОАО «Роснано». Получающего в этом же «Роснано» зарплату и прочие премии от Российской Федерации. И тот так представил китайские интересы, что, по подсчетам аудиторов Счетной палаты, Российской Федерации в результате «был нанесен ущерб в сумме 513,1 млн. рублей». Кстати говоря, это один из тех 38 или 40 заводов, которыми не устают гордиться по любому поводу господа Чубайс и Гозман. Вот только чем гордиться, пока непонятно: по данным СП, производство, запущенное в марте 2012 года, неэффективно, по итогам года «Лиотех» принес убыток свыше 2 миллиардов рублей. И немудрено, если готовая продукция завода реализуется по ценам в 2 раза ниже себестоимости.

Так что тезис о злоумышленных партнерах и непорочности самого ОАО «Роснано», как мы видим, не выдерживает никакой критики. Тем более что в головной конторе проекта дела обстояли не менее «весело». И в прямом, и в переносном смысле слова. А на оплату этого веселья руководство, мягко говоря, не скупилось.

И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ

Удивительная вещь, где бы и чем бы ни занималась команда Чубайса, условия ее функционирования были самыми комфортными из возможных. На ком на ком, а на себе эти люди не экономили. Настолько, что даже собственная ревизионная комиссия компании практически каждый год по результатам своего анализа рекомендовала своему руководству стать поскромнее в желаниях. Но ее стенания оставались без ответа.

О зарплатах и прочих вознаграждениях я уже писал в прошлом материале, но ведь есть еще и святое для постсоветского человека понятие «корпоратив». Например, встреча Нового года компанией и прочие радостные поводы, на которых укрепляется командный дух и формируется эдакая «дримтим» - команда мечты. На этом экономить - себя не уважать.

И «Роснано» не экономило. За 5 лет расходы на празднование Нового года и иные корпоративчики уложились в «скромную» сумму 101,74 миллиона рублей. На компанию, средняя штатная численность которой не превышала 300 человек. И понятно, что реально этими благами пользовалось гораздо меньшее количество народа: одно дело - уборщица, другое - управляющий директор. И, безусловно, не все ушло на новогодние празднества, были и коллективные вылеты на отдых в жаркие страны, но вот беда, как отмечает СП в своем отчете, «финансовые документы по договорам с ООО «ЭКА-ТУР» (название говорит само за себя о сфере деятельности. - Авт.) не в полном объеме раскрывают структуру расходов с расходами на указанные мероприятия».

«Кадры решают все» - этот сталинский лозунг команда руководителей «Роснано» понимала как никто. Поэтому с семью кадровыми и консалтинговыми агентствами были заключены контракты на подбор персонала. На оплату их услуг было потрачено почти 22 млн. рублей. И принято аж 34 сотрудника (получается, что только подбор каждого обошелся в 647 тысяч рублей). И что с того, что из этих 34 сотрудников 18 уже уволились или были уволены? Всего же на подбор персонала, подготовку кадров, разработку кодекса корпоративной этики ОАО израсходовало 106,25 млн. рублей.

А расходы на автотранспорт - это вообще сказка. За 5 лет «Роснано» на обеспечение служебным автотранспортом потратило 854,8 млн. рублей. Причем госкомпанию просто «грабили» те, кто оказывал эти услуги. Например, стоимость обслуживания автомобиля «Ауди А8» руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в прошлом году составила 2 миллиона 145 тысяч рублей в год. А за обслуживание таким же авто своего топ-менеджера «Роснано» платило более 19 миллионов в год! Шестисотый «Мерседес» в месяц обходился от 853 тыс. рублей до 934 тысяч, а обслуживание BMW Х5, Х6 - до 520 тысяч рублей в месяц.

Если вспомнить, что даже в приснопамятной конторе Остапа Сулеймана Бендера «Рога и копыта» велась документация, заключались договоры, то станет понятно, что и «Роснано» не могло существовать без своих контрактов. «Роснано» пошло здесь одновременно двумя путями. Оно и заполнило вакансию зам. генерального директора по правовым вопросам, положив ему оклад 640 тыс. рублей, и заключило контракт со сторонней компанией на подготовку необходимой документации. По этому договору компания «Тройка» получила почти 112 млн. рублей. За что?

Например, по одному заданию компания предоставила «Роснано» материалы на 87 страницах (45% - типовые формы в виде пустых таблиц или шаблонов: письмо-приглашение, письмо-заявка, анкета претендента и т. д.) и получила за это 20 миллионов рублей. Неплохо, да, - 230 тысяч рублей за страничку шаблона?

САМ СЕБЯ НЕ ПРОФИНАНСИРУЕШЬ…

На самом деле в современном мире все так переплетено, что порой не знаешь о родственных связях своего же соседа по лестничной площадке с сестрой твоей мамы. Но если в обычной жизни это просто милая неловкая ситуация, то в компании, которая получает государственное финансирование в гигантских масштабах, для такой неловкости вроде как не должно быть места.

Однако, оказывается, есть. При этом, что характерно, неловкость испытывают явно не те, кто проделывал всякие фокусы, а те, кто про них читает. Вот, например, еще до Чубайса ГК «Роснанотех» возглавлял некто Л. Б. Меламед. Но и после прихода Анатолия Борисовича и своего увольнения с поста главы нанокорпорации Леонид Борисович не стал чужим для компании, оставшись членом ее наблюдательного совета.

И, наверное, это простое совпадение, что проектные компании открывали счета, а «Роснано» переводило деньги в банк «Алемар», совладельцем которого был Л. Б. Меламед. И перечислило в общей сложности на эти счета аж 9 миллиардов 351 миллион рублей и более 4 миллионов евро. На этом фоне оплата услуг советника «Инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» в размере 228 млн. рублей смотрится как детская шутка.

Или вот еще один тоже частный случай. За 5 лет расходы «Роснано» на охрану составили более 563 млн. рублей. Свыше полумиллиарда. И, как выяснила Счетная палата, договоры на охрану были заключены с ЧОПом, совладелец которого является братом директора департамента безопасности «Роснано». Что там у классиков про радение «родному человеку»?

Ну а кто для человека роднее всего? Конечно же, он сам. Вот потому и не удивились аудиторы СП, когда обнаружили, что сотрудники

«Роснано» являются членами советов директоров проектных компаний, получающих деньги от того же «Роснано» в объеме миллиардов рублей...

СКАЗАНО

«Мы решаем задачу не отчитаться перед Счетной палатой, а создать наноиндустрию. Поэтому мы стараемся опираться на инноваторов, а не предъявлять им претензии... Я не считаю уровень зарплаты (в «Роснано». - Ред.) завышенным... Я убежден в том, что занижение зарплаты приведет к оттоку кадров отсюда, и мы будем работать с людьми, которые такого класса задачи решать не смогут».