✅ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ПРО ЛОМОНОСОВА... Михаил Васильевич Ломоносов...
✅ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ПРО ЛОМОНОСОВА...
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гж) - великий русский ученый. Рекламируемое "архив Ломоносова сохранился в достаточно полном виде" - ложь. Ныне в государственных архивах РФ сохранились всего три (!) портфеля Ломоносова с его рукописями. Но это черновики его работ по естественным наукам или литературе (в основном). Но среди всех этих бумаг нет ни одного (!) труда по истории. Напомню, что уже вечером дня смерти Ломоносова (4/15 апреля 1765 года), в особняк ученого на Мойке (ныне ул.Большая Морская, 61), по приказу Екатерины II, вошел ее фаворит граф Григорий Орлов (в сопровождении офицера и солдат) и предъявил хозяевам ордер на обыск с конфискацией (!), которые тут же и были произведены. Кабинет ученого вместе с всеми (!) рукописями Орлов опечатал лично. Еще до похорон Ломоносова (на следующий день после смерти) тот же Орлов вывез из его дома всю библиотеку и все бумаги (!). Рукопись главной ("Древняя Российская история") потом оказалась у немца Миллера, а остальные - просто исчезли. Кстати, факт конфискации не мешает лжецам везде писать "Библиотека и архив Ломоносова были куплены фаворитом Екатерины II графом Г.Г.Орловым.". Есть четыре части архива и у этих четырех блоков архива - РАЗНАЯ судьба:
1. научные работы Ломоносова. Многое сохранилось. В 1926 году петербургский "портфель Ломоносова" передан через академика В.И.Вернадского Академии наук. Другая часть архива куплена в 1827 году литератором П.П.Свиньиным - около 400 листов естественнонаучных работ и они частично публиковались уже в XIX веке. "Вруны от истории" говорят именно про эту часть архива.
2. поэзия Михаила Васильевича. Частично - осталось. Но например до нас дошла ода Ломоносова в честь императора Иоанна Антоновича, больше известного под именем Иоанна Третьего. Еще в младенчестве он был низвергнут с престола Елизаветой Петровной и по ее приказу заключен в Шлиссельбург. Он провел в заключении всю жизнь (23 года), пока не был убит по приказу Екатерины II. Такие факты держали в секрете, а у Ломоносова были подобные бумаги (т.е. связанные не только с именем Иоанна III). Все подобное - уничтожено.
3. исторические сочинения русского ученого. Практически все - уничтожено. Остались только три работы (см.ниже) и один немецкий фальсификат - "Древняя Российская история".
4. личная библиотека с пометками Ломоносова в книгах. Именно книг - так как раньше было принято делать пометки на полях. Частично библиотека Ломоносова (но не архив) найдена найдена в 1971 году в Хельсинкском университете, куда они попали в 1832 году в составе книжного собрания Орлова. Было найдено 47 книг (57 томов) с характерными пометками Ломоносова. Так как советский официоз страшно "надул щеки" мол нашли архив, то для солидности добавили к этим 47 еще 80 книг "может быть". Но на 80-ти нет пометок - это ложь.
Еще есть письма М.Ломоносова (Воронцову М.И., Вяземскому А.А., Корфу И.А., Разумовскому К.Г., Штелину Я.Я., Шувалову И.И., Л.Эйлеру и т.д.) - сохранилось несколько десятков. Они есть и в собрании сочинений, и в интернете (например на lit-info). Конечно, это НЕ все письма Ломоносова - маловато будет. И главное - до нас НЕ дошли ни десятки исторических сочинений, ни подготовительные материалы к его историческим трудам, ни первоисточники по нашей истории. М.В.Ломоносов много занимался церковной историей, в частности - исследовал вопрос религиозной реформы Мартина Лютера и западного осуждения православия. Синод православной церкви России обвинил великого русского ученого в распространении в рукописи антиклерикальных произведений по ст.18 и 149 Воинского Артикула Петра I, предусматривавшим смертную казнь. Представители духовенства православной церкви требовали сожжения М.Ломоносова!
При разговоре о исторических сочинениях от Ломоносова у официоза сразу начинается суетливое сюсюканье про "Древняя Российская история", которую целых семь(!) лет после смерти М.Ломоносова фальсифицировал немец Герхарда Миллер. Но в письмах учёного есть упоминания о массе других исторических сочинений, которые уничтожены и до нас не дошли.
К работе над "Древней российской историей" Ломоносов приступил в ~1751 году. Он стремился опровергнуть ложь немцев Готлиба Байера и Герхарда Миллера о "великой тьме невежества", якобы царившей в Древней Руси. Ломоносов изложил учение об этногенезе народов Восточной Европы и прежде всего славян-русов. Ломоносов писал, что Птолемей называл славян ставанами и указывал на постоянное передвижение славян с востока к западу. Ломоносов ознакомился с рукописями не напечатанной "Историей Российской" В.Н.Татищева и ее источниками. Большое внимание Ломоносов уделил античным и византийским писателям, пользовался сочинениями западных историков. К 1758 году первый том был готов, но труд так и не был издан при жизни. Хотя М.Ломоносов при жизни (до 4/15 апреля 1765г.) прилагал массу усилий для печати своей работы. И правда, что книга была подготовлена к печати. Планировалось 2425 шт. но ни при жизни, ни в 1766 году не вышло НИ ОДНОГО экземпляра. Печать была остановлена Романовыми. Имеющийся сегодня текст "труда Ломоносова по истории" удивительным образом на 100% совпадает с миллеровской точкой зрения на историю. А ведь Ломоносов обвинял Герхарда Миллера в фальсификации русской истории, Ломоносов яростно и много лет спорил с Миллером. Т.е. Миллер просто ПЕРЕПИСАЛ труд Ломоносова после его смерти. Но даже несмотря на многочисленную немецко-романовскую фальсификацию (родного текста оставили ~10%), дошедший до нас миллеровский текст истории Ломоносова - очень интересен. Конечно, немцы изъяли многое, самые вопиющие факты и названия. Но даже в таком, "куцем" варианте в тексте приведены многие, ныне замалчиваемые, факты. Издание 1952 года - практически самое полное, в интернете его - почти нет. В тексте ниже обработаны цвета и сделаны гиперссылки-тэги. Текст - без изменений, 1:1 из издания 1952 года.
Остатки исторических, которых всего четыре... Кроме "Древняя Российская история" от Ломоносова чудом нам осталось лишь три больших труда: "Краткий российский летописец с родословием", "Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи" и "Рассуждение о размножении и сохранении российского народа". Все! "Летописец" сохранился, так был напечатан в 1760 году (еще при жизни) типографией Московского университета. Формально рассчитанный на широкую читательскую аудиторию, "Летописец" имел и конкретного адресата - великого князя Павла Петровича. "Описание..." сохранилось, так как Ломоносов готовил для книги Вольтера значительную часть материалов и Вольтер почти дословно воспроизвел этот текст в IV и V главах "История России при Петре Великом" (честно написав это в примечаниях). "Рассуждение..." вообще было спрятано в письме Шувалову. В 1819 году (аж через 54 года после смерти учёного), Академия наук всё же опубликовала это "Рассуждение...", правда с большими цензурными купюрами. Тут же цензор, давший разрешение, был уволен. Министр духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицын заявил, что подобный труд имеет мысли предосудительные и оскорбительные для чести нашего народа и православной церкви. Он распорядился, чтобы весь тираж был изъят. Следующая публикация (также в очень сокращенном виде и цензурой) вышла в 1842 году - в "учёно-литературном журнале "Москвитянин". Опубликовал её на свой страх и риск главный редактор журнала - известный российский историк и публицист Михаил Погодин.
Факты про жену... Елизавета Христина Цильх (1720-1766гж) была дочерью пивовара, жила в Марбурге. Немецкий город Марбург, Ломоносов там учился. В ноябре 1736 года Ломоносов там снимал комнату и по молодости бывал в постели Елизаветы (что для молодого мужчины вполне простительно). Михаил часто уезжал. 08 ноября 1739 года Елизавета родила дочь и Ломоносова, во время очередного приезда, вынудили в мая 1740 года жениться на Елизавете. Весной 1741 года Ломоносов вернулся в Петербург и хотел забыть все это - он даже велел жене не писать ему. Поняв, что она брошена, настырная немка решила действовать сама и в феврале 1743 года обратилась к русскому послу в Гааге графу А.Г.Головкину. И добилась своего - летом 1743 года Елизавета с дочерью приехали в Петербург. Вскоре состоялось венчание Елизаветы с Михаилом в православной церкви. Важный факт: в то время придворный этикет требовал присутствия Ломоносова на балах и маскарадах. На все подобные мероприятия Михайло Васильевич неизменно являлся вместе с Елизаветой Андреевной, что безусловно, свидетельствует о мире и взаимопонимании в их семье, в то время как многие приглашённые оставляли своих жён дома.
Возвратившись на родину весной 1741 года, Ломоносов поселился в "казенной квартире" Бонового дома на 2-ой линии Васильевского острова, названного так по фамилии бывшего владельца дома генерала Бона - сподвижника Петра I. В приказе Петербургской академии записано: "Во оных покоях жительство имеет адъюнкт Ломоносов и при нем служитель". В этом доме он прожил с женой и дочерьми шестнадцать лет. Обветшавший деревянный дом был разрушен во время Великой Отечественной войны. На его месте сегодня построена школа (Гимназия №32: В.О., 2-я линия, дом 43). В июне 1756 года Главная полицмейстерская контора отвела Ломоносову под усадьбу "шесть погорелых мест", пустовавших после больших пожаров 1736-1737 годов. Участок располагался между современными домами №61 по улице Б.Морской и 16-18 по улице Почтамтской. Дом самого Ломоносова представлял из себя двухэтажный особняк, фасадом обращенным на Мойку. Сам ученый устроился на втором этаже, где справил себе "покои" и рабочий кабинет. На участке был фруктовый сад, пруд и домашняя обсерватория... Скончался М.В.Ломоносов в своем доме на Фонтанке, 04 апреля 1765 года, предположительно от воспаления легких после романовской тюрьмы. После смерти Ломоносова вся усадьба стала принадлежать единственной оставшейся после него дочери Елене, вышедшей замуж за А.Константинова – библиотекаря Екатерины II. Правнучка Ломоносова, Екатерина Николаевна Раевская, получила от матери дом по дарственной. В 1820 году она, нуждаясь в деньгах, продала дом со службами и участком Почтовому ведомству. 20 лет этот дом служил Почтовому ведомству без переделки, а в 1843-1845 годах был капитально перестроен для устройства станции почтовых карет-дилижансов. В усадьбе были построены дом для приезжающих, каменный сарай, два жилых флигеля и каменный забор во дворе, каменные навесы и конюшни; дом во дворе перестроили для размещения почтальонов. В далеком прошлом цветущая усадьба и колыбель гения Российской науки, сегодня представляет собой корпуса Почты России и хостел для туристов. От жилья Ломоносова - НИЧЕГО не осталось.
ВСТУПЛЕНИЕ
Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи.
Толикие перемены в деяниях российских: соединение разных племен под самодержавством первых князей варяжских, внутренние потом несогласия, ослабившие наше отечество, наконец, новое совокупление под единоначальство и приобщение сильных народов на востоке и на западе рассуждая, порядок оных подобен течению великия реки представляю, которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; но, паки соединясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы.
Возрастая до толикого величества Россия и восходя чрез сильные и многообразные препятства, коль многие деяния и приключения дать могла писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества немало по общей судьбине во мраке забвения покрыто. Однако, противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели.1 Инако рассуждать принуждены будут, снесши своих и наших предков и сличив происхождение, поступки, обычаи и склонности народов между собою.
Большая одних древность не отъемлет славы у других, которых имя позже в свете распространилось. Деяния древних греков не помрачают римских, как римские не могут унизить тех, которые по долгом времени приняли начало своея славы. Начинаются народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому. Не время, но великие дела приносят преимущество. Посему всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским подобных, унижать нас пред оными причины иметь не будет, но только вину полагать должен на бывший наш недостаток в искусстве, каковым греческие и латинские писатели своих героев в полной славе предали вечности.
Сие уравнение предлагаю по причине некоторого общего подобия в порядке деяний российских с римскими, где нахожу владение первых королей, соответствующее числом лет и государей самодержавству первых самовластных великих князей российских; гражданское в Риме правление подобно разделению нашему на разные княжения и на вольные городы, некоторым образом гражданскую власть составляющему; потом единоначальство кесарей представляю согласным самодержавству государей московских. Одно примечаю несходство, что Римское государство гражданским владением возвысилось, самодержавством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною вольностию Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благонадежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами. Едино сие рассуждение довольно являет, коль полезные к сохранению целости государств правила из примеров, историею преданных, изыскать можно.
Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам - мужества, судиям — правосудия, младым - старых разум, престарелым - сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших?
Предпринимая тех описание, твердо намеряюсь держаться истины и употреблять на то целую сил возможность. Великостию сего дела закрыться должно все, что разум от правды отвратить может. Обстоятельства, до особенных людей надлежащие, не должны здесь ожидать похлебства,2 где весь разум повинен внимать и наблюдать праведную славу целого отечества: дабы пропущением надлежащия похвалы - негодования, приписанием ложныя — презрения не произвести в благорассудном и справедливом читателе.