✅ ГЛАГОЛЪ. В школах изучение русского языка начинают с существительного, мы ж...
✅ ГЛАГОЛЪ
В школах изучение русского языка начинают с существительного, мы ж начнем с той «части речи, которая упала с печи и ударилась об пол, прозывается глагол». Старинный школярский стишок, который давал учителю возможность быстро и доходчиво объяснить ученику, что же такое глагол. Глаголъ - это движение, это действие (упал, ударился). Когда мы что-то сообщаем, повествуем (см. главу 7) - мы глаголимъ, т.е. передаем информацию, излучаем ее в звуковом и мысленном диапазоне.
Глаголы делятся на следующие категории: залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода (в двойственном числе у причастия). Глаголу свойственны видовые различия, но не совсем такие, как в современном русском. Формальные признаки залога в древнерусском имеют, преимущественно, причастия, хотя бывают исключения. Все глаголы подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые. К неспрягаемым формам относятся неизменяемые инфинитив («неопределенный») и супин («безразличный»), а также склоняемые причастия. Следует заметить, что супин нередко считают в древнерусском языке особой
формой достигательного наклонения.
Спрягаемые глагольные формы, называемые иначе личными,
т.к. спряжение - это изменение глагола по лицам, имели систему
трех наклонений: изъявительного, сослагательного и повелительного. Изменение глаголов по временам, которое происходило в
изъявительном наклонении, является наибольшим отличием системы древнерусского глагола от глагольной системы современного русского языка. О них мы и поговорим.
В изъявительном наклонении ныне мы имеем три временные
формы: настоящее, будущее и прошедшее время.
В старой древнерусской грамматике прошедшее время подразделялось на аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект. Термины, употребляемые для названия форм прошедшего
времени, по традиции считаются греческого и латинского происхождения. Аорист - неопределенный, неограниченный. Имперфект - несовершенный. Перфект - совершенный. Плюсквам-
перфект - более чем совершенный. Но, как говорится, если вы
поехали в Китай, то совершенно необязательно, что вы являетесь
китайцем. Откуда корни у латинской и греческой видов письменности? На территории современной Италии раньше проживали расены (этруски, они же тиррены), чей способ начертания знаков, без понимания глубинной сути, унаследовали латины, италики и другие пришлые народы. В «Греции» жили роды лалегов (пеласгов), от коих ахейцы (будущие греки) также переняли начатки святорусской Буквицы, принесенной лалегами-аистами с севера.
В древлесловенском то, что находилось за гранью прошлого,
именовалось изначальем.
А от настоящего вскоре произойдет грядущее (временная
форма: что необратимо; что грядет - реально подготовленная к
свершению ближняя будущность), за грядущим следует будущее.
После петровской реформы грядущее подсократили, и за настоящим теперь у нас будущее.
Аорист выражает простое действие в прошлом, которое предшествовало моменту повествования, без какой-либо характеризации действия. По отношению к аористу правомерны вопросы:
что стало? что случилось? что произошло? Функция аориста -
вести рассказ, поэтому он является повествовательной формой.
Повествователь пользуется основными формами аориста (простой - несуффиксальный аорист; сигматический - суффиксальный аорист) для выражения основных действий, случая или события.
Например: «пошли мы в лес, набрали грибов, зашли на озеро,
искупались».
Имперфект - выражает действие, соотносительное с другим
основным действием в прошлом, выраженным через аорист. Как
правило, аорист ведет рассказ, а имперфект добавляет к основ-
ному действию другое, разъясняющего или сопровождающего
свойства. Имперфект может обозначать общие обстоятельства,
которые сопровождают какое-либо действие, совершенное па-
раллельно событию, происходившему в прошлом. Допустим: «мы
пошли за ягодами (аорист), а в это время из города приехал
отец (имперфект)». Перфект - формы перфекта обозначают действия в прошлом, результат которого представлен в настоящем.
«Пришел человек и ждет тебя». Перфект может означать действие в прошлом, имеющее, по мнению говорящего, объективное
значение. В этом случае к перфектной форме можно добавить
следующие выражения: «как всем хорошо известно; это неоспоримый факт; это доказано самой жизнью» и т.п. Формы перфекта
образуются при помощи вспомогательного глагола «быте», спрягавшегося в настоящем времени, к формам которого присоединялось причастие с суффиксом «лъ» спрягаемого глагола.
Плюсквамперфект обозначает действие, предшествующее
другому действию. Пример: «А, вот, как мой дед рассказывал, а
ему рассказывал его дед, как ходили на Алтай».
В настоящем времени глаголы распределяются по трём спряжениям. Глаголы 1 спряжения изменяются по следующим образцам:
а) при основе на твёрдый согласный в 1 лице единственного
числа и в 3 лице множественного числа.
ЛИЦО /ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО/МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО /ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО
1 лицо/ иду / идемъ / идевъ
2 лицо/ идеша / идете / идет
3 лицо/ идешь / идутъ / идета
б) при основе на мягкий согласный в 1лице единственного числа
и в 3 лице множественного числа.
ЛИЦО /ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО /МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО /ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО
1 лицо/ мелю / мелемъ / мелевъ
2 лицо/ мелешь / мелете / мелета
3 лицо/ мелетъ / мелютъ / мелета
Глаголы 2 спряжения изменялись по следующим образцам:
а) при основе не на шипящий согласный.
ЛИЦО /ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО /МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО /ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО
1 лицо/ велю / велимъ / веливъ
2 лицо/ велишь (ши) / велите / велита
3 лицо/ велитъ / велятъ / велита
б) при основе на шипящий согласный.
ЛИЦО /ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО /МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО /ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО
1 лицо/ учу (ю) / учимъ / учивъ
2 лицо/ учишь (ши) / учите / учита
3 лицо/ учитъ / учатъ (ять) / учита
Глаголы 1 спряжения отличаются от глаголов 2 спряжения окончаниями 3 лица мн. числа и разными тематическими гласными перед всеми окончаниями, кроме окончаний 1 лица ед. числа и 3 лица мн. числа.