Что хранят в себе Древние Зеркала?
Что хранят в себе Древние Зеркала?
Одним из самых загадочных атрибутов, окружающих людей, является обыкновенное зеркало
Сколько легенд, преданий, суеверий и мифов окружают поверхность, способную отражать изображение!
Теперь представьте себе, что речь идет не об обыкновенном зеркале, а о том, которое было извлечено из могилы, в которой пролежало около 1700 лет. Наш сегодняшний рассказ – об уникальном китайском зеркале из захоронения гуннского времени с Южного Урала.
Эту историю автор услышал лет десять назад от одного очень уважаемого им человека, известного археолога Сергея Боталова. Сергей Геннадьевич, несмотря на свое вполне себе материалистическое мировоззрение, все-таки, как сам признавался (кстати, как и многие его коллеги-археологи), не раз испытывал некое странное чувство, соприкоснувшись с древними артефактами или объектами. Так было и в тот раз.
Раскопали с коллегами и студентами в летне-осенний полевой сезон могильник у села Малково. В ходе раскопок было исследовано захоронение гуннского времени (см. врезку), в котором нашла свое последнее пристанище знатная женщина. Захоронение богато инвентарем, что, безусловно, является удачей для каждого настоящего ученого.
Среди артефактов, сопровождавших гуннскую красавицу в потусторонний мир, ее соплеменники решили положить уникальное бронзовое зеркало прекрасной сохранности. Уникальность этого предмета в том, что зеркало было произведено явно в Китае, а не являлось копией, изготовленной где-нибудь в евразийских степях или, например, в Средней Азии.
Из работ специалистов было известно, что подобные зеркала в Поднебесной производились в период династии Хань (около 200 г. до новой эры – 220 г. новой эры) и при их изготовлении применялась так называемая «белая бронза», секрет которой не разгадан до сих пор. Вот, в общем-то, и все, что было на тот момент (1993) известно археологам об этом предмете.
Следует заметить, что Китайская империя во времена захоронения гуннской женщины на Южном Урале (и даже немного раньше) была своеобразным «золотым миллиардом» человечества, откуда в степи Евразии приходила идеология, мода, технологические и военные новинки; то есть, говоря современным языком, все актуальные для нашей стороны тренды приходили тогда из могущественного Ханьского Китая.
Наличие китайского по происхождению зеркала в могиле гуннской женщины свидетельствовало о высоком социальном статусе умершей в племени, потому что бронзовое зеркало для той эпохи стоило безумных денег. Или их эквивалента в виде скота, рабов и т.д. В общем, захоронение, раскопанное на окраине Малково, было очень необычным даже на первый взгляд.
Отчеты об археологических раскопках были сданы, погребальный инвентарь прорисован и опубликован, но настоящие чудеса, как рассказывает Боталов, начались несколько лет спустя. Он сам обратился в одну из небольших частных компаний, сотрудники которой работали с металлом.
Захотелось иметь несколько копий (так называемых реплик) с малковского зеркала, чтобы, во-первых, хранить как сувенир в кабинете, а во-вторых – одаривать знакомых ученых. Короче, заказал несколько копий и стал ждать результата, умельцы, работающие с металлом не один год, пообещали представить результат через неделю.
- Прошла неделя. От них молчок. Прошла вторая – молчание. Наконец сами ко мне пришли, разводят руками и спрашивают: это что такое? – со смехом рассказывал позже археолог. – Говорю им: китайское бронзовое зеркало, изготовленное в допотопные времена, очень давно. Ну, так как, возьметесь за заказ?
Долго ли, коротко ли, умельцы, еще раз подумав, решительно отказались. Точнее, отказались точно повторить малковское зеркало. Причина оказалась очень нетривиальной: по их словам, попытавшись добросовестно воспроизвести заданные параметры отливки, они потерпели полное фиаско.
Когда они попытались втиснуть заготовку в рамки восковой формы, размеры безнадежно искажались и изображение «плыло». Тот же самый результат ждал их и при эксперименте с металлической формой для отливки – параметры зеркала моментально «улетали». Д
вустороннюю шлифованную поверхность 1,5-сантиметровой толщины с разворотом изображения на 360 градусов по всей поверхности не так-то просто оказалось воссоздать даже в современных условиях. А каково было это умудриться отлить в древности?!
Сергей Боталов договорился с умельцами следующим образом: делаем максимально приближенный вариант и не добиваемся совершенства, достижение которого, как известно, весьма проблематично. Мастера (при этом мы говорим сейчас без иронии) так и поступили. Они заново сделали форму, почти на миллиметр превысив искомые размеры самого зеркала и в итоге получили прекрасную копию.
От оригинала ее мог отличить лишь археолог да они сами. Но, как говорится, себя не обманешь – и они, и Боталов отлично понимали, что древнекитайские мастера в данном случае «сделали» современных металлургов, и это притом что ничего не известно о наличии в Китае той эпохи каких-то особых инструментов или прорывных технологий.
Гунны, которых древние китайцы называли сюнну или хунну, являлись объединением племен, которые в Европе стали известны в IV веке после вторжения на земли Римской империи. Центр, из которого они совершали набеги на римские владения и подвластные Риму народы, находился на территории Паннонии. Позже те же самые земли заняли другие представители кочевых народов, сначала авары, а потом венгры.
Сегодня зеркало из Малково благополучно хранится в областном краеведческом музее среди коллекции бронзовых зеркал разных эпох. Оно по-прежнему единственное и уникальное, возможно, относится к так называемым «волшебным зеркалам» из Китая, с которыми европейцы познакомились значительно позже.
Другие зеркала из фондов музея, как правило, представляют собой просто закругленные бронзовые пластины, которые полировали до блеска, чтобы было куда смотреться «красным девкам половецким» (последнее – почти дословно цитата одной древнерусской летописи. – Авт.).
В нашем же случае эти примитивные зеркала принадлежали сарматкам и представительницам прочих кочевых народов, которые населяли южноуральские степи в раннем железном веке. Как видите, в манерах женщин немногое изменилось с тех пор, и, наверное, к счастью для всех нас, еще долго не изменится.
Спрашиваю у доктора исторических наук Сергея Боталова: а сколько вообще подобных находок на территории нашей страны было сделано с момента раскопок в Малково? Подумав несколько минут, Боталов говорит, что если взять территорию Приуралья, Зауралья и Северного Казахстана (взгляните на карту и поймете, что огромный ареал), то всего таких зеркал сейчас вряд ли наберется с десяток. Они разной сохранности, и, кстати, в этом смысле зеркало из Малково – один из лучших образцов. Что характерно, все эти зеркала добыты из погребений кочевнической знати рубежа новой эры.
Можно предположить, что в ту далекую эпоху зеркало являлось для избранных женщин не только бытовым предметом, но и предметом культовым. Однозначно, такие вещи передавались по наследству и оставались в собственности рода. И лишь какое-то из ряда вон выходящее событие, о котором нам никогда не станет известно, заставляло кочевников «выпускать» зеркало и отправлять его вслед за хозяйкой.
Видимо, что-то подобное произошло и в Малково в III - IV веке н.э. и магический предмет через полтысячи лет достался челябинским археологам.
Свет мой, зеркальце…
Европейские ученые выяснили секрет создания «волшебных» зеркал из Китая. Но воспроизвести… так и не смогли.
На древних китайских картинах часто мы можем видеть изображения Просветленных, путешествующих по своим небесным Мирам с «волшебными» зеркалами в руке. Видимо, зеркала необходимы и на небесах. Вероятнее всего, они помогают ориентироваться Просветленным в наших житейских передрягах.
Китайский ученый Шень Гуа писал в 1086 году в книге «Раздумья об озере снов» о древних зеркалах, секрет изготовления которых был потерян в VIII веке н.э: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет».
По тем временам зеркала невероятно высоко ценились (как же - проводник божий!) и их было очень мало. Позже, в эпоху династии Мин (1368 - 1644 гг.) «волшебные» зеркала в высокопоставленных кругах перестали быть редкостью.
Древние китайские зеркала - бронзовые. Они отлиты из светлой бронзы, до блеска отполированы и покрыты ртутной амальгамой. Оптические чудеса с бронзовыми «волшебными» зеркалами начинают происходить, когда на них падают лучи солнца. Оказывается, «волшебное» зеркало имеет «второе дно». Под воздействием солнечных лучей бронза становится как бы прозрачной, и просвечивается рисунок, проявляющийся на стене того помещения, где находится зеркало.
Говорят, что о существовании китайских зеркал поведал западному миру Калиостро в XVIII веке. Вроде бы великий маг знал тайну «волшебных» зеркал, но не поделился ею с людьми. После смерти Калиостро в одном из парижских костелов, где хранились реквизированные инквизицией зеркала великого мага, паства и священнослужители сильно перепугались: по стенам запрыгали черти. А что произошло? Безобидные лучи солнца попали на зеркала Калиостро, сделав металл «прозрачным» и раскрыв таким образом рисунки.
На самом деле металл вовсе не собирался менять свою структуру и нарушать таблицу Менделеева, которой тогда еще не было. Все оказалось гораздо проще. Калиостро приобрел зеркала превосходных мастеров Китая, которые тончайшим образом выгравировали рисунки на поверхности металла так, что они были невидимы невооруженному глазу. А лучи солнца, осветив зеркальную поверхность, спроецировали рисунки на стене, и они проявились. Почему же страшные звери на зеркалах Калиостро прыгали? Нетрудно догадаться.
Принцип «волшебства», кажется на первый взгляд, раскрыт: на поверхности китайских зеркал загадочным образом выгравирован рисунок, который могут пробудить к жизни только лучи света, раскрывая его, как «второе дно». Но не нужно торопиться с выводами.
В Европе начиная с 1831 года ученые пытались научно объяснить эффект китайских «волшебных» зеркал. Теоретически ученые неплохо преуспели в этом, даже разработали некий теоретический способ изготовления таких зеркал, но создать ничего подобного так и не смогли. К тому же известны зеркала, на которых изображено что-то одно, а при отражении на поверхности они бесстрастно воспроизводят… совсем другой рисунок.
Денис Лузин