ЧАСЫ-КУРАНТЫ

ЧАСЫ-КУРАНТЫ

ЧАСЫ-КУРАНТЫ

Единственное письменное свидетельство относительно часов в Суздальском кремле содержит переписная книга собора Рождества Богородицы за 1682 год, традиционно связывая колокола для звона и часовые: «На колокольне колоколов: колокол благовестный, весу в нем пятьсот пуд и более, колокол благовестный, весу в нем сто двадцать пуд, колокол благовестный повседневный, весу в нем девяносто пуд, два колокола повседневных звоновых, весу в них обоих 100 пуд, да средних и мелких зазвонных 16 колоколов. На той же колокольнице часы боевые, перечастье в 8 колоколов». Устройство часов в Кремле приходится, вероятно, на первую половину XVII века, когда при архиепископе Серапионе (1634-1654) была построена существующая ныне колокольня. Этот процесс, скорее всего, был одновременным, о чем говорит устройство шахты, которое органически связано со столпом колокольни. Часовой механизм могли выполнить суздальские мастера. О наличии в городе часовых дел мастеров говорит опись Суздаля 1628-1630 годов, отмечая в Скучиловой и Никольской слободах, то есть возле Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, по одному двору часовников в каждой. Согласно Переписной книге суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 года в списке дворовых людей значится «часоводец Никишка Климов», то есть был специальный человек, следящий за часами. Правда, позже часоводец был отправлен на Таганрог каменщиком.

В начале XVIII века суздальские кремлевские куранты пострадали от большого городского пожара, случившегося 17 июля 1719 года. «На соборной колокольне связи все погорели и колокола упали и свод проломили и большой пятипудовый колокол от пожару повредился», - так сообщал в Синод епископ суздальский Варлаам о потерях. Ремонт колокольни (и ремонт часов, по мнению Ю.П.Платонова) был произведен между 1748-1755 годами. Об этом свидетельствуют клейма часов с изображением маленького зверька, возможно, соболя с надписью «Сибирь» и инициалами «АНД», то есть Акинфий Никитич Демидов и могут быть датированы 1747-1749 годами. Клейма были обнаружены Ю.П.Платоновым в свой первый приезд в Суздаль зимой 1991 года, раскрыты В.Ю.Астафьевым весной 1994 года, прочитаны тогда же И.В.Арзамасцевым и В.И.Басовым.

После серьезной переделки середины XVIII века куранты Суздальского кремля надолго исчезают из поля зрения краеведов, но часы продолжали ходить, существовать. В конце XIX века суздальский часовщик Карпов к одной традиционной часовой стрелке пристроил вторую, минутную.

Часы дожили до советского времени. Их ход прекратился в 1929 году. Из археологического отчета А.Д.Варганова за 1940 год известно, что с помощью интернированных чехов был «восстановлен механизм курантов XVII века на соборной звоннице и часть часового боя в 6 колоколов». Часы ходили, однако, недолго.

Только в 1966 году группы суздальских мастеров в составе В.М.Снегирева, А.И.Тихонова, К.М.Чичерина при активном участии бывшего директора музея А.Д.Варганова и содействии Владимирской реставрационной мастерской взялись произвести капитальный ремонт старинного механизма. Гости Суздаля, посещая кремль, слушая перезвон колоколов, всматриваясь в циферблат, видят плоды работы именно этих мастеров. Время шло. На рубеже 1980-1990 годов механизм часов вновь стал давать сбои. В эти годы их ремонт, научную паспортизацию осуществлял Ю.П.Платонов и группа его единомышленников.

Фото: Часы-куранты Часы-куранты на кремлевской колокольне Суздаля.