Колдовство на Руси: терминология.
Колдовство на Руси: терминология.
Колдовство, волшебство, чародейство - способность некоторых людей причинять вред или избавлять от него путем магических обрядов, как правило, без применения физического воздействия, составляли неотъемлемую часть жизни славян. Старинные рукописные книги, именуемые Чернокнижием - Волховник, Чаровница, Мысленник, Колядница, Путник (книга о значении встреч), Воронограй (значение полета птиц), Шестокрыл и др., содержали информацию об этом, предавались по наследству, либо от Учителя к Ученику. Славянами, как и всеми остальными религиями, практиковалась Белая и Черная Магии. Магия считалась священной наукой у древних цивилизованных и образованных народов, неотделимой от религии. Обе Магии практикуются до сих пор, но если ранее носили естественный характер, то сейчас гораздо более скрыты. Магия является наукой общения с божественными, надземными Силами и управления ими, также как и власти над силами низших сфер, практическим знанием сокровенных тайн природы, ибо их трудно постичь, не погрешив против нее. Белая Магия или Естественная Магия заключает в себе конструктивный принцип по отношению к любому живому объекту, т.е. созидание, без нанесения вреда кому - либо.
Яркими представителями Белой Магии на Руси были:
ДОКА - русское название человека, знахаря, который может отговорить, т.е. отвратить всякое чародейство и порчу, но сам никакого чародейства производить не может или не хочет. Происходит из значения "Мастер своего дела".
ВОЛХВЫ - славянские маги. Синонимом Волхвов является понятие Чародей, в буквальном смысле слова - гадать у воды, налитой в священную чашу (чару), снабженную знаками 12 месяцев. Чародейство, т.е. волхование - это обращение к воде (влаге, вологе), которым занимались Волхвы - облакопрогонители, т.е., Жрецы, управляющие дожденосными тучами, колдуя с водой в священной чаре. Известны круговые чары, рассчитанные на сотню участников пира.
ВЕДЬМА - от славянского "ведать". Ведьм вначале называли "мудрыми женщинами" - до того дня, когда церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По поздней христианской мифологии, ведьмами стали называть женщин, вступивших в союз с Дьяволом (или другой нечистой силой), ради обретения сверхъестественных способностей.
Существует большое количество способов гадания, т.е. предсказания будущего, определения настоящего, прошлого, а также других методов использования Магии:
ВОСКОЛЕЙСТВО - процедура гадания с использованием воска. Маг растапливает воск, настраивается на лицо или имя, на которое гадает, выливает расплавленный воск в воду и, рассматривая вылившуюся фигуру, по ассоциациям и сходствам получившейся формы, делает предсказания.
КЛИДОМАНТИЯ (КЛЕЙДОМАНТИЯ) - способ гадания, при котором ключ, подвешивается на нитке, длиной в несколько дюймов, обмотанной вокруг пальца так, чтобы ключ мог вертеться, раскачиваться или оставаться неподвижным. По поведению ключа определяют ответы на вопросы, задаваемые про себя или вслух.
КЛЕРОМАНТИЯ - гадание, основанное на метании жребия в виде камешков, фасолин и других предметов различной формы или цвета, либо помеченных какими-либо значками. Как вариант, сипользуются листки бумаги с нанесенными на них знаками. Варианты их расположения решали дела и назывались по жребию.
КОБЬ - разновидность древнего славянского гадания о судьбе, связанное с определенными ритуальными танцами или телодвижениями (кобениться - делать манерные движения).
ЗАГОВОР (ОПРИКОС, ЗАКЛИНАНИЕ) - устный особый текст, формульного характера, которому приписывается магическая сила, способная вызвать желаемое состояние. Иногда бывают письменными. Носит позитивный характер, призванный вылечить человека, обеспечить ему успех, оградить от внешних посягательств. Имеются Заговоры лечебные (от Лихорадки, Сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т.д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, земледелием), любовные (присушки и отсушки), промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т.д.), ситуативные (при зарытии и поиске клада, при отправлениях в путь и т.д.).
КОЩУНСТВО (КОЩЮНИТЬ) - от славянского "кощюна" - миф. Сказание, рассказывать, колдовать. Отсюда - кощюнословить - рассказывать мифы, кощьюнник - волшебник, сказитель кощюн. Образ сказочного Кощея Бессмертного указывает на мифологическую архаику "кощун" и на связь с сущностью "кощьного", потустороннего царства. Христианская религия для внедрения в сознание народа языческой мифологии, запрещала сказывать славянские сказания, мифы и сказки. Поэтому в период становления христианства на Руси термин "кощунство" стал пониматься как надругательство над христианской святыней.
В древние времена Магия не была сначала злой, но затем из нее, путем извращений возникла Черная Магия, т.е. - стремление Колдуна к оккультной власти, которое и приводит его к наиболее опасному виду Магии, во имя исполнения личных желаний, т.е. - эгоизма. Процесс выполняется с помощью демонического Духа, который служит Магу, во время его земной жизни, а после своей смерти, Маг становится слугой этого Духа. По этой причине, Маг идет на все немыслимые меры, для того, чтобы продлить собственную физическую жизнь, так как для него не будет ничего за могилой. Человек обменивает свою вечную жизнь на временную власть, и в ходе веков был выработан таинственный процесс, который позволяет совершить Магу подобный обмен. В своих различных ответвлениях, Магия Черная включает почти все формы Магии церемониальной, ведьмовство, волшебство, вампиризм, некромантию - искусство вызывать дух умершего.