Древнерусский культ меча.

Древнерусский культ меча.

Древнерусский культ меча.

О культе меча в Древней Руси известно совсем немного, он не был так ярко выражен, как, например, в средневековой Японии. Но, тем не менее, существовал он и у нас, недаром в русских былинах обретение меча или обладание им обставлялось с особым пиететом. Существовали понятия как меч-кладенец, меч-самосек или саморуб, он же "меч-сто голов-с плеч", богатырский меч и пр.

Древнерусский меч мало отличался от мечей Западной Европы, можно сказать, вообще не отличался. Размеры и вес были примерно одинаковы. Около 100 см. длиной и 1 кг. весом.

Часто утверждается, что первые русские мечи были с закругленным острием или вовсе его не имели, думаю, подобные заявления вообще не заслуживают внимания. Колющий удар известен с незапамятных времён, техника фехтования немыслима без подобного удара. Тот же кожаный панцирь легче проткнуть, чем разрубить, если бы было иначе - ни древние греки, ни римляне не имели мечей с заточенным остриём. Некоторые "знатоки" утверждают, что римский гладиус не имел заточенного острия - это полнейшая чушь. "Самым целесообразным римляне считали колющий удар, потому что он требовал гораздо меньше времени и пространства, чем рубящий. Колющим ударом было намного легче пробить "мягкие" доспехи и даже кольчугу". Это же подтверждал Тацит, описывая войны римлян с сарматами. В исландских сагах воины совершали самоубийство, бросаясь на острие меча - "он воткнул рукоятку меча в лёд и навалился на острие". Ссылка на дошедшие до нас летописи, в коих пронзающий удар фигурирует с XIII века ничего не доказывает, летопись это всё-же не учебник по фехтованию. Подобные нюансы древних летописцев мало интересовали, главная задача данных документов это отражение общественно-политических событий.

Мечи, которыми владели древние русичи можно условно разделить на железные, стальные и булатные. Мечи из булатной стали тоже разделяются на две группы: булат литьевой и булат сварной. Слово "булат", возможно, происходит от области в Персии - Пулуади, которая была знаменита торговлей холодного оружия. Хотя лучший булат ковали в Индии, и только позднее в Персии, "дамасский" (название по месту торговли, истинный литьевой булат был индийским) литьевой или литой булат, который знаменит своей гибкостью, мало подходил для древнерусских воинов. Он плохо переносил низкие температуры, влажность и др. климатические факторы, поэтому большее распространение получил сварной булат. Клинки из которого ковали русские мастера. Доктор технических наук Ю.Г. Гуревич в своей замечательной работе "Загадка булатного узора" сделал вполне определенный вывод: на Руси испокон веков умели делать сварочный булат. Подобные мечи ценились как в Европе, так и на Востоке. Хотя они не обладали легендарной гибкостью "дамаска", зато были также остры и прочны.

Самым известным из первых кузнецов стал Людота, мастер XI века ковавший булатные мечи. Видимо, это было одно из первых оружейных производств Древней Руси. А профессия кузнецов-мечедельцев считалась одной из самых почётных и вместе с тем была окружена мистическим ореолом. Ведь кузнецы издревле считались потомками Сварога, носителями сакрального знания. Только избранные могли ковать самые лучшие мечи, булатная сталь очень капризна, ни один меч не похож на другой. Перед тем как начать ковать новый меч кузнец приносил жертвы Сварогу, а жрецы освящали данное таинство и, лишь тогда, можно было приступать к работе.

Мечи ковавшиеся под заказ конкретного владельца несли в себе отличительные особенности. Не только в размерах и весе, но и в отделке рукояти. Долы, которые иногда называют "кровоспуском", предназначались не столько для облегчения оружия, сколько для придания ему жёсткости, некоторые так и определяют их как рёбра жёсткости.
Рукоять меча отделывалась либо цветными, либо драгоценными металлами, а также эмалью или чернью. Покрывались узорами мифологических сцен, имена мечам давались либо древних богов, либо тотемных животных: Руевит, Ламя, Индрик, Китоврас, Василиск, Горыня и пр.

Особняком здесь стоят магические мечи, посредством которых осуществлялись определённые религиозные обряды. "Меч сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками". Подобные мечи покрывались руническими заклинаниями и использовались как инструменты магического нападения и защиты. Также у славян существовал обычай - класть перед новорождённым ребёнком обнажённый меч, как бы указывая этим, что он должен мечом добыть себе славу и богатство.

3

Акинак — короткий (40—60 см) железный меч, датируемый VI век до н.э., найденный в Рамонском районе Воронежской области.

Великий воин обладал знаменитым мечом, одно упоминание имени которого приводило в трепет врагов. Вспоминая древнерусских богатырей или исторических персонажей - апофеозом ратоборства всегда был поединок на мечах. Чистый звон булатного клинка уже сам по себе разрушал негативную энергетику противника, а опытная рука его хозяина довершала бой точным, разящим ударом.

Когда владелец булатного меча погибал или умирал - меч тоже лишали "жизни", его ломали и хоронили в той же могиле. Мать-Сыра-Земля забирала магическую силу меча, поэтому мечи из курганов никогда не приносили удачи новому хозяину.

Культ меча сохраняется даже тогда, когда широкое распространение получает огнестрельное оружие. Вспомнить тот факт, что существовали знаки доблести, которые носились исключительно на холодном оружии. Сакральный смысл меча вновь возрождается в знаменитом Мече Победы Великой Отечественной войны. Недаром, русский солдат-освободитель навечно замер с мечом в руках в немецком Трептов-парке, а Родина-Мать застыла с мечом на Мамаевом кургане.

Существовало ли на Руси собственное производство мечей? Если да, то как это установить? Эти вопросы волновали не одно поколение археологов и оружиеведов не только в России, но и за ее пределами. Высказывалось предположение, что такое производство существовало, но решающих доказательств не было. Число расчищенных клинков перевалило за 80, а надежда увидеть русское клеймо становилась все несбыточнее.

И вдруг таковое оказалось там, где меньше всего его можно было подозревать. Работая в Киевском историческом музее, я занимался изучением коллекции мечей. Дошла очередь и до меча, найденного в конце прошлого века у местечка Фощеватая на Полтавщине. Красивая бронзовая рукоять с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ была подобна скандинавским украшениям ХI века. Во всех исследованиях он значился скандинавским мечом, найденным на Руси. Но вот на одной стороне полосы вместо ожидаемого латинского клейма отчетливо проступило наведенное дамаском слово КОВАЛЬ (то есть кузнец), на другой - имя мастера, которое можно прочесть как ЛЮДОТА или ЛЮДОША. Стало очевидным, что клеймо, состоящее из уставных кирилловских букв, и клинок не норманнского, а русского происхождения. Изучение характера украшений написания букв и стиля рукояти показало, что он сделан, по-видимому, не позднее первой половины ХI века. Так, фощеватовский меч, более полстолетия мирно покоившийся в музейной витрине, стал памятником выдающегося историко-культурного значения. Надпись на клинке - древнейшая из сохранившихся русских надписей на оружии и металле вообще, а имя коваля (кузнеца) Людота - старейшее дошедшее до нас имя ремесленника. Судя по клейму, на Руси существовала специализированная оружейная мастерская задолго до того, как об этом сообщают письменные источники. Русское оружейное дело периода становления Киевского государства впитало, видимо, все лучшее, что было создано в европейской военной технике: приемы исполнения надписи заимствованы у каролингских оружейников, от скандинавов перенят орнаментальный рисунок. Без преувеличения можно сказать, что около 1000 года Киевское государство после Каролингской империи было второй страной в Европе, где был выпущен собственный подписной меч.

Может быть, не стоит превозносить фощеватовский клинок, ведь он пока одинок. Редкость археологически известных мечей ХI века, особенно важных для проверки на надписи, нельзя, однако, понимать как и отсутствие или малочисленность вообще. Основные хранилища богатого оружия - языческие курганы знати, столь богатые погребальным инвентарём, с христианизацией исчезают в ХI веке, а в поселениях того времени клинки почти не попадаются. Остаётся надеяться на находки обронённых, забытых или ломаных вещей. Надеемся, что у нас или даже за границей отыщутся и другие бесспорно русские мечи. Первое подтверждение этому неожиданно пришлось увидеть не в железе, а на дереве.

Попав в Третьяковскую галерею, остановитесь перед шедевром древнерусской живописи XII века - иконой Дмитрия Солунского. Святой держит на коленях полуобнаженный меч. Если присмотреться повнимательнее, то на доле клинка не без труда можно различить стёртые временем, едва заметные знаки ·II·S. Эти знаки сходны с метой на спинке трона Дмитрия (той же иконы), убедительно определённой академиком Б. А. Рыбаковым как знак князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212 годы). Таким образом, не только трон, но и меч были помечены русскими княжескими знаками. Перед нами пока "иконописное" свидетельство существования, в предмонгольскую пору русских клеймённых клинков. Думается, что история отечественных мечей не кончится на двух описанных здесь памятниках. Миниатюра Симоновской псалтыри XII века изображает царя на троне. В его руках меч - символ власти.