✅ ИСТОРИЯ ГОТОВ. Готы - одно из восточногерманских племен, давшее название.
✅ ИСТОРИЯ ГОТОВ
Готы - одно из восточногерманских племен, давшее название
широкому племенному объединению,в которое в разное время
входили разные этнические группы населения Европейского
континента.Археологическим эквивалентом готов являются
памятники вельбарской культуры. По мнению большинства
ученых, готы появились на материке в районе Польского
Поморья в I в. н. э. как переселенцы из Скандинавии.
Уже во II в. они заняли Восточное Поморье, Куявию,
а в конце этого столетия пришли на земли Мазовии и Подлесья,
Волынь и Подолию.В III в. письменные источники фиксируют
готов уже в Приазовье и на Дунае. Пути расселения и
направление движения готов на Украину, как свидетельствуют
археологические памятники вельбарской культуры, проходили
вдоль Вислы, через северные районы Польши. Причем на Украину,
насколько можно судить из сообщений Йордана, продвинулось
все войско готов во главе с королем Филимером. Где-то в этом
регионе оно поделилось на две части - остроготов и везеготов.
Время появления вельбарской культуры на Украине, по
археологическим данным, которые совпадают с известиями
письменных источников о продвижении готов в страну "Ойум" и
Балканы, определяется последней четвертью II - началом III вв.
Причем памятники готов этого времени расположены лишь в
пределах Волыни и Подолии. В других районах, в частности
Среднем Поднепровье, Приазовье, Крыму вельбарские памятники
или их элементы относятся ко времени появления черняховской
культуры, т.е. не раньше середины - второй половины III в.
Очевидно, готские племена осели на 50-70 лет на землях
современной Волыни, а также Подолии. вытеснив, как
показывают археологические источники, местное население.
И действительно, до появления готов здесь обитали
славянские племена, носители зубрицкой и позднезарубинецкой
культур. Все памятники этих культур внезапно прекратили
свое существование в последней четверти II в. н. э.
сменились поселениями вельбарской культуры. Никаких
контактов между двумя народами, по археологическим и
письменным данным, не наблюдается. Предположительно,
что именно здесь, а не в Северном Причерноморье, как
принято в литературе, осуществился раздел народа готов
на две части. Основу остроготов составляло племя грентунгов
во главе с родом Амалов, а ядро везеготов - племя тервингов
во главе с родом Балтов. Подчиняясь общей тенденции
движения всех варваров к границам римской империи,
готы из Волынии и Подолии направились туда разными
путями. Остроготы двинулись на восток и юго-восток
к Поднепровью в направлении "крайней части Скифии",
которая граничила с Понтом. и вышли к побережью
Азовского моря. Потом они через Северное Причерноморье
проникли на Балканы и вышли к границам Римской империи.
Везеготы оказались на Балканах раньше остроготов, и,
независимо от них, уже в начале III в. н. э. В частности,
Дион Кассий говорит, что в 180 г. в границы империи было
принято 12 тыс. свободных даков. На этом основании
делается предположение, что переселение даков было вызвано
натисками готов. Это были, как предполагает Иордан,
везеготы. V древних авторов везеготы связаны только
с территорией Балкан. Нетрудно увидеть на карте,
что из Волыни и Подолии наиболее короткой и выгодной
дорогой на юг является бассейн Днестра. Очевидно,
эto понимали готы. Однако, до этого времени в Верхнем
Поднестровье от Сокаля в верховьях Западного Бута до
г. Хотын на Среднем Днестре, вельбарских памятников
не обнаружено. Между тем, много их, относящихся к
концу II-III вв., выявлено в Южном Побужье. Это
явление можно объяснить тем, что в регионе Верхнего
Днестра оформилось к этому времени значительное и
сильное славянское объединение носителей памятников
зубрицкой культуры, в том числе и групп, вытесненных с
территории Волыни готами. Последние не сумели прорваться
сквозь этот регион, поэтому повернули на юго-восток и
через Подолию, обогнув Верхнее Поднестровье. вышли к Днестру
в районе гг. Каменец-Подольский - Хотын. Переход германцами
Днестра в этом районе зафиксирован несколькими вельбарскими
поселениями. Речь идет о поселении Великая Слободка
(Козак Д.Н.) и Козлов (Магомедов Б.А.). Дальнейший путь
везеготов проходил через Молдову и Попрутье на
территорию Дакии. В.П.Буданова приводит интересный
факт, который подтверждает пребывание везеготов
на Днестре. В произведении Олимпиадора, написанном
в 425 г., говорится, что вандалы называют везеготов
"трулами". Известно, что "Трул" - одно из
древних названии Днестра. В дальнейшем нас
будут интересовать лишь Остроготы, оставшиеся
на Украине до конца IV в. н. э., постепенно осваивая
земли между Южным Бугом и Днепром, в Северном
Причерноморье и Крыму. Остановимся более подробно
на этом вопросе. Йордан, описывая движение
готских войск, сообщает, что та "часть готов,
которая была при Филимере (остроготы), перейдя
реку (очевидно, Днепр), оказались, говорят,
перемещенной в область "Oйум" и завладела желанной
землей. Тотчас же, без замедления, они, завязав
сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как
победители, движутся они в крайнюю часть Скифии,
соседящую с Понтийским морем".Уточняя место
обитания готов в Причерноморье,Йордан говорит,
что "когда вышеназванные племена жили на первом
месте своего расселения в Скифии у Меотиды, то
имели, как известно, королем Филимера. Их первое
расселение было в Скифской земле, возле Меотидского
болота, второе в Мизии, Фракии и Дакии,
третье - на Понтийском море, снова в Скифии" (Иордан, 19, с. 72).
Вместе с готами в Северное Причерноморье проникли
другие германские племена с севера и запада Европы.
Письменные источники сохранили имена боранов, герулов,
бургундов. Происходит процесс формирования разноэтнического
военного союза под предводительством готов, в
который втягиваются и местные племена.
До прихода готов в Северном Причерноморье
обитало неоднородное по своему составу население:
эллины, выходцы из римских провинций, эллинизированные
представители местных племен. Все они были тесно
связаны с греко-римским миром. Основную часть
населения в Таврике составляли поздние скифы.
Продолжался процесс оседания сармат, которые
вливались в местную среду, оказывая на нее сильное
культурное влияние, особенно в Крыму. Таким образом,
население региона представляло собой с III века
сложный разноплеменный конгломерат, объединенный
единой черняховской культурой под политическим
протекторатом готов. В материальном выражении
готские элементы в регионе представлены слабо,
лишь как один из компонентов черняховской культуры.
По мнению исследователей, продвижение готов в
Причерноморье не имело характера завоевания.
Германцы вливались в местные общины, составляя
их определенную часть и быстро воспринимая элементы
их культуры. В отличие от северных регионов, культура
готов не подставлена здесь в чистом виде. Освоив
территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым.
Согласно письменным источникам основной путь продвижения
готов в Крым проходил по Азовскому морю. Часть их перешла
, по мнению Т.П.Высотской, через Перекопский перешеек.
Возможен также, по ее мнению, путь от устья Днепра морем
к северо-западным берегам Крыма. Именно на этом пути готы
могли разрушить нижнеднепровские позднескифские городища
и Ольвию. Эти же отряды готов нанесли удар по
скифскому государству в Крыму. Попав на европейский
Боспор, готы разгромили встречавшиеся на их пути города
и вышли на южный берег Крыма. Часть из них осела там,
смешавшись с местным населением, а часть, в союзе
с аланами, двинулась на территорию Римской империи.
Археологические исследования в Крыму последних
десятилетий позволили полнить многочисленные
подтверждения разрушительных действии готов при
освоении этих земель, материальные следы их дальнейшего
проживания здесь, оценить культурное
наследие (см. Пиоро, 1990). Раскопки закрытых
комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных
построек) и массовые находки из верхних слоев
последних датируют их гибель III в. н. э. Так, при
исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд
построек с многочисленными находками III в. н. э.
Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях
памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие
свидетельства единовременного разрушения большинства
построек. На улицах найдены скелеты погибших людей.
Такая картина отмечена исследователями при раскопках
столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского,
Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ.
В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены
лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы
западного типа. Они, по мнению Д.В.Шелова, свидетельствуют
о проживании здесь, после гибели города какого-то
населения западного происхождения, возможно,
принадлежавшего к готскому союзу.
Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает
функционирование целый ряд могильников Юго-Западного
Крыма. О катастрофе, наступившей в это время в Крыму,
свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не
раннее первой четверти III в. По мнению исследователей,
появление кладов следует объяснять угрозой
появления готских отрядов.
Вместе с тем, в III-IV вв. археологические источники
позволяют связать эти события с появлением в регионе
нового населения с качественно новыми чертами материальной
культуры и погребального обряда, близкими к черняховской культуре.
Это особенно характерно для Херсонской округи.
Южного 6eрera Крыма, других районов полуострова,
где исследованы биритуальные разноэтнические
могильники. Так, в могильнике на территории
совхоза "Севастопольский" обнаружено 29 погребении
в каменных ящиках, сложенных из плит с урнами
внутри, и 398 урновых погребений в ямках. Некоторые
из них имели каменную ограду. Урнами были лепные
горшки и кувшины. амфоры, специальные сосуды-урны и
каменные аксессуарии херсонесского производства. В
урны складывались также различные предметы со следами
пребывания на погребальном костре. Во многих случаях
урновые погребения и погребения в каменных ящиках
располагались над могилами аланов. Зафиксированы
также сочетания сарматского и германского обрядов в
одном погребении. Почти в каждом погребении было много
битой посуды со следами вторичного воздействия огня.
В некоторых погребениях найдено оружие типичных для
германцев видов и форм: умбоны, ручки от щитов,
наконечники копий, боевые топоры, длинные ножи.
Конец сомнениям о пребывании германцев в Крыму положили
исследования на горе Четырдаг возле г. Алушты,
проведенные В.Л.Мыцом. Здесь обнаружено множество
захоронении, совершенных по обряду трупосожжения в
урнах и ямках с типично германским погребальным инвентарем.
Среди погребений выделяются могилы воинов, сопровождавшиеся
ритуально испорченным оружием - мечами, наконечниками копий,
ручками щита, шпорами, зооморфными фибулами. Несмотря на то,
что по археологическим данным в II1-V вв. прослеживается
процесс смешения готов и поздних сарматов (алан) с
явным преимуществом аланского элемента,
политическое господство готов в этой среде несомненно.
Термины "готы", "готия" употребляется
античными и византийскими писателями повсеместно.
Исследователи связывают с готским объединением в
Крыму так называемую "страну Дори". О такой стране
пишет Прокопий Кесарийский: "Здесь же, на этом
побережье, есть страна Дори, где с древних времен
живут готы, которые не последовали за Теодорихом,
направлявшимся в Италию. Они добровольно остались
здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами.
Они достигают численностью населения до трех тысяч
бойцов, в военном деле они превосходны, н в земледелии,
которым они занимаются собственными руками, они достаточно
искусны..., и еще... эти люди не терпят быть заключенными
в каких бы то ни было стенах, но больше всего
любили они жить всегда в полях".
Среди исследователей нет единства в определении
территории области Дори. Одни предполагают, что
она занимала узкую полоску вдоль южного берега
Крыма, большинство придерживается мнения, что
страна Дори простиралась на всей территории
юго-западного горного Крыма.
Название области происходит, как предполагается,
от политико-административного центра, очевидно,
крепости Дорос. Известно из письменных источников
XIV в., что Дорос (Дори) был центром епархии Готии.
Ученые локализуют Дорос на Мансупе, где А.Г.Герценом
обнаружена система укреплений времен императора
Юстиниана (VI в. н.э.). Кроме того, археологами
собраны на Мансупе материалы позднеримского и
раннесредневекового времени, в том числе, поселения
III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений,
могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого
времени. Это дает ученым основание предположить,
что Дори был не только политическим центром, но и
огромным убежищем для готского народа.
Судя по письменным сообщениям (Прокопий Кесарийский),
готы были федератами империи. Это обязывало варваров,
в ответ на ежегодные субсидии для вождей, выделения
земельных участков из подвластных империи территорий
предоставлять воинов в распоряжение властей, содействовать
пограничным гарнизонам, участвовать в военных походах и т.д.
К середине III в. готы установили политическое
господство над всеми племенами, обитавшими в
Лесостепной части Украины в Причерноморье, Приазовье
и Крыму, создав готский союз. Наибольшего
могущества этот союз достиг под предводительством
короля Германариха - одного из наиболее талантливых
и удачливых готских вождей. Поэтому в науке готский
союз получил название "государства Германариха".
В основе этой, довольно аморфной, по мнению исследователей,
организации, лежала, очевидно, разная степень
подчинения местного земледельческого населения
организованному военизированному обществу германцев
с целью установления даннических отношении.
С 239 по 269 гг. этот союз совершает ряд сокрушительных
грабительских походов, что привело к гибели многих
античных центров на побережье моря, скифского царства
в Крыму, позднескифских нижнеднепровских городищ,
прекращению чеканки монет в Ольвии и Тире. Для характеристики