✔ ДЕНЬ ЖЕЛИ
✔ ДЕНЬ ЖЕЛИ
Въ Лѣтъ 7523 отъ СМЗХ, 29-го Таилѣтъ, мѣсяца завершенiя (10.09.2014), славѧне празднуют День Богини Жели.
Желя - Богиня-Покровительница провѣденiя Обрядовъ Тризны (обрядовъ проводовъ умершаго въ Мiръ Прѣдковъ). Сестра Богини Карны.
Желя - вѣстница мёртвых, Богиня скорби и жалости, похороннаго плача, провожающая на погребальный костёръ.
Треба: поминальныя милодары.
Желя, Жля, Зелу - Жля — богиня печали, плача ("Слово о Полку..."). Из "Слова некоего кристолюбца" узнаем о существании еще в 17-ом веке языческих парных обрядов "желенья и карания". Такая Богиня (Бог) известны у западных славян, некий чешский хронист середины 14 века, Неплах (“Хроника Неплахи”), упоминает идола Zelu.
Желя - древнерусское обозначенiе плача.
Изъ «Слова о полку Игореве»:
«…за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первомъ изданiи памятника, въ более ранней рукописной копiи, - слитное написанiе: Карнаижля).
Сходное обозначенiе обрядовъ «желенья и каранья» (въ обратномъ порядке) встречается въ перечисленiи различныхъ ѧзычѣскихъ обрядовъ въ списке 17 в. древнерускаго «Слова некояго кристолюбца...».
Академик Рыбаков сопоставляет Зелу с Желей из "Слова о Полку Игореве". Однако такого же бога находим в немецком переводе “Хроники Дилимила” XIV века: “Зелу был их бог” (имеются ввиду князья чехов). Вацлав Гаек из Либочан в “Чешской хронике” (1541 г.) говорит: “734 г. … статуя из золота в виде человека, сидящего на троне была вылита, что несла образ и имя бога Зелу. Ее поместили в особом святилище внутри дворца, и каждый князь ее с особой набожностью почитал, бросая в огонь вместо фимиама обрезанные волосы и ногти. 735 г. Либуша… свершив своим богам жертвоприношение в храме Зелу, узнала о своем смертном часе… Была она погребена… облаченная в лучшие одежды, положенная на носилки, облитые смолой..."