ДЕНЬ БОГА ХОРСА
ДЕНЬ БОГА ХОРСА
Сегодня в лѣто 7521, все Славяне празднуют день Бога Хорса. Богъ Хорс – Бог-Покровитель хорошей погоды и дарующий хлеборобам богатый Урожай. Покровительствовал также торговле и обмену. Бог-Охранитель Земли Хорса (планеты Меркурий). Праздник начинается с правьславления Бога Хорса и принесения жертв безкровных (круглые кулички) на жертвенник. После чего устраиваются хороводы, хороводные пляски – медленные движения с подражаньем словам хороводной, протяжной песни. В летний праздник Бога Хорса с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак солнца.
25 июня День Бога Хорса. Хорс ( Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италийск.), Херс, (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)) — Солнечный Бог считается что он заведывает круговым движением светила (отсюда хоровод), он также покровитель скота (особенно коней).
Хорс - божество света, брат Коляде, Овсеню и Яру. В «Слове о полку Игореве» там где говорится о князе Всеславе написано, что князь ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса . Хорс - это небесное око: всезнающее, всеве-даюшее, всеблагое. Считается, что имя Хорс - арийского происхождения и восходит к слову «хоро», «коро» - круг. Хорс - круглый источник белого света. От корня «хоро» произошли слова: хоровод, хоромы (храм) - первоначально это была круговая постройка для исполнения религиозных обрядов, а также: коловорот, коловращение, около, колобок и др. Хорса изображали либо сверкающим белым конем, бегущим по небу, либо солнечным псом. Однако часто Хорс представал и в образе мудрого старца, окруженного белыми псами или волками.
Некоторые ученые полагают, что название древнего города Корсуня, или Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), восходит к культу Хорса. Это же касается названия Хорезма («солнечного города» по-персидски) на берегах Амударьи в Средней Азии, солнечного острова Хортицы на Днепре и т.д. Богу Хорсу посвящен очень большой праздник – это день летнего солнцестояния в июне месяце, в этот день с горы к реке обязательно скатывали зажженное колесо, знак солнца.
Легенды посвященные Хорсу.
Однажды отец свет-небо Сварог собрал всех богов и провозгласил: - Приносят мне жалобы Святобор, бог лесов, и его жена Зевана, богиня охоты. Оказывается, с недавних лет, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс (почти Чубайс), его подчиненные вышли из повиновения богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться со смутьянами, Святобор и Зевана взывают ко мне, Сварогу. О боги и богини, напомните, кто из вас может преобрашаться в волка? Тут вперед выступил Хорс - бог лунного света.
- О отец наш Сварог, - молвил Хорс, - я могу обращаться в Белого Волка.
- Раз так, предуказую тебе еще до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же! ...Рыжего волчищу Чубарса в окружении множества свирепых собратьев Хорс застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Волки пожирали убиенных животных. Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал:
- От имени бога богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверье понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей?
- А, затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями природы и установить повсеместно свои нравы, - прорычал Чубарс, разъедая жирный кусище оленины.
- А всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем грызть. Вечно грызть, грызть, грызть!
И тогда Белый Волк вновь преобразился в бога лунного света. Он сказал:
- Да будет так. Желание твое исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть - но не живую плоть, а безжизненную Луну. По мановению руки Хорса от Луны протянулась к земле узкая белая дорожка. Хорс легонечко ударил своим волшебным жезлом с восемью звездами рыжего волчищу Чубарса. Тот съежился, будто шелудивый пес, заскулил жалобно и ступил на лунную дорожку. Она стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси. Хорс тут же назначил волкам нового вожака - серого Путяту, и вскоре извечный порядок в лесах восторжествовал. Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на луну. Они видят на ней изгнанного с земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем временам, когда держали в страхе весь мир.
Хорс считается одним из родовых Богов казаков, в честь него назван см. выше их базовый остров Хортица, ему молился основатель казачества Мамай (см. "Задонщину") сопровождающих его псов казаки называют "хортами", а самые умелые казаки - характерники могли обращаться в хортов.
Об этом говорится в сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек). Там прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб бе¬регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
Хорс считался заботливым помощником и земледельцев. На Руси о нем пели песню:
Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!
Это означало, что все происходящее на нашей земле — в мире Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем.
Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог .
Поэтому непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.
С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокойдревности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого.
Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.
Согласно "Книге Коляды":
Хорс был сыном бога Солнца-Ра и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом он устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и реку Ра. После того как Ра обратился в реку колесницей Солнца стал править его сын - Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно "Книге Велеса" (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: - Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока! А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на чёрном коне Вечерник. Он говорит: - Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечётся по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости.
А отсюда вновь утром Солнце поднимается на золотой колеснице.
Как-то Хорс, проезжая по небесному своду, посмотрел вниз на землю. И увидел он, что у острова Буяна купаются Заря-Зареница с сёстрами - Полуденницей, Вечёркою и Ночью-Купальницей. Хорс влюбился в звезду Зарю-Зареницу и решил жениться на ней. На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ясуни-небожители. На летучем корабле прилетели дочери Лады - богини жизни, смерти и любви: зеленоглазая, золотовласая Жива, чернявая Марена и белокурая, голубоглазая Леля. Они подарили Заре - золотой платок: "развернёшь его ранним утром, озаришь им всё поднебесье". А Хорсу подарили чашу с живой водой: "кто пьёт воду из этой чаши - тот вовеки не умирает". Отсюда следует, что Хорс - ипостась Солнца (Ра). Бог Солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое Солнце,
возрождающееся. Отметим, что корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого, круга. Хоровод (в древности название солнечного танца - коло) - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу; хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Название острова "Хортица" также связывают с Хорсом. Согласно древнему преданию, на острове находился священный дуб Перуна.