✔ ДРУГАЯ СИБИРЬ (ВЕРСИИ)

✔ ДРУГАЯ СИБИРЬ (ВЕРСИИ)

Давняя версия о неисторичности, дикости Сибири, ставшая одно время догмой, начинает стремительно разрушаться. Свой вклад в это благое дело вносит и археологическая наука, трудами отдельных энтузиастов открыв в себе новое направление: поиск древних городов на территории Сибири, о которых, в частности, писали средневековые путешественники. Факты показывают, что деревянные города с наземными жилыми стенами были характерны для Сибири с ее необозримыми лесными и таежными пространствами. Таким образом, становится очевидным, что в Сибири на протяжении тысячелетий, сосуществовали параллельно несколько основных вида фортификационных сооружений, которые иногда перерастали в города. Это мысовские крепости с дополнительными сооружениями из валов, рвов и деревянных палисадов; сильно укрепленные семейные форты охотников; и деревянные, округлые первогорода с жилыми стенами. Последние из-за почти полного исчезновения со временем деревянных конструкций нелегко обнаруживаются археологами, но их существования в прошлом нельзя недооценивать, как нельзя и забывать эту категорию памятников. В степных и горных районах использовали для строительства камень, дерн, саман и т.д. В 1999 году Западно-Сибирским археологическим отрядом во главе с Молодиным Вячеславом Ивановичем был раскопан археологический памятник в Здвинском районе Новосибирской области на берегу озера Малая Чича. Ученые назвали его «Чичабу рг». Представляет собой остатки крупного городского поселения площадью более 240 тыс. м² ориентировочно IX—VII века до нашей эры, переходный период от бронзы к железу. Археологическим раскопкам предшествовало геофизическое исследование местности. Геофизические съёмки выявили, что территория поселения окружена мощными оборонительными укреплениями — валами и рвами. Поселение разделено на отдельные сектора, внутри которых находятся разнообразные дома и постройки, при этом каждый сектор, как и весь город, имел чёткую плановую застройку. В Хакасии (южная сибирь) искал и нашел свои «неожиданные города» (название статьи А.Мидовского, отрывки из которой будут представлены вашему вниманию) местный археолог Кызласов Л.Р., кстати, хакас по национальности.
И пока всё. В глубь Сибири и на север археологические экспедиции для поиска городов не отправляются. По крайней мере в СМИ об этом не сообщается, и результатами, подобными приведенным примерам, археологи нас не радуют. Хотя маршрутов для новых экспедиций множество. Например, сообщение члена российского географического общества РАН И.Кольцова о наличии многоярусной сети подземных тоннелей в районе Чукотского моря, в т.ч. и на его островах севернее о.Врангеля.Я уж не говорю о посещении археологами Таймыра - Таймiра (ɗì- «предел мира») и его плато Путорана. Не доедут, судя по названию объекта исследования!
Нежданные города Сибири
«…Восемь полевых сезонов работал Леонид Романович Кызласов, восемь лет терпеливо ждал часа, когда будет вынута последняя лопата грунта и глазам откроется остов дворца правителя древнехакаского государства.
С вершины одной из двух восьмигранных башен, замка-дворца, сложенной, как и его стены, из сырцового кирпича, все было видно как на ладони. Два огромных квадратных зала, разделенных такой же мощной трехметровой ширины стеной. Стены в четыре метра высотой (а в древности их высота была не менее шести метров).
– Видите ниши в стенах правого зала? – спрашивает Леонид Романович. – Там на каменных плитах, базах, через равные промежутки высились колонны из толстых стволов деревьев. Всего в зале площадью чуть меньше пятисот квадратных метров их стояло сто шестьдесят девять. А поблизости, рядом с замком правителей древней Хакасии, мы затем откопали и столицу государства – город в окружности семь километров.
Открытие стало сенсацией для научного мира, но не для Кызласова. Отчего так? Просто ему многое прояснилось из жизни, быта, законов древнего государства во время раскопок.
Самым тщательным образом были исследованы руины дворца VIII – X веков. "Колонный зал", в котором не оказалось, так сказать, "отопительной системы", имел парадное, скорее всего Культовое (хотя не исключено и административное) назначение. Под полом в его юго-западной части "проявились" остатки загадочного круглого сооружения диаметром около десяти метров, устроенного, по-видимому, еще до строительства зала. Круг образовывался частоколом из вбитых в дерн вплотную друг к другу жердочек, внутри он выстлан слоем щепок и полуистлевших досок. Интересно, что позднее, в IX -X веках, зал почему-то засыпали и на месте его возвели второй ярус, причем точно над старым кругом оказалось святилище в форме опять же круглого барабана (на сей раз из кирпича) с вделанным в него квадратны алебастровым алтарем.
– Квадрат, вписанный в круг, – какой-то символ?
– Совершенно верно. Символика земного и небесного огня. Находка уникальная. Святилище очень точно сориентировано по небесным светилам – серьезное подтверждение свидетельства арабских летописцев, сообщивших, что средневековые хакасы, поклонявшиеся солнцу, луне, звездам, были и отличными астрономами.
Огромен придворный храм. Скамьи для знати. Отдельно возвышается место правителя...
Второй зал, прямоугольный, размером побольше "колонного", когда-то, похоже, был разделен на отдельные помещения и служил жилой частью крепости.
– Что же представлял собой удел, столицей которого было откопанное Уйбатское (по названию реки) городище?
– Развитое феодальное государство. – Ответ Леонида Романовича категоричен. – По найденным тамгам, знакам собственности того или иного феодала, ставящимся на скоте, предметах быта, каменных столбах, удалось найти границы владений баги – тех или иных феодалов, которые передавались, как и власть, по наследству. В каждом баге – своя крепость. Высшая аристократия владела громадными табунами лошадей, рабами-военнопленными. Преобладало централизованное производство бронзы, стали и чугуна – в специальных металлургических поселках с десятками мини-домен. Уже в VII веке до новой эры в Хакасии умело использовали искусственное орошение. На реках возводились плотины, вода по каналам длиной до двадцати километров поступала на пашни. И сегодня их следы видны со стен Уйбатского замка. "На полях, которые уже двадцать пять лет ежегодно распахивают, после дождей проступают древние русла" – Леонид Романович показал поблескивающие застоявшейся водой линии. На великолепных ювелирных изделиях, найденных в родовых усыпальницах местной знати – золотых и серебряных чашах, кубках, на оружии, украшениях поясов и узд, – рисунки и орнаменты, в чем-то схожие со скифскими.
Немалым достижением жившей здесь народности – она-то и есть "предок" нынешних хакасов, тувинцев, шорцев, алтайцев, тофаларов – стала енисейская письменность, основанная на местном варианте древнетюркского алфавита. Ею владела не только знать, но часто и простые ремесленники. На многих скалах по Енисею, на каменных стелах в хакасской степи и по сей день находят высеченные надписи – "енисейские" знаки...
Самой же большой неожиданностью для ученых здесь стали... города. Пока шли раскопки на Уйбатском городище, археологи открыли еще пять нежданных древнехакасских городов: Ербинский, храмовый, в котловане Copra; квадратную крепость с башнями и воротами в Шушенском; крупнейшие укреплённые районы со стенами и рвами в горах Оглахты на Енисее и в Варбакских горах; каменную крепость в верховьях реки Тебе на Хантегирском хребте Западного Саяна, а также огромную стену X века в районе створа Майнской ГЭС. Удивительно то, что найденные здания совершенно несхожи с известной архитектурой средневековой Евразии. Они глубоко самобытны. Единственной известной исторической аналогией хакасскому дворцу может служить только знаменитая Ападана – главный зал в царских дворцах Ахеменидской Персии.
Очень интересны путевые впечатления главы первого русского посольства в Китай Федора Байкова. Когда он отправился со своей миссией в 1654 году от озера Зайсан, что в Казахстане, то на территории нынешней северо-западной Монголии ему попадались, как он пишет, "великолепные палаты, крытые червлеными крышами". Теперь никто не знает, где находились эти дворцы.
Заглянем еще дальше в историю. Середина XII века. Арабский географ Идриси сообщает: "Все города страны кыргизов (так называли средневековых предков хакасов) расположены на территории, пространство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификационными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храбрыми и мужественными народами".
Фольклористы и этнографы, собравшие и записавшие многие хакасские предания и легенды, обнаружили в их текстах отнюдь не кочевническую атрибутику, но дворцы с золотыми дверцами, мосты, лестницы... Любопытно, что даже в названии месяцев отражаются признаки земледелия: по-хакасски "сентябрь" звучит как "серпень" – месяц серпа. И тем не менее до последнего времени считалось, что у древних хакасов сложилось государство кочевников, примитивное, раннеклассовое иди даже находящееся на стадии разложения первобытнообщинного строя.
Находки, открытия раскопок вместе с историческими источниками позволили проследить огромный отрезок интереснейшей истории древнего народа. Далекие предки хакасов, динлины, – народ, по описаниям, весьма своеобразный. Необычен прежде всего их внешний облик; рыжие волосы, голубые глаза, светлая кожа – внешность европеоидной расы, идущей от тагарской культуры "скифского" времени. Языком, культурой они близки предкам нынешних угров-хантов и манси, а также самодийцев – селькупов. Таким образом, у хакасов есть родственные народы на северной Оби и в Венгрии. Древняя родина же у них одна – Хакасско-Минусинская котловина. Расселение именно отсюда подтверждается как результатами раскопок, так и анализом фольклора, топонимики...
С VI до середины IX века древнехакасское государство занимало территорию современной Хакасии, Северного Алтая, на севере до устья Ангары, на востоке – до Восточного Саяна, долины среднего течения Енисея и верховья реки Чулым. В 751 году Уйгурский каганат, располагавшийся на территории нынешней Монголии, захватил дружественную хакасам Туву, и граница прошла по Саянскому хребту. Однако, в 820-840 годах хакасы разгромили уйгуров и, преследуя их, дошли до Амура, до Великой китайской стены во Внутренней Монголии, до Кашгара в Восточном Туркестане, на западе – до среднего течения Иртыша, на северо-западе – до места нынешнего Новосибирска, на северо-востоке заняли все Прибайкалье до Селенги.
Разгромив уйгуров, часть их бывшей территории они оставили под управлением уйгура. Вагатархана, ставшего наместником Туву, где жили близкие им племена чиков, хакасы оставили за собой. В том же 840 году они проникли в центральноазиатские степи. Древнехакасское государство стало самым могущественным в Центральной Азии.
При всей, однако, самобытности монументальной архитектуры, письменности, искусства, государственного устройства в результате раскопок выявилась вполне определенная этнографическая и культурная ориентация древнехакасского государства – не на Китай, упорно претендующий ныне на главенствующую роль в истории всей южной Сибири, а на... Запад. Об этом говорят все без исключения главные признаки культурной характеристики страны: руноподобность енисейской письменности, то есть она была буквенной, а не иероглифической. Писали же не тушью, как в Китае и в Японии, а только чернилами. Не кисточкой, а тростниковым пером. Городская архитектура, несмотря на изобилие вокруг строительного леса, господствовала не древесно-каркасная, как в Китае, а монолитная, то есть основным строительным материалом являлся сырцовый кирпич, строительными приемами сближаясь со среднеазиатскими. Схожими со среднеазиатскими были и горны для обжига глиняной посуды... Теперь, после открытия хакасских городов, к центрам исторической активности народов в Азии (по определению академика Н. Конрада) – Средней Азии, Центральной Азии (гунны) и Китаю прибавился еще Южно-Сибирский, или Хакасский, центр, а народности, населявшие в древности этот край, заняли наконец по праву принадлежащее им место в истории развития цивилизации. Но что же произошло с нею? Почему она неожиданно погибла? Раскопки дали ответ и на этот вопрос. В период наивысшего расцвета государства на него обрушилась страшная беда – в 1207 году в Туву вторгся со своими войсками старший сын Чингисхана – Джучи. Хакасы сопротивлялись владычеству завоевателей долго и упорно. Только в 1293 году монголы смогли сломить их сопротивление. Древнехакаское государство перестало существовать, наступил двухвековой период подневольного рабского труда. Урон стране был нанесен такой, что и после падения ига она уже не смогла восстановить прежний уровень развития и распалась на множество феодальных уделов».
Комментарий:
Всё так насчет городов сибирских ариев («тагарцев» в понимании историков), но затем начинается обычное натягивание достижений древней культуры(и насчет «енисейской» руницы, кстати) на кочевой народ «кыргыз» монголоидного генотипа, пришедший в минусинскую котловину, как уже говорилось, в начале 2 тысячелетия н.э. от гор Тянь-Шаня, в коих по-прежнему проживают их родичи «киргизы», и ассимилировавший часть «тагарцев», а, заодно, и сменил имя, став «х-ак-асами» - гибридным этносом, говорившем на одном из вариантов тюрского наречия.Отсюда и «любопытно, что даже в названии месяцев отражаются признаки земледелия: по-хакасски "сентябрь" звучит как "серпень" – месяц серпа». Какое земледелие у кочевников (до сих пор его нет, земледелием в основе занимаются приезжие)?А вот отары овец были знатные до начала «перестройки». В общем, очередные поиски «древних укров»! В статье упоминается о «военнопленных-рабах», коими владели правители. Может быть это и явилось одной из причин разгрома в 13 веке сыном Чингизхана «феодального» государства, похерившего традиции «тагарцев» и возомнившего о себе слишком много. Следующая версия, в которой говорится о пяти «царствах» сибирских ариев, последовательно сменявшим друг друга. Их основателями были железные «аус-ях», по-селькупски «квели», а по-эвенкийски - «эндри». Они жили по берегам рек в деревянных больших городах, ловили рыбу, охотились. На севере разводили оленей, на юге лошадей. Все «царства» последовательно погибли, разрушились по разным причинам, но, в основном, из-за внутренней смуты.
«…А потом началась эпоха смешения белых с людьми жёлтой расы. Так и получились сибирские татары. Белые же люди севера никуда со своих рек не уходили. Они веками жили в своих крепостях и городах на ярах, рядом с хантами, манси и тунгусами. После гибели пятого царства предки современных челдонов создали по всей Сибири свои княжества и стали собирать с угров, самоедов и тунгусов дань пушниной. Со старого сибирского диалекта «челдон» переводится как «человек реки». Белые голубоглазые потомки «аус-ях» на реках и жили. Ещё их называют кержаками, это за привязанность к старосибирской или древнерусской
традиции. Потом кержаками стали обзывать старообрядцев.
Челдоны от своей древней северной религии не отказались. Поэтому они автоматически стали врагами и христиан, и мусульман. Сибирское ханство, как мусульманское государственное образование, сразу же после своего возникновения объявило войну русской Сибири. Но та война для него сложилась неудачно. Именно по этой причине искерские князья Алей и Бекбулат начали искать поддержки у царя Ивана Грозного. Боясь удара язычества Сибирской Руси с востока, они и послали своё посольство с просьбой о принятии их государства под высокую царственную руку. В плане обоих ханов было объединёнными усилиями Москвы, Тюмени и Искера разгромить своего языческого противника и подобрать под себя его земли.
Однако царь Иван Васильевич понял замысел сибирских ханов и сделал вид, что помочь им в этом деле не может. Тогда Алей с Бекбулатом отправили своё посольство на юг в Бухару и попросили эмира прислать им помощь. Кроме того, по их просьбе две казахские орды двинулись против сибирских русских княжеств через степи Алтая. Но обе эти армии Сибирской Русью были вскоре разгромлены. А пришедший из Бухары в Искер Кучум, прежде чем начать войну с язычниками убил и Алея, и Бекбулата. Новому хану эти двое стали теперь не нужны. Очень скоро Кучум подчинил себе все татарские улусы, смял оппозицию в Искере и начал войну с союзниками Сибирской Руси - обскими уграми. Но больших побед в этой войне бухарский ставленник не добился. Хант