☀️ БАБИЙ ДЕНЬ, или БАБЬИ КАШИ - настоящий ЖЕНСКИЙ праздник с архаичными корнями.
☀️ БАБИЙ ДЕНЬ, или БАБЬИ КАШИ - настоящий ЖЕНСКИЙ праздник с архаичными корнями
Почему 8 января нужно поздравлять МАТЕРЕЙ и ПОВИТУХ? Что праздновали в старину все женщины и девушки? Почему мужчины иногда сторонились бабьего застолья? И как праздник связан с культом солнца? САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТРАДИЦИИ ДНЯ - 8 января.
Существует особый день в году, когда, согласно традиции славян, необходимо поздравить всех женщин, ставших за последний год матерями, а также - особо почествовать повитух!
Кто такая повитуха, почему она была так уважаема, почему её главная работа могла совершаться не во время, а после родов и что значит "повивать ребёнка" - мы поговорим в нашей следующей статье. А сегодня хотелось бы рассказать об истории и традиция праздника "БАБЬИ КАШИ".
Корни этого праздника чрезвычайно архаичны, они уходят вглубь нашего далёкого языческого прошлого... Это подтверждается тем, насколько широка география распространения традиции: русские, белорусы, болгары, сербы - все знали и широко отмечали Бабий день!
Главная тема праздника - рождение новой жизни - связана, считают этнографы, с образом Великой богини-матери славян-земледельцев, символ которой - всё живое, плодородящее (противостоит умиранию природы и солнца). Именно этот образ, по мнению многих исследователей, стоит в центре знаменитого трёхчастного орнамента на множественных архаичных вышивках (Огнедева, БАБА, Берегиня - всё это разные имена этой богини-праматери).
Связь праздника с рождением нового СОЛНЦА-огня - также очевидна: даты праздника до перехода календарной системы на новый стиль - были 26-28 декабря (!) - первые дни после солнцеворота, когда, по верованиям наших предков, РОЖДАЛОСЬ новое солнце, новый жизненный цикл (как и новая жизнь человека). Впоследствии праздник был несколько переосмыслен (как, впрочем, и все языческие праздники), и стал связываться с Рождеством (рождением младенца Христа).
А ведь после родов, согласно традициям предков, необходимо засвидетельствовать новую жизнь и... обязательно почествовать роженицу и того, кто помогал ей - повивальную бабку!..
Основные ТРАДИЦИИ этого дня, собственно, повторяют обычаи некоторых послеродовых обрядов. Во-первых, часть действий соотносится с обрядом "размывания рук" - когда роженица ритуально расстаётся с повитухой, омывает ей руки, благодарит её, дарит подарки (холсты, платки, рушники, мыло, денежку), а повитуха - благословляет роженицу с ребёнком. Очень ярко подобные элементы сохранились в праздник этого "Бабиного дня" - в Болгарии.
А во-вторых, безусловно, многие действа дня "Бабьих каш" повторяют традиции обряда-праздника "Каша" (или "Бабья каша") - такой праздник мог проходить на 40-41 день жизни малыша, множество традиций его связаны с тем, чтобы обрядово помочь ребёнку стать сильнее, здоровее, быстро вырасти. Фактически, это был день, когда ребёнок "официально закреплялся" в мире живых, в мире человека, общины, семьи. А также именно в этот день на празднике чествовали повитуху (которая была главной героиней застолья) и, конечно, роженицу.
В Бабий день 8 января Женщины брали своих детей и с подарками, угощениями и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах. Те, в свою очередь, угощали гостей кашей, чтобы жизнь была сытной, чтобы дети росли так же быстро, как растёт на пару каша! Кроме того, чтобы ребёнок лучше рос, бабка поднимала над головой малыша горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко!» Матерей бабка тоже угощала кашей, сваренной собственноручно, чтобы у них родилось ещё больше детей. В некоторых областях традицию такой совместной трапезы повитух и матерей называли "РОДУ и РОЖАНИЦЕ" - в память о древних божествах, оберегающих семью, породивших всё и вся...
Приходили в этот день к бабкам и те, кто только МЕЧТАЛ о материнстве и беременности. Считалось, что в этот день получить от бабки благословение, побывать на застолье, попотчевать её волшебной каши - большое счастье, символизирующее плодородие, сулящее скорую беременность.
Застолье у повитух длилось иногда с вечера "до белого СВЕТА" - т.е. всю ночь, женщины веселились, пели песни, шутили так, как они никогда бы ни шутили в присутствии мужчин. Это был настоящий БАБИЙ день. Такие застолья мужчины, конечно, обходили стороной.
Один из архаичных и очень весёлых обрядов дня (связанный с темой "размывания рук") сохранился в Болгарии. Там было принято возить повитуху на колодец и поливать её (ради очищения), при этом в сани или телегу впрягались... ЖЕНЩИНЫ! От встречавшихся им по пути мужчин женщины требовали ВЫКУП, если такового не было получено - мужчину поливали водой, срывали одежду и пр.
Несколько столетий назад родился и обычай, связанный с христианством: женщины приходили в церковь с заранее испеченными пирогами, чтобы преподнести их Богородице - ведь она тоже стала матерью. Однако, несмотря на широкое распространение обычая, церковь, по понятным причинам, его не одобрила... В этот день в православии принято совершать молебен иконе Богородицы "Помощь в родах" (специалисты утверждают, что прототипом сюжета этой иконы является старинная вышивка, см. иллюстрации).
Однако навещали в этот день не только повитух - ходили в гости и к родным бабушкам (особенно, если повитухи не было в живых или она была далеко). УДИВИТЕЛЬНО, но БАБИЙ ДЕНЬ - зимнего солнцеворота ОЧЕНЬ соотносится с традициями ещё одного БАБЬЕГО ДНЯ, который отмечали (в Каргополье) в день ВЕСЕННЕГО равноденствия (опять на лицо - связь с солнцем).
В этот день МАТЬ МОЛОДУХИ (замужней, но пока ещё бездетной женщины) приходила к ней в гости и угощала зятя и свою дочь – тетёрками (обрядовым печеньем, символизирующим солнце, новую жизнь, строение вселенной и пр.)… Если мать молодухи не была жива, то тетёрками приходила угощать большуха (самая уважаемая женщина в доме, имеющая много деток) из материнского дома… Вместе с матерью (или большухой) в дом приходили и другие родственницы-женщины со стороны молодухи, а зять и вся мужская часть семьи - покидали дом на время женского праздника.
Кроме корзины тетёрок, заметим, мать молодухи и вся родня её с женской стороны несла и корзину с рыбными пирогами (рыба - символ плодородия, изобилия, начала жизни), караваями (традиционно связываются с солнцем, а также бесконечностью, цельностью). Получается, в дом молодухи приходила невероятная СИЛА – множество женщин её рода и множество космогонических, сильнейших символов – с пирогами-угощениями и образами тетёрок… Стоит отметить, на Севере очень долго хранилось представление о том, что силу ПЛОДОРОДИЯ, изобилия несла в себе именно женщина, и передавала она эту силу через других женщин рода: от предков-женщин – к потомкам-женщинам (ср. образы архаичных вышивок на иллюстрации).
По поводу праздника Бабьих каш существует поговорка: «В праздник Каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи.
Кстати, слово БАБА в названии праздника - не только про бабушек, именование БАБА в древности относилось к самым ЛУЧШИМ женщинам, доказавшим силу плодородия - т.е. родившим деток. Негативную окраску слово Баба приобрело лишь в советские времена. Во многих культурах этим словом называют самых уважаемых людей или даже богов. В славянских языках словом Баба, собственно, и подчёркивали божественное начало женщины - умение рожать, воспроизводить на свет себе подобных.
В Болгарии Бабий день до сих пор помнят, сохраняя некоторые традиции.
С праздником, дорогие коллеги, повитухи - мастера повивального дела - все, кто чтит традиции благостной помощи матерям и детям! С праздником - все, кому посчастливилось в этом году (и не только) стать матерями! И все, кому это только предстоит! С праздником, дорогие женщины!
Здоровья, сил и много радости!