БАННИК

БАННИК
Служебный дух – обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под пол¬ком; обычно невидим, а иногда имеет шапку-невидимку. Людям показы¬вается чаще всего в виде старика с радужными (разно-цветными) гла¬зами, покрытого листьями от веников и с длинной бо-родой. Может при¬нимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий. В народе есть поверье, что Банник пер-вый раз появляется в бане после того, как там побывала роженица.
Банник живёт в бане, моется там и на¬водит порядок. Он поддер-живает хороший пар и греет баню, ко¬гда парятся хозяева. Ему следу-ет оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет ки-пятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с До-мовым и Дворовым, с домашними кош¬ками (а собак не очень приве-чает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения
Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её гряз-ной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он мо¬жет защитить от демонических су¬ществ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет долж-ного присмотра, банник стано¬вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к дру¬гим.
На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее».
При входе в баню мужчина должен переступать порог правой но¬гой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Бан¬ный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благо-дарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банеч-ке». В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выска-кивать из бани и просить: «До¬мовой! Дворовой! Помогите! Помоги-те!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и за¬щищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

Иногда в бане живёт Шишига – существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы и оберега или без разрешения, без согласия Банника. Она может принимать облик знакомых людей или родствен¬ников и запарить нежеланных гостей до смерти. Может испугать роженицу и подменить оставленного без присмотра ребёнка: такие «подменные» дети не рас¬тут, не ходят, не говорят и скоро уми-рают. Её можно почуять по тихому шуршанию в углах. Может ос-таться жить в пустой бане, после ухода Банника. Хотя в его присутст-вии во всём ему подчиняется, и вреда от неё добропорядочным хозяе-вам нет.

«Кто такой наш баннушко?
Не игрушка, не зверёк.
Ростом – с детский сапожок,
Чёрненький мохнатушко.
То в углу он возится,
То по крыше носится.
То сидит за печкою,
Борода колечками:
«Мойтесь, мойтесь побелей,
Станет жить повеселей.
Я на тех всегда сердит,
Кто ревёт и кто не мыт».
«Где мочалка, бабушка?»,
«А подспрятал баннушко».
«Ну, а где ботинок мой?», –
«Баннушко унёс домой».
(«Баннушко» Т. Смертина)

«Женщина одна рассказывала. Пошла она как-то в баню взять что-то. Подходит к бане, – а она ночью шла то, – и чует, что она горячая вроде. Приоткрыла дверь, а оттуда пар валит, и будто вениками хле¬щутся. Закрыла она дверь и убежала. А это банный староста сам па¬рился».
«У нас в бане за каменкой банник жил. Его Митькой окаянным звали. Мы перед призывом в армию вытягивали его верёвкой из бани. Сначала его концом верёвки дразнили. Он хайлом как схватит, разо¬злится, потом как дёрнет верёвку, мы все попадали. А сам он весь из шерсти, лица, рук, ног нет».
(«Былички и бывальщины»)

«Лён-то у нас по вечерам чесали. Ведь дни-то коротенькие осенью. Пришла в баню чесать лён. Чесала-чесала. На полках сидит как белая кошка, глаза сверкают-сверкают такие у ней. Я сказываю: «Кис, кис, кис…». Киска не двигается. Да я бегом это!»
«Вот топила ночью байну (баню). Тогда мужики ездили в 12 часов ночи, поздно. Топила байну, топила-топила…. Ну, потом мужики приехали, пошли в байну мыться: и каменка разрытая, и вода вся вы-лита. Вот, вот ночью в байну ходить!»
(«Легенды. Предания. Бывальщины»)