✅ ХРАМОСЛƔЖЕНЇЕ. 2 КУРСЪ. 8 УРОКЪ. ТЕМА: ОБРЯДЪ КРОДА. Обрядъ Кродированiя...
✅ ХРАМОСЛƔЖЕНЇЕ. 2 КУРСЪ. 8 УРОКЪ
ТЕМА: ОБРЯДЪ КРОДА
Обрядъ Кродированiя, т.е. совѣршенiя Кроды используется для отправленiя умѣршего в яго последний путь в Мiре Яви, и продолженiя яго жизни в Мiре Слави. Само понятiе Крода означает – отправленiе человѣка к Роду.
Кродой так же называется погребальный костёр.
Крода имеет сажень в высоту (рис. 45), сотворяется она, как правило, из берёзы, дуба, кедра и других Свѧщенных деревьев. У нас здесь больше берёзы, но допустим, на Кавказе там больше дуба. Т.е. во – первых, деревья – это излучатели, они и жар, и сiлу излучают, и эта сiла вся передаётся умѣршему. Как это всё происходит, мы уже записывали на предмете Юджизма – Круг абсолюта, я имею в виду: умѣръ человѣкъ, сколько им жрецы занимаются, сколько он лежит у себя дома. Дѣлается крода так, т.е. из брёвен, из вѣток сухих, добавляется сухая трава, иногда даже сено, берёзовая кора, т.е. проложили ряд, перебросiли сухой травой, сеном, берестой, или ещё чем, и ещё ряд. И высота одна сажень, или 2.13.36, ширина и длина кроды зависит от самаго умѣршяго человѣка, т.е. если человѣкъ лежит на помосте (рис. 46) и вот расстоянiе от головы, от ног, от плѣч – везде один аршин. Вспомните поговорку, перефразированную: «Каждому отмѣренъ свой аршин». Но высота кроды неизмѣнна. Крода также, когда дѣлается, пропитывается маслом, т.е. разогревают растительное масло, обливают им все эти брёвна, и они пропитываются имѧ.
Существует понятiе двух крод – это ввѣрху у нас помост или яго ещё называют - полог деревянный. Это, как правило, может использоваться для всех. Если воин, погибший или знатный родович, повѣрх полога ставили ещё сруб или погребальную ладью. Но от края бортов ладьи до края кроды так же будет один аршин. Но ладья – это повѣрх кроды. Крода располагается головой на севѣръ.
И подставляли лестницу и по ней заносiли с южной стороны, и по лестнице с севѣрной стороны сходили с полога. Также и родныя могли подняться с южной стороны, попрощаться, поцеловать яго в чѣло и спуститься по севѣрной стороне. Но иногда, если места ограниченно, то поднимались и спускались по одной и той же лестнице, но тогда они, поднявшись на полог, обходили умѣршяго с восточной стороны и возвращались к лестнице по западной, т.е. они стояли как бы по сердцу от даннаго человѣка, чтобы взойти, попрощаться, поцеловать яго в чѣло, и спуститься. После прощанiя, жрец или проводящий обрядъ накрывал лицо умѣршего и все тело белым покровом. И покров, как саван, просто мог подоткнуть под тело, чтобы, когда загорится, яго сразу же не унесло огненным потоком.
Есть ещё некоторыя особенности: в некоторых вѣсяхъ, т.е. никаких пут покойному нет, когда руки-ноги перевязаны. Руки вдоль тела, либо иногда накладывали их на перси, ладонью одной руки закрывая другую, но дѣлали что? В некоторых вѣсях сухожилiя надрезали – на пятках и на руках возле кисти. Для чяго перерезали? Потому что, когда жар очень сiльный, то бывали случаи, что сухожилiя они высыхают, стягиваются, и многим кажется, что покойный поднимается, и иногда даже садится, ноги подгибаются, и некоторым могло плохо стать, что как это живого сжигают? Хотя яго уже мѣдики могли зарезать несколько раз, поджигается факелами.
Вокруг кроды издревле очерчивали круг. Каким образом? Просто прокапывали ямки, для чяго? Потому что, если даже здесь есть трава, температура такая будет, что трава начнет гореть, а за Природу же берегли. Иногда просто дёрн снимали, и тогда пламя дальше очерченнаго круга не распространялось. И могли ещё лопатами или специальными вѣтками пламя прибивать. Жар кроды, кънечно, хороший.
Поджигая кроду произносiли фразу, там несколько вариантов:
- Отправляетъ сѧ (имѧрѣкъ) въ Сваргу Прѣчистую къ Роду своему.
- Отправляетъ сѧ (имѧрѣкъ) въ Правь къ Роду своему. Или:
- Отправляетъ сѧ (имѧрѣкъ) въ Славь къ Роду своему. Т.е. а там яго уже дальше направят. Погребальный костёр горит несколько часов. В 4 часа (т.е. в соврѣмѣнныя 16 часов) зажли, присматривают, солнце же заходит, и Дɣши Прѣдков уходят на запад вслед за Солнцем, и как бы Дɣша отправилась в Правь и Солнце ей дорогу освѧщает. И к утру здесь будет кродное пепелище. Далее, берётся домовина, иногда говорится – дом, либо в виде кувшина (рис.47), выполненнаго из глины, либо в виде урны (рис. 48) – они разныя бывают: и из камня, и из мрамора. А может быть домовина из бересты сдѣланная (рис.49). А может быть из стекла. Да, даже трёхлитровая банка. И туда, не руками, а лопаточкой собирается прах, как правило, при таком сiльном огне кроды кости все сгорают. Но, если бывало, что оставались косточки, тогда их тоже в какой-нибудь полог, войлочек собрали, и там, где леса мало, а степь или лесостепь, там у них плоть и основныя кости сгорали, но оставался череп. И тогда этот череп ставили возле Куммiра свояго Рода. И потом они приходили и приносiли требы, а там много черепов, т.е. когда они, гробокопатели – археологи раскапывают, то они говорят: «Вот, идолу камѣнному или деревянному жертвы человѣческiе приносiли»! – Ну это ж бред это собачий. На самом дѣле на кроде сгорает всё, остатки косточек собираются, прах собирается в домовину, или некоторыя дѣлают две домовины: одну, чтобы курган создать, вторую, чтобы поставить дома. Кто-то дѣлает себе кожаный мешочек с кожаной тесьмой, наполняет её пеплом Прѣдковъ, и как ладонку носит на шее. Вспомните: «Пепел кроды стучит в моем сердце».
Дальше, другой вариант – остальной пепел, который остался многiе яго тоже собирают, но в специальный большой туесок, но для чяго? Для таго, чтобы этот прах развеять либо над рѣкой, либо над своим полем. Т.е. потом человѣкъ за это поле за эту территорию он голову сложит, но врага туда не пустит, почему? Потому что данный участок полит потом и прахом яго Прѣдковъ. Итак, собрали всё в домовину, потом выкапывается мѣра, т.е. углубленiе в земле с размѣрами мѣра на мѣру (рис. 50), и в глубину иногда доходит от мѣры до сажени. Для чяго это дѣлается? Для таго, чтобы остатки костей с кроды как бы поместили в это колодец посредине. Потом устанавливается столб на кости, ну, бывает там и прах, и землей это засыпается, и у нас получается квадрат мѣра на мѣру и в нём стоит столб, и он уже закреплён. Т.е. если много родичей пришло, столб выходит за предѣлы колодца, т.е. над повѣрхностью земли, если родственников мало, то он вот здесь (заштрихованный), т.е. даже может быть ниже уровня земли.
Вот я поставил это столб (рис.51), под ним кости. На этом столбе свѣрху дощечка квадратненькая, на ней по углам стоят четыре столбика. Вот между ними и ставятся домовины. Т.е. ставится не банка стеклянная не короб, не кувшин, а ставится домовина. Домовину поставили свѣрху, и тут же требы, благовонiя можно поставить, и огневицу зажечь.
И затем свѣрху всё это закрывается крышкой с загнутыми краями, которую иногда дѣлают из дерева, иногда из металла. Её просто на столбики надѣли и получилась крыша. И потом это всё покрывают платом – платок из белой матерiи, и он свисает ниже всяго, почему? Потому что родственники потом берут землю руками и засыпают, а она опадает, и у нас получается, что это плато натягивается, подворачивается, и держит эту крышку и домовину, и это у нас целиком закрыто. Если рассматривать это замкнутое пространство, то это у нас что? Это мы опять создаём утробу: человѣкъ из утробы пришёл материнской, и он у в утробу Природную вѣрнулся, точнее яго тело. А Дɣша с Небес пришла и в Небеса и вѣрнулась.
Потом выше уровня земли набрасывается ещё земля и получается курган. И вот уже на этот курган ставится камѣнный камѣнь, но никаких крестов и никаких пятикънечных звёзд. А камѣнь может быть любой, хоть валун, но на камне раньше писали: Здесь покоится прах такаго-то из Рода такаго-то рожденный, если женщина, то допустим, Марiя Ивановна Петрова, урождённая Сидорова, т.е. в девичестве Сидорова, т.е. из какаго Рода её взяли. И Лѣта ставятся наши: Рождена в Лѣто, допустим, 7432, а умѣрла в 7510. И там же, ниже можно указать соврѣмѣнныя даты.
На женских – везде, как правило, ставится вот такой символ – Звезда Лады Богородицы (рис. 52), чтобы Лада, как покровительствовавшая им на Земле, продолжала покровительствовать им и дальше в последующей жизни.
На мужских ставятся солярники или символы яго Рода.
Те, кто принимают участiе в обрядъе – все, кто копают мѣру, все, кто кладут кроду, все, кто держат огневики, т.е. факела, у всех левая рука должна быть спрятана под белой матерiей, и, как правило, для этаго используют белыя полотенца – обматывают яго вокруг левой руки.
После таго, как курган сотворили, требы на кургане оставили, с собой берут воду, которой омывают руки, помянули. А чтобы уже все помянули, т.е. трапезу сотворить кродную, это уже родичи умѣршяго подготавливают, потому что Дɣша умѣршяго стоит рядом, и она смотрит по тому, как обильно или нет, угощают трапезой кродной всех присутствующих родичей, она судит, как к ней данныя люди относiлись при жизни, потому что всё, что съедается в кродном месте.
Потом уже это курганное место называется погост. Туда приходят погостить, как бы с родственниками свидеться. Но после ввѣденiя христианства погостом начали называть кладбище. Хотя кладбище – это место, где тело погребено.
Это вкраце для общяго представленiя, а подробнее расскажет Добрагор.
Добрагор рассказывает дальше:
Если лежит женщина, а это называется ложа, т.е. она возлагается свѣрху на ложе (рис.46).
Лестницы, по которым подняли (рис. 45) , они потом убираются и тоже сжигаются, т.е. они к кроде приставляются и они сжигаются. Когда накладывается сама крода, дѣлается так, чтобы в первую очередь красиво было. А красота очень легко соблюдается, и она дѣлается праздничной, торжественной очень, потому как мы не просто скорбим, а наоборот мы радуемся, что мы провожаем дальше – а Дɣша идёт дальше по развитию своему. Когда укладывается крода (рис.53) акцент надо дѣлать на то что основныя брёвна, и основныя дрова, т.к. они горят дольше, они как бы идут по краям (рис.54), почему? Потому что тело, которое лежит, чтобы оно не ушло куда-то в сторону, а чтобы было непосредственно постоянно в пламѣни. Следующий момѣнтъ такой – для красоты втыкают вѣточки зелени – лѣтом разных деревьев, зимой хвойныя, вѣточки идут, как украшенiя. И имѣнно зелёныя вѣтки дают дым. А так вообще дыма нет никакаго, т.е. стоит гул, огонь принимает, и, особенно когда прочитаешь и отправишь в Сваргу, всё.. различiе …идёт с…праздниками, которыя только что…. а разница огромная. А заключается в чём? Во – первых, это очень торжественный ритуал, очень торжественный обрядъ поэтому возникает чувство торжественности, аж захватывает. Когда потом вся крода, предварительно пропитанная разогретым маслом, возжигается, всё прѣкрасно горит. Когда начинает гореть, все отходят в сторону, потому что перед тем, как начать выкладывать кроду, снимается дёрн и эта площадка как бы вытаптывается, как следует, уплотняется, потому что потом важно всё, что останется после костра. Выкапывается канавка, но, т.к. огонь очень сiльный, то лучше обкопать как можно больше. Жар идёт на уровне примѣрно порядка трёх – четырех саженей. И жар очень сiльный.
После таго, как с начала горенiя прошло минут 15-20 наступает такое чувство лёгкости и настолько всё становится спокойным, полная безмятежность после торжественности, и ты понимаешь, что Дɣша отправилась дальше. Это явно чувствуется. Тело воспринимается, как просто тело. И нет никакаго отношенiя или чувства предвзятости, брезгливости, а понимаешь что это просто тело, какая-то вещь какая-то опредѣлённая… мѣра, и всё. Просто предмет, а Дɣша уже отправлена.
Отче добавляет: А некоторыя более чувствительныя люди видят, как Дɣша в пламѣни огня помахала рукой и в Небеса уходит.
Добрагор: Симаргл в это врѣмя отчётливо виден. И виден не только ликъ, как во врѣмя лѣтних праздников, а ноги, туловище, руки, Образ Симаргла виден явно. И это довольно таки интересно. Одежды свѣтлыя, и у нас такаго нет, чтобы отправляли в путах, т.е. со связанными руками - ногами.
Когда это становится действительно доходчивым и понятным, явным, что даже физически ощущаешь, после идёт уже братчина, т.е. каким образом? Перед братчиной отдаются Богамъ, Прѣдкамъ приносятся, а после идёт уже братчина ну, как правило, обносят ковшом тех, кто присутствует тех, кто чтит, тех, кто знал таго, кто отправляется дальше.
Как правило погребальный костёр – кроду начинали в 16 часов по соврѣмѣнному, т.е. как бы Дɣша отправлялась за Солнцем. Дальше, горит все это приблизительно до утра. При том на утро, часиков в 7-8 ещё невозможно подойти ближе, чем на 2 метра, потому что жар стоит, и само огневище, место кроды приблизительно 2 квадратных метра углей. Костей очень мало остаётся. Дальше, когда начинают прославлять, я ещё раз говорю, это чувство чистоты, спокойствiя, т.е. человѣкъ, понимает, что он дѣлает то, что должно быть, и по - другому оно вообще невозможно. Т.е. у нас был человѣкъ, который был на погребенiях и в Гималаях, и в Индiи, и в Тибете, и здесь. И он сказал, первым дѣлом, как прiезжаю в город сразу к нотариусу, чтобы мѣня только через кроду в случае смѣрти. Т.е. он под таким впечатленiем был, что говорит, это невозможно передать. Говорится что-то хорошее, т.е. это праздник радости. Когда костёр прогорает, помните, как в сказках? Собирались косточки, омывались слезками, или кто-то возвращался в лес, чтобы собрать косточки, но чтобы дождик их помыл, вѣтеръ посушил.
Далее, роется вот таким образом (рис.55) колодец мѣра на мѣру, но чуть побольше, потому что края обсыпаются, высота одна сажень, это 2.13 м, С востока по ступенькам заносится, а на западе по ступенькам выходят. На дно колодца кладутся косточки, и на них ставится столб, но лучше сразу с домовиной. Но домовину надо при установке придерживать, поэтому и нужны эти ступеньки. И когда столб засыпается, уже видно, допустим до опредѣлённаго уровня, всё - он уже стоит, а столб у нас, как правило, одна мѣра, а это 1.066 м.
ОТЧЕ: Когда большiе роды собирались, то там ставились столбы и саженныя, и двух саженныя, потому что очень много народа, и когда все, по горсти бросали, то там получался курган в два, три человѣческих роста. Но это когда много народа, а сейчас же Рода маленькiе все, поэтому как раз – каждому мѣра.
Добрагор: Дальше на домовину накидывается плат, и здесь олицетворенiе у нас какое приблизительно? Косточки – это Явь, столб – это Славь, домовина – Правь. А плат-то белый, т.е. скатерка обыкновенная льняная, и действительно, когда столб закапываешь, плат как бы натягивается. И всё – выше домовины уже идёт курганчик.
На последней кроде, на которой мы были, как только закънчили засыпать курган, сразу пошёл дождик, но мелкий, и он как бы освятил всё, и закънчился.
Вопрос: Сколько времени идёт крода?
Отвѣт: Сутки, кродированiе. И ещё раз повторяю: праздник очень чистый. Родственники ощущают чувство лёгкости, чувство выполненнаго долга, потому что обычно родственники чувствуют какой-то долг по отношению к ушедшему.
Вопрос: Как кродировать официально?
ОТЧЕ: Умѣрший, ещё при жизни, у нотариуса оформляет своё волеизъявленiе, что после смѣрти, согласно ВѢРЕ, он должен быть погребён через кродированiе, т.е. огненное всесожженiе. Плюс там бумаги у нотариуса ещё и от родственников, что они выполняют волю умѣршего, и что они дают добро на кродированiе. Поэтому даже, если какiе-то власти придут, то вот, пожалуйста, нотариально завѣренное от всех родственников, и от самаго умѣршего согласiе на обрядъ.
Т.е. в самом обряде ничяго такаго нет, потому что вот в Москве, в Ленинграде, Екатеринбурге и др. городах есть крематорiи, где тоже сжигают огнём, только там специальныя печи, куда гроб засовывают, и там, по-моему, газовыя горелки, и потом так же огнем всё это сжигается, и потом родственникам выдают прах. Т.е. есть свидетельство о смѣрти, что человѣкъ действительно умѣръ, естественным путём и все пр. Есть нотариальныя докумѣнты, и всё. Волеизъявленiе человѣка согласно яго вѣроисповѣданiя.
Мусульмане в саван, в ковры заворачивают, кто-то лёжа, кто-то сидя в могилах, т.е. у каждаго народа свой обычай, обрядъ.
Курган дѣлается не на месте пепелища, а рядом, не мѣньше 7 сажени.
Вопрос: Ну, тогда опять же надо разрешенiе властей, чтобы захороненiе здесь сдѣлать – курган?
Отвѣт: Зачем? Курган – это Родовое место, это издревле там было в Долине Прѣдковъ. Мы же не в городе это дѣлаем. В деревнях это тоже не