✅ МАСЛЕНИЦА (КРАСНАГОРЪ, КОМОЕДИЦА). 23 Даилѣтъ въ Лѣтъ 7530 ѿ С.М.З.Х. Славѧне...
✅ МАСЛЕНИЦА (КРАСНАГОРЪ, КОМОЕДИЦА)
23 Даилѣтъ въ Лѣтъ 7530 ѿ С.М.З.Х. Славѧне празднуютъ Краснагоръ и Масленницу.
Празднованiе встречи Весны начинаетъ сѧ, когда день равенъ ночи, когда ПриРода пробуждаетъ сѧ ѿ зимнѧго сна, когда Богиню Марену – Богиню Зимы провожаютъ въ ее ледѧныѧ чертоги, что находѧтъ сѧ на Севере, когда Ѧрило-Солнце начинаетъ свою активность.
Согласно Славѧнскои Роднои Вѣре въ эту пору «ѿверзаетъ сѧ» Сварга и Свѣтлыѧ Боги поѧвлѧютъ сѧ въ Ѧви, а Дɣши Прѣдковъ Наша «прилетаютъ на птичьихъ крылахъ» изъ Ирiѧ Небеснаго навестить своихъ потомковъ.
Тогда же просыпаетъ сѧ въ своеи берлоге Медвѣдь (Комъ, Беръ, Леснои Хозѧинъ – воплощенiе образа Бога Велеса).
Мужчины чествуютъ ѧго особымъ «медвежьимъ плѧсомъ» и «велесовои боротьбои», женщины задабриваютъ ѧго угощенiѧми.
Будучи славѧнскимъ праздникомъ, Масленица была принѧта и христианствомъ, но не по солнечному календарю, а по лунному. Поэтому въ христианстве у этаго праздника плавающаѧ дата. А 25 марта христиане ѿмечаютъ Благовещенье, кое считалось «Третьими Закличками Весны». Сохранились и такiе поговорки:
«На Благовещенье Весна Зиму победила» или «Благовещенье - птицъ на волю ѿпущенье» и т.д.
Во веремѧ всехъ Великихъ Славѧнскихъ праздниковъ мужчины и женщины согласно Устоѧмъ занимались ихъ подготовкои ѿдельно другъ ѿ друга, исполнаѧ каждыи свою роль. Въ этомъ разделенiи заключаетъ сѧ символика двухъ сiлъ, двухъ началъ, двухъ энергiи – женскои (холоднои, принимающеи, небеснаго цвета) и мужскои (теплои, ѧрои, ѿдающеи, краснаго цвета).
Мужчины очищали территорию вокругъ Капища, сооружали Огневища, Требникъ, занимались мужским трудомъ, делали изъ снега крепость, подготавливали места длѧ игрищ. Женщины же рассыпали зерно на перекресткахъ дорогу Капища длѧ таго, чтобы нечистаѧ сiла, принѧвшаѧ образъ сорокъ и воронъ, поедала зерно и не мешала празднованiю.
Старшiе женщины въ семье пекли комы – обрѧдовыѧ хлебцы, сделанныѧ изъ мучныхъ замесовъ овса, гороха, ѧчменѧ. Въ замесъ добавлѧли сушеныѧ ѧгоды и орехи. Когда комы ѿ жара въ печи начинали расти и подпекать сѧ, то становились похожими на Вселенную со звездами – какъ образъ мiрозданiѧ.
Часть испеченныхъ комовъ ѿносили въ лесъ длѧ Духовъ леса и длѧ Хозѧина леса – Медвѣдѧ, приглашали ихъ на трапезу, задабривали и просили оберегать скотъ, не озорничать на пчелиныхъ пасекахъ все лето.
Ѿсюда и поговорка «Первыи блинъ - комамъ». Главнымъ ѧвствомъ Великаго Праздника Масленицы (Краснагора, Комоедицы) ѧвлѧютсѧ блины,
символизирующiе Солнце. Ихъ пекли так же старшiе женщины въ семье съ добрыми мыслѧми и благими наговорами.
Особое место въ подготовке праздника уделѧлось изготовлению куклы Марены – образа Богини Зимы.
Изъ большихъ деревѧнныхъ палокъ делали неравноконечныи крестъ, скреплаѧ палки краснои шерстѧнои ниткои, привѧзывали туловище и руки изъ соломы или сена, крепили голову. Нарѧжали старыми сарафанами и юбками, повѧзывали платокъ. Лицо куклы Зимы рисовали только девицы уголькомъ въ такои последовательности:
сначала носъ, ротъ, брови, а только потомъ – глаза. Глаза рисовали обѧзательно закрытыми.
Стоитъ ѿметить, что накануне праздника дома такъ же изготавливали куклу по типу «большои» куклы. Въ старыѧ вещи, лоскутки тканеи и платки, которыѧ использовали длѧ нарѧда, вкладывали образъ всѧго плохого, ѿ котораго желали избавитьсѧ. Во времѧ обрѧда сжиганiѧ этаго чучела все плохое сгорало.
Готовыи образъ Зимы торжественно везли на соломеннои кобыле къ Капищу и ставили посредине снежнои крепости ждать своѧго часа – последнеи боротьбы холода и ѧри.
А народъ, пока везли куклу, стоѧлъ вдоль дороги и величалъ:
«Прiезжаи ты къ намъ на широкъ дворъ, на горахъ покатать сѧ,
Въ блинахъ повалѧть сѧ, сердцемъ потешить сѧ.
Масленица – краснаѧ краса, русаѧ коса,
Тридцати братьев сестра, сорока бабушекъ внучка,
Трехъ матереи дочка, кветочка, ѧгодка, перепелочка».
По Традицiѧмъ же другихъ Родов - Мара - Марена - Великаѧ Богинѧ Зимы, Ночи, Вечнаго Сна и Вечнои Жизни.
Богинѧ Марена, или Марена Свараговна, одна изъ трехъ нареченныхъ сестеръ Многомɣдраго Бога Перуна.
Очень часто ее называютъ Богинеи Смѣрти, прекращающеи земную жизнь человѣка въ Ѧвномъ Міре, но это не совсемъ верно. Богинѧ Марена не прекращаетъ человѣческую жизнь, а даетъ людѧмъ Раса Вечную Жизнь въ Міре Слави. Считаетъ сѧ, что Великаѧ Богинѧ Марена имеетъ на краинемъ севере Ледѧныѧ Чертоги, въ которыхъ Она любитъ ѿдыхать после странствiи по Сварге Пречистои. Когда Богинѧ Марена приходитъ, то всѧ Природа засыпаетъ, уходитъ на покои, погружаѧсь въ долгiи трехмѣсѧчныи сонъ. A когда Марена Свараговна уходитъ въ свои Ледѧныѧ Чертоги, на второи день после днѧ Весеннѧго Равноденствiѧ, происходитъ пробужденiе ПриРоды и Жизни. Въ честь проводовъ Богини Марены на Северъ и ѿмечалъ сѧ праздникъ Краснагоръ, День Масленицы-Марены, называемыи также Проводами Богини Зимы.
«Краснагоръ – Красно Солнце въ гору пошло» - такъ гласитъ одна изъ поговорокъ, дошедшаѧ до нашихъ днеи.
Въ этои традицiи сжигаемаѧ кукла, изготовленнаѧ изъ соломы, символизируетъ не Богиню Марену, а снежную Зиму.
После ритуала сжиганiѧ соломеннои куклы горсть пепла развеивали надъ полемъ, садомъ или огородомъ, чтобы выросъ хорошiи, богатыи урожаи. Ибw, какъ говорили наши Прѣдки:
«Богинѧ Веста на Землю пришла, на Краснагоръ новую жизнь принесла,
огонь запалила и зимнiе снега растопила, всю землю живои сілои напоила и ѿ сна Марены разбудила.
Будетъ Мать Сыра Землѧ полѧмъ нашим жизньродѧщую сілу давать, будетъ ѿборное зерно въ полѧхъ нашихъ прорастать, чтобы всемъ Родамъ нашимъ - хорошiи урожаи дать».
Но Богинѧ Марена, кроме наблюденiѧ за ѿдыхомъ Природы на Земле, когда Мать Природа набираетъ живительныѧ сілы длѧ весеннѧго пробужденiѧ и жизни растенiи и животнаго мiра, наблюдаетъ еще и за жизнью людеи. A когда приходитъ веремѧ людѧмъ ѿправлѧть сѧ въ долгую дорогу по Золотому Пути, Богинѧ Марена даетъ наставленiѧ каждому умершему человѣку въ соответствiи съ ѧго земнои Духовнои и мїрскои жизнью, а также въ соответствiи съ полученнымъ созидательнымъ опытомъ, въ какомъ направленiи ему продолжать свои посмѣртныи Путь - въ Міръ Нави или въ Міръ Слави.
Богинѧ Марена ѧвлѧетъ сѧ Покровительницеи Чертога Лисы во Сварожьем Круге.
Слава Марене Свараговне! Слава Богамъ и Прѣдкам наша!
…………
Пока женщины нарѧжали куклу, мужчины на ѿдельнои площадке въ сіловыхъ состѧзанiѧхъ показывали свою ѧрую сілу и молодецкую удаль. Затемъ начиналась общаѧ битва-боротьба въ Чертогахъ Марены (въ снежнои крепости).
Взѧтiе снежнои крепости Марены символизировали бои сілъ тепла съ сілами холода.
Мужчины – это защитники Свѣта нового, Ѧри, благодарѧ которои зародитъ сѧ новаѧ жизнь.
Женщины – это символ устоѧ и Равновесiѧ.
Новое обѧзательно должно победить въ этои борьбе. Но не съ первого раза. Как все въ Міре держитъ сѧ на трiединстве, так и победа достаетъ сѧ только съ третьего раза. Въ каждом наступленiи нападающiе ѿвоевывали по міру – Ѧви, Нави и Прави. Только когда все три завоеваны, тогда наступала окончательнаѧ победа.
Поэтому въ обрѧдовыхъ играхъ мужчины, нападаѧ на крепость, в первыѧ два раза должны благоразумно ѿступить, как будто защитники крепости были сільнее, причемъ старатьсѧ ухватить какои-нибудь трофеи у девицъ – въ знакъ побѣды на очередномъ міровом уровне. На третiи раз, несмотрѧ на многократно возросшiи азартъ женщинъ и девушекъ, крепость все же должна быть взѧта целикомъ. Главнаѧ задача женскои половины тутъ – особо рьѧно защищать чучело. Победа Весны въ этои борьбе наступала тогда, когда кто-то изъ мужчинъ добиралъ сѧ до чучела Зимы.
По дороге ѿ Зимнеи крепости къ Огневищу побѣдителеи встречаетъ Медвѣдь (Беръ, Комъ), обрѧдъ пробужденiѧ которого тоже имеетъ место быть, причемъ въ разныхъ местностѧхъ Руси будили по-разному.
Народъ, вооружившись снежками, ветками шел къ берлоге и забрасывалъ ѧго, кричалъ что есть мочи.
Медвѣдь не просыпалъ сѧ до техъ поръ, пока девушка не растормошитъ ѧго.
И вотъ когда медвѣдь начинал просыпатьсѧ, девушка убегала, прихвативъ съ собои кусочекъ медвѣжьеи шкуры.
Разъѧренныи Медвѣдь шелъ искать свою потерю и ловить девушку, а мужики ѿплѧсывали «медвѣжiи плѧсъ».
По другои традицiи Медвѣдь самъ просыпалъ сѧ ѿ шума борьбы за чертоги Марены.
Ѧго угощали комами на трехъ замесахъ и блинами съ медомъ. Ѿобедавъ, Медвѣдь долженъ былъ женить сѧ.
Обрѧдъ женитьбы Медвѣдѧ – какъ символъ пробудившеи сѧ ПриРоды и закладыванiе основъ длѧ будущѧго развитiѧ жизни.
Постольку, поскольку въ данномъ обрѧде Медвѣдь рассматривалъ сѧ какъ Образъ Мɣдрости въ жизни, то обѧзательно ѧго нужно соединить съ красотои и здоровьемъ, чтобы привнести въ жизнь Ладъ.
Поэтому въ «жены» Медвѣдю выбирали самую красивую девицу изъ хоровода, да поговаривали:
«Медвѣде Велесе Величаисѧ въ лесе
Землю буди а до насъ ходи Дидову страву съ поклономъ прими!»
После пробужденiѧ Медвѣдѧ и ѧго женитьбы, куклу Зимы несли къ Огневищу.
А участники праздника проходили обрѧдъ очищенiѧ огнемъ, ихъ встречалъ жрец. После шли къ Требнику, приносили съ собои угощенiѧ длѧ Прѣдковъ своихъ и клали въ Требныи Огонь, мысленно общаѧсь съ ними.
Далее подходили къ Огневищу, вокругъ котораго обносили чучело по посолоню, а участники праздника въ это веремѧ навешивали на нѧго наузы изъ веревочекъ, платочковъ, лоскутковъ старои ткани, ленты, поделки изъ соломы, дерева и такъ далее, мысленно вкладываѧ образъ всѧго таго, ѿ чѧго желали избавить сѧ.
Мужчины водружали куклу на Огневище, участники прощались, а жрецъ возжигалъ огонь.
Въ это же Огневище кидали маленькихъ куколъ, которыѧ изготавливали накануне дома.
Чтобы огонь разъѧрилъ сѧ, начинали закручивать хороводъ, чередуѧ направленiе движенiѧ по посолоню и коловрату, призывали Бога Семаргла, пели Гимнъ Огню, славили Боговъ и Прѣдковъ Наша и весь Славѧнскiи Родъ!
После таго, какъ чучело сгорало, начинали прыгать черезъ костеръ.
А скоморохи показывали представленiѧ, пели частушки и песни:
«Какъ на масленои недѣле изъ трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
И сыръ, и творогъ, все летело подъ порогъ!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…»
Далее всехъ приглашали на пиръ-братчину съ общеи стравои (трапезои).
На столы ставили блины съ масломъ и медомъ, пироги, печенье, овсѧныи кисель, настои на травахъ и другiе вкусности.
Ели, пили, веселились.
На симъ праздникъ заканчивалъ сѧ. А пробудившаѧ сѧ ПриРода начинала свои разбегъ съ новыми сілами, съ гармонiеи и ладомъ.
Наши Славѧнскiе традицiи возрождаютъ сѧ, наши Устои снова становѧтъ сѧ неотъемлемои частью нашего бытiѧ, и это очень радуетъ!
Добра и Радости всемъ Родамъ Славѧнскимъ!
СЛАВА БОГАМЪ И ПРѢДКАМЪ НАША!