БЕЗ ОТЧЕСТВА - ТАК БЕЗ ВОТЧИНЫ
БЕЗ ОТЧЕСТВА - ТАК БЕЗ ВОТЧИНЫ
«Родной язык является величайшим народным наставником. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мыслей и чувств тысячи предшествовавших ему поколений, давно истлевших в родной земле… не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»
К.Д. УШИНСКИЙ.
Осознание нашими далёкими пращурами неразрывной связи каждого отдельного человека с его родиной, отчизной выразилось в языке. Трудно не подметить «родственность» слов ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧЕСТВО, ОТЕЦ. Что же их роднит?
Слово ОТЕЧЕСТВО – исконно русское, оно возникло в XI веке как буквальный перевод с греческого PATRIA – что означало «происхождение по отцу» (производного от PATER – ПРЕДОК). Современное слово ПАТРИОТ, кстати, заметим, это тот, кто предан своему народу, Родине. Слово также тесно связано с понятием «ОТЕЦ».
С древних времён существовало на Руси и слово ОТЧЕСТВО, то есть «величание по имени отца»
Испокон веков обращением к русскому человеку по отчеству выражалось особое к нему уважение и почтение. Это сейчас, по-обезьяньи подражая заокеанским нормам общения, желая выглядеть «цивилизованно», мы с лёгкостью отворачиваемся от своих традиционных жизненных укладов. А у предков наших всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», то есть отказавшимся от своих родственных связей.
Кто такие американцы, образ жизни которых для многих россиян стал объектом поклонения, идолом? Это потомки разноэтнического разбойного сброда, среди которых – преступники, примчавшиеся на просторы Американского континента, скрываясь от наказаний по законам своей страны, авантюристы, не нашедшие себе применения на родине, мошенники, любители лёгкой наживы или просто острых ощущений. Они-то и составили ядро «американской нации». Какая американская нация, о которой так гордо говорят американцы? Её просто нет, а значит, и не могло зародиться традиций, подчеркивающих связь и преемственность поколений «из рода в род», как это сложилось на Руси.
Зачем же мы с такой готовностью готовы отказаться от своих, приоритетных перед западными народами обычаев?
Очень интересен диалог из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:
- Позвольте узнать ваше имя и отчество?
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу всё своё лицо…
- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.
Вряд ли все читатели придают значение тому, какой глубокий по содержанию диалог состоялся между героями романа. Сцену эту понять невозможно без знания истории происхождения и употреблении отчеств на Руси и в России.
В Древней Руси могли обращаться по отчеству на –ИЧ ко всем без исключения: князьям и монархам, воеводам и конюхам. Обращение по отчеству обозначало родство братьев по отцу и даже переходило по наследству, выполняя функцию, близкую к нашим фамилиям. Многие княжеские и боярские роды тогда именовались на –ИЧ: Олеговичи, Святославичи, Рюриковичи…
Но по-иному обстояло дело с отчествами в Московской Руси. Здесь искоренялось проявление удельной самостоятельности: отчество делилось как бы на несколько разрядов, а холопы и вовсе его лишались. Знатных людей величали «полуотчеством» на –ОВ или –ЕВ (Сергей Степанов Иванов, Иван Алексеев Иванов). Отчество с конечным суффиксом –ИЧ противопоставляется другим именованиям по отцу, как знак принадлежности его носителя к аристократической верхушке, и конечная часть отчества начинает существовать самостоятельно в качестве своеобразного слова ВИЧ. Существовала пословица «наши вичи едят одни калачи». Она отражала социальную иерархию общества. Белые калачи могли позволить себе есть только состоятельные, привилегированные слои населения.
Употребление разных форм отчества в России законодательно закрепилось в «чиновной росписи» Екатерины II, где согласно петровской «Табели о рангах», подразделявшей все должности в государстве на 14 рангов (классов), указывалось писать с отчеством –ВИЧ особ первых пяти классов, лиц с 6 класса до 8 класса включительно – полуотчеством, а всех остальных – только по именам.
Чиновники 9-14 класов, стоявшие в самом низу бюрократической иерархической лестницы, были лишены вместе с отчеством и самых простых общественных прав. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о коллежском регистраторе Самсоне Вырине, «сущем мученике 14 класса, ограждённого своим чином токмо от побоев, да и то не всегда».
Отделившись, слово –ВИЧ стало восприниматься на Руси как титул (Высшее Имя Человека), подобно тому, как у германцев воспринималось дополнение VON, а у французов – DE. Бывали случаи, когда Иван Грозный жаловал этим титулом иностранцев, уравнивая их таким поощрением с князьями и боярами.
Теперь вернёмся к диалогу тургеневского Базарова с аристократом Николаем Петровичем Кирсановым. Базаров демонстративно, в некоторым вызовом, называя себя Евгением Васильевым, подчеркивает своё демократическое (не аристократическое) происхождение. Но нарочито предупредительный Кирсанов обращается к Базарову: Любезнейший Евгений Васильевич. Этот словесный поединок при первом знакомстве героев автор предлагает читателю для того, чтобы обратить его внимание на зачатки идеологического конфликта, который возникает между героями впоследствии. Если бы мы бережнее относились к своим корням, к своей истории, этот мастерски описанный Тургеневым диалог непременно бы привлёк внимание читателя.
В народе на эту тему существовали также ряд пословиц: «Богатый по отчеству, убогий по прозвищу», «Без вотчины, так без отчества» и другие.
Печальный напрашивается вывод. Мы в погоне за фетишем американского образа жизни добровольно отказали себе в отчестве, что равносильно отказу от родственной связи с родителями. А это ни что иное, как стать «Иванами, не помнящими родства», буквально. Скоро для нас может стать актуальной «пословица наоборот»: «БЕЗ ОТЧЕСТВА, ТАК БЕЗ ВОТЧИНЫ». А это то, чего так вожделенно ждут от нас наши американские «друзья». Просторы России всегда были для них весьма притягательны. Не удивительно, что со временем, когда мы с лёгкостью идиотов забудем свои отчества, они вдруг появятся у «американской нации». Так уже случилось с навязанной России «сексуальной революцией». Нынешняя наша молодёжь упивается её завоеваниями, а тем временем в Америке активно пропагандируется девственность.
У нас два пути. Первый – обратиться к своим истокам, сохранить и умножить то духовное и материальное богатство, что наследовали мы от предков. Второй – превратиться в оборванцев «без роду, без племени», жующих генетически модифицированный суррогат. Белыми калачами будут себя баловать завоеватели.
Что выбираем?
Тамара