МЕГАЛИТЫ И УЛЬТРАЗВУК
МЕГАЛИТЫ И УЛЬТРАЗВУК
Мегалиты до сих пор хранят тайну как своего происхождения, так и предназначения. И хотя уже сделаны маленькие шаги по их изучению, ещё многое нам нужно понять и осмыслить.
То, что удалось на настоящий момент ученым и энтузиастам узнать о древних мегалитах не может не удивить. В свете этих открытий они предстают перед нами чуть ли не высоко-технологичными сооружениями не смотря на кажущуюся простоту конструкций. Как говорится: “всё новое – давно забытое старое”. Возможно, когда будут разгаданы полностью тайны этих сооружений, мы и узнаем некоторые технологии будущего… А теперь всё по порядку.
Все началось с того, что один английский зоолог, изучая поведение летучих мышей возле одного из британских мегалитов – Роллрайта, засекал их полет ночами с помощью портативного приемника ультразвука (летучие мыши, как известно, ориентируются в полете с помощью ультразвукового писка). Как-то на рассвете исследователь с удивлением отметил, что ультразвук излучают не только мыши, но и камни кромлеха. Он сообщил об этом ученым из Оксфордского университета. Организовалась группа энтузиастов из физиков, радиоинженеров, химиков и геологов. Приборы и оборудование купили вскладчину и на протяжении года изучали мегалит. Результаты были впечатляющие.
Мегалитический памятник Роллрайт (он состоит из каменного круга, дольмена и менгира) в определенные периоды времени, а точнее на восходе и заходе Солнца, излучал ультразвук заметной интенсивности! Сила этого излучения изменялась на протяжении года. Самым интенсивным и длительным оно было во время равноденствий (весной и осенью), а минимальным – в дни солнцестояний. Интенсивность излучения круга, дольмена и менгира также изменялась и не совпадала. Скажем, в определенные дни интенсивность излучения максимальная, но только у круга, а вот у менгира в тот же время – минимальная. Были проведены контрольные замеры некоторых объектов, расположенных вблизи мегалита, тригонометрического пункта, бетонных зданий, естественных сосредоточений глыб песчаника (такого же, как тот, из которого сооружен мегалит), но ни один из них ультразвука не излучал.
Были выдвинуты две гипотезы относительно природы этого феномена. По одной из них, ультразвуковое излучение в этом своеобразном “передатчике каменного века” возникает вследствие воздействия солнечных радиоволн на кристаллы кварца, которые содержатся в песчанике. Электрический ток, который возникает при этом, приводит к пьезоэлектрическому явлению: ультразвукового излучения. Энергия звучания каждого кристалла небольшая, но все они звучат в унисон и дают поток энергии значительной интенсивности. Как добились этого эффекта древние строители Роллрайта – неизвестно.
Вторая гипотеза связывает ультразвуковое звучание камней с их нагреванием лучами Солнца. Возможно, считают приверженцы этой гипотезы, у камней Роллрайта звучат микротрещины поверхности или кристаллы породы, которые по-разному нагреваются. Подобное явление было известно в Древнем Египте. В начале нашей эры возле города Фивы, согласно древним текстам, находилась гранитная статуя, так называемый “поющий колос Мемнона”. Во время землетрясения в ней появились трещины и воздух, нагретый лучами Солнца, выходил из этих трещин с мелодичным звуком. Жрецы говорили, что колос поздравляет небесное светило песней. Но со временем статую по приказу римского императора отремонтировали, трещины замазали цементом – и она замолкла.
В районе Роллрайта ученые провели также измерение магнитного поля. Оказалось, что каменное кольцо кромлеха будто экранирует магнитное поле Земли и внутри кольца оно заметно слабеет. Интересно, что внутри кольца зафиксирована магнитная аномалия в виде спиральной полосы, которая делает семь оборотов и выходит за пределы кольца, постепенно расширяясь. Эта аномалия имеет явным образом искусственный характер. Ученые считают, что зодчие того времени могли зарыть внутри кромлеха магнитные минералы, расположив их в форме спирали. Кстати, на некоторых мегалитах встречаются подобные рисунки. Интересные результаты получены во время замеров радиоактивности в районе Роллрайта. Круглосуточные наблюдения за ней проявили ее “всплески”, во время которых радиоактивность возрастала втрое, а потом снова падала до фоновой. Были высказаны предположения, что колебание радиоактивности можно объяснить пульсациями движения подземных вод, насыщенных радиоактивными элементами. Английские ученые, сообщая об этих результатах исследований, настаивают на проведении более подробных и систематических наблюдений с применением точной аппаратур (энтузиастам – исследователям просто не хватило на это средств). Но даже полученные ими данные – сенсация. Значит, что те, кто возводил мегалиты тысячи лет тому назад, были осведомлены о явлениях, которые ныне стали объектом изучения таких современных наук, как физика твердого тела, магнетизм, акустика.
Итак, ученым удалось еще на шаг приблизиться к разгадке мегалитов. Некоторые из них, несомненно, играли роль акустических генераторов – преобразователей солнечной энергии в звуковые колебания. В связи с этим следует привести интересное сообщение советского ученого и писателя-популяризатора О. Кондратова. В 1969 году он писал, что на небольшом тихоокеанском острове Малекула (в архипелаге Новые Гебриди) еще несколько десятилетий тому назад местные жители сооружали каменные дольмены, подобный тем, что их возводили во всем мире тысячелетия тому назад. Они были святынями для всех жителей острова. Считалось, что вождь тайного религиозного общества, которое существовало на острове, приходит сюда, чтобы разговаривать с духом большого предка и просить у него советов. А может, вождь и в самом деле чувствовал какие-то звуки (”голос великого предка”), что их генерировал дольмен? Для проверки данной гипотезы учеными были проведены теоретические расчеты. Ученые выходили из предположения, что в основе этого явления может лежать принцип так называемой “акустической пустоты” или резонатор Гельмгольца. Физикам-акустикам известно, что любая пустота (например, пустая бутылка) имеет четко очерченную собственную частоту колебаний (определенный тон), которая зависит от размеров и геометрических параметров пустоты. Подводя к такому резонатору внешнюю энергию, можно при определенных условиях вызвать его звучание на этой частоте. Собственную частоту любой акустической пустоты можно рассчитать математически. Для таких расчетов были взяты параметры 8 кавказских дольменов, описанных в 1978 году археологом В. Марковиным. Выяснилось, что для всех дольменов собственные резонансные длины волн лежат в пределах от 2,54 до 1,83 кГц. Иначе говоря, эти частоты находятся в пределах акустического диапазона чувствительности уха человека (он, как известно, составляет 0,1-10 кГц). Итак, первая теоретическая “прикидка” показала: параметры дольменов такие, что если бы они генерировали звуки на собственных частотах, человек мог бы услышать эти звуки. Значительное влияние на собственную частоту резонатора Гельмгольца оказывает и “горло” акустической пустоты. Таким “горлом” у дольменов является отверстие в их передней стенке (”лаз”). Во всех случаях диаметр этого отверстия кратный (утроенный или удвоенный) к рассчитанной собственной частоте колебаний данного дольмена.
В конце концов, как уже было сказано, на плитах некоторых дольменов встречаются рисунки в виде волнистых или зигзагообразных линий. На одном из кавказских дольменов ширина (шаг) одного зигзага равнялась трети диаметра его “лаза”, т.е. длине резонансной волны дольмена (14 сантиметров). Таким образом, есть основания считать, что зигзагообразные линии (археологи называют их “линиями воды” или “елками”) на дольменах указывают на длину резонансной акустической волны, на которую был рассчитан данный генератор звука (дольмен). Как же могли работать подобные генераторы? Возможно, что за счет преобразования солнечной энергии в звук (как и в случае Роллрайта). Согласно данным В. Марковина, подавляющее большинство кавказских дольменов ориентированы отверстием на южную, солнечную сторону. Лишь некоторые – на северную. Но эти последние были сооружены в лесистых горных ущельях, куда не попадают солнечные лучи, потому и направлены они на те склоны гор, которые в данной местности освещены Солнцем во второй половине дня. Понятно, что данные расчеты еще ничего не доказывают. Они лишь свидетельствуют о том, что теоретически по крайней мере часть кавказских дольменов могла быть акустическими генераторами. Нужно было бы экспериментально проверить эти расчеты, организовав изучение дольменов с помощью специальной аппаратуры. Из “акустической” гипотезы мегалитов вытекает еще один важный вывод, а именно: почему дольмены составлены из таких исполинских блоков. Это, прежде всего, было обусловлено теми резонансными частотами, на которые их рассчитывали (т.е. необходимо было создать акустическую пустоту определенных размеров). Кроме того, возможно, нужно было обеспечить какую-то минимальную площадь “приемника” солнечной энергии для того, чтобы получить значительный эффект действия такого генератора.
“Культовая”, “археоастрономическая” и “акустическая” гипотезы не исчерпывают всех тайн, которые скрывают мегалиты. Неожиданные закономерности в строении некоторых из них были, например, выявлены путем точных измерений и картографирования. Так, согласно данным английского ученого Дж. Вуда, в строении большинства мегалитических кругов Британских островов и Франции имеют место четкие геометрические закономерности. А именно: среди этих сооружений не так уже и много собственно кругов. Подавляющее большинство или правильные эллипсы, или приплюснутые эллипсы (сложная комбинация круга и эллипса), или так называемые “яйцеобразные фигуры”, для разметки которых на местности люди, которые их сооружали, должны были выполнить сложные математические расчеты и геометрические построения. Зачем все это делалось, с какой целью – никто объяснить не может.
Другой английский ученый, О. Том, составил точные топографические планы каменных аллей в Карнаке (провинция Бретань на севере Франции). Всего там сохранилось одиннадцать рядов менгиров длиной свыше километра каждый. О.Том определил, что ряды менгиров в средней части аллей синхронно “переламываются” под очерченным углом и постепенно сходятся (сближаются один с одним), причем это восхождение идет по сложному математическому закону, который можно описать параболической функцией! Так же закономерно изменяется и высота менгиров – от 4 метров в одном конце аллей, где они впираются в большой каменный круг яйцевидной формы, до 0,6 метра на отдаленном конце аллей. В целом аллеи Карнака похожи на какую-то сложную техническую систему наподобие лежачей антенной решетки.
И вообще, когда знакомишься со строением многих мегалитов, возникает ассоциация с какими-то непонятными техническими приборами. Архитектор В. Циркунов в книге “Всемирная история архитектуры”, описывая Стоунхендж как храм, невольно сознается, что “техничность образа здесь преобладает над его художественностью”. Немецкий исследователь Р. Кутцер обратил внимание на еще одну особенность мегалитов. Сооружая их, неизвестные зодчие использовали горные породы лишь определенного состава. Наверное, материал, из которого изготовлялись менгиры и дольмены, имел для их творцов большее значение, чем расстояние, с которого эти породы приходилось везти к “строительной площадке”. Не потому ли “голубые камни” Стоунхенджа везли аж за 380 км? Материал, из которого сооружены мегалиты, – это горные породы, которые содержат кварц (граниты, песчаники, значительно реже – песчаные известняки). Иногда, как в мегалитической гробнице Нью-Грейндж в Ирландии, внутреннюю камеру и проход к ней, куда раз на год (в день зимнего солнцестояния) проникал солнечный луч, разукрашивали плитами из чистого жильного кварца.
Кварц (SiО2) – один из наиболее распространенных в природе минералов. Встречаются кристаллы его полудрагоценных разновидностей – горного хрусталя, мориона, аметиста, хотя большей частью его можно увидеть в виде обычных (не ценных) серых, молочно-белых или прозрачных кристаллов и зерен. Значительно больше, чем ювелиры, ценят этот минерал инженеры и технологи. Давно известны пьезоэлектрические и пьезоакустические свойства кварца, т.е. его способность генерировать электрический ток вследствие сжимания и звуковые колебания под действием электрического тока. Пластинки из кварца применяют в радиоэлектронике как надежные стабилизаторы колебаний. В состав кварца входит кремний. Ныне он один из главных материалов для изготовления полупроводниковых приборов. Ученые считают, что кварц еще далеко не изучен. А может, древним были известные такие свойства кварца, которых мы еще не открыли, и именно поэтому они так с готовностью использовали при строительстве мегалитов именно те горные породи, которые содержат кварц?
Некоторые исследователи обратили внимание на обработку и установку больших каменных столбов-менгиров. Казалось бы, их нижняя часть должна быть более широкой для большей стойкости и равновесия. Но, как показали археологические раскопки, именно подземную часть менгиров, наоборот, заостряли. Этими суженными концами менгиры вонзали в каменную насыпь, которая соединяла его с кромлехом или дольменом. На нижней, подземной части некоторых раскопанных менгиров выгравированы волнообразные ровчаки, которые отнюдь не могли быть просто украшением или декоративным орнаментом хотя бы уже потому, что их не было видно из-под земли. Как считает Р. Кутцер, такие менгиры могли играть роль гравитационных вибраторов в какой-то непонятной нам сложной системе, где использовалась гравитационная энергия Земли или разновидность космической энергии. Правда, исследователь ради справедливости добавляет, что эту гипотезу сегодняшними средствами науки доказать невозможно.
Как бы там ни было на самом деле, все-таки сложные мегалитические сооружения, особенно такие, как комбинации менгиров, дольменов, каменных аллей и кромлехов – это не случайные объединения, а неизвестный единый комплекс, единая система, постичь содержание которой мы пока что не в состоянии. Дело за будущими исследованиями. Но похоже, что в нашей стране не до мегалитов. У науки не денег зачастую на более перспективные для государства исследования. В данном вопросе вся надежда на энтузиастов и конечно, хотя бы частичную помощь ученых.