БАБА ЯГА (ЙОГА)

БАБА ЯГА (ЙОГА)
Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Сти¬хий и зверей, которая известна нам из сказок как Баба Яга. Она веду¬нья (то есть ведающая женщина), которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест расти-тельную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё – кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.
Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на гра¬нице с «триде¬сятым царством». То есть на гра-нице нашего мира Яви с другими ми¬рами (царствами), которых пре-великое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий ска¬зочный мир: это и соседние нам ми-ры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытани-ям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чис¬тых душой и телом.
Баба Яга – дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добрать-ся в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лес-ные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет пере-ме¬щаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скоро¬ходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество дру-гих та¬инственных вещей. Она хранитель¬ница (если надо – то и воин-ственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями. Раньше в каждом большом лесу (который нельзя было обойти за день ходьбы) была своя Баба Яга, и тогда такой лес ста¬новился «особым». Говорят, что когда появились на нашей земле пер-вые большие леса (в умных книгах пишут, что было это после отсту-пления ледниковых гор), их хранительницы были молодыми. Шло время, росли леса, сменялись поколения людей, и стали называть лес-ных жриц сначала долгоживущими, а потом уже и старыми Бабами Ягами. Такими их знали и запомнили наши прадеды и деды, которым ещё довелось с ними встречаться, такой образ и пришёл к нам вместе со сказками наших предков.
Лесные ведуньи всегда помогали и до сих пор помогают народу, с которым живут рядом – дают советы нуждающимся, лечат обращаю-щихся к ним за помощью, охраняют селян от чужаков, заботятся о плодородии лесов и полей. Иногда даже освещают семейный союз, по просьбе людей, одаряя новую семью волшебным подарком.
В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и ох-ранительницей. Забыли, что она обучала ленивых детей разным ре-мёслам и до¬машнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обуче¬ния, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди. Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, по-нимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками. Ко-гда люди разучились по¬нимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому. Но в старин-ных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчи-цы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жите-лей и всех лесных обитателей.
«Что же ты не говоришь со мною? - сказала Баба Яга, - Стоишь как немая?»
«Не смела, - отвечала Василиса, - А если позволишь, то мне хоте-лось бы спросить тебя кой о чём».
«Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много бу-дешь знать, скоро состаришься!»
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»
«Это день мой ясный», – отвечала Баба Яга.
«Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам крас¬ный и весь в красном одет: это кто такой?»
«Это моё солнышко красное!» – отвечала Баба Яга.
«А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»
«Это ночь тёмная – все слуги мои верные!» – молвила Баба Яга».
(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

«Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выс¬прашивать. Где он себе такого доброго коня достал. Кащей сказал: «За тридевять земель, в тридевятом царстве. За Огненной рекой живёт Баба Яга, у неё есть такая кобылица, на которой она каждый день во¬круг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц; я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то мне Баба Яга дала одного жеребёночка…»
(«Марья Моревна», русская народная сказка)

«Пошла девочка. Вот идёт, идёт и пришла. Стоит хата, а в ней си-дит Баба Яга, костяная нога и ткёт.
«Здравствуй, тётушка!»
«Здравствуй, родимая!»
«Меня матушка послала просить у тебя иголочку и ниточку ру-башку шить».
«Хорошо, садись покуда ткать».
(«Баба Яга», русская народная сказка)

«Вдруг видит девочка – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга пря-дёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочка-ми. Девочка вошла в избушку: «Здравствуй, бабушка!»
«Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?»
«Я по мхам, по болотам ходила, платье намочила, пришла погреть-ся».
«Садись покуда кудель прясть».
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла».
(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

«Входит солдат в избушку – там сидит Баба Яга-костяная нога, се¬дая, беззубая.
«Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?»
«Подожди немножко, вот я созову всех своих ветров и у них спро-шу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она те¬перь проживает».
(«Заколдованная королевна», русская народная сказка)

«Шла-шла Марфа, шла-шла и пришла: избушка на курьей ножке, на петушьей головке. Она говорит: «Избушка, избушка, стань к лесу глазами, ко мне воротами, чтобы мне, дорожному человеку, зайти и выйти!».
Избушка повернулась к лесу глазами, к ней воротами, она зашла; там сидит старушка – языком в печи пашет (метёт). Губами горшки обнимает, в зубах шёлковый пояс плетёт. Говорит: «Что ты, девушка, зашла? Куда идёшь, куда путь держишь? Здесь чёрный ворон не про-лётывал. Не то, что русский человек прохаживал!». Пригласила её, а потом сама себя по щеке ударила, по другой приправила: «Ох, я, - го-ворит, - дура, плёха, дорожного человека не напоила, не накормила, стала вести выспрашивать!».
Накормила, напоила Марфу, спать уложила, стала вести выспра-шивать. «Куда, - говорит, тебя бог несёт? Волей али неволей, али сво-ей охотой?». Она говорит: «Волей-неволей, а более – своей охотой».
(«Марфа крестьянская дочь», русская народная сказка)

«Баба Яга всё дело справила – коня убрала, а Ивана-царевича на-кормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь дер¬жит.
«Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к серед-ней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным пле-чам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
«Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка...»
(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)

«Ехали братья по долам, по горам, по зелёным лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, когда надо повёртывается.
«Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести».
Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на пе-чи лежит Баба Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.
«Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух сам на ложку садиться, в рот катиться».
«Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печи да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу».
Баба Яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кла-нялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?»
«Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слы-шал я, что там чудо-юдо живёт».
«Ай да Ванюша! За дело хватился!..»
(«Иван Быкович», русская народная сказка)

«Стоит на опушке, на перекрёстке лесных дорог, избушка на курь-их ножках. И скачут по тем лесным дорогам богатыри да Иваны-царевичи, все по своим делам: тот невесту ищет, тот в заморские зем-ли торопиться.… Встанет конь перед избушкой, крикнет добрый мо-лодец: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!». Повернётся избушка, выглянет оттуда Баба Яга: «Тьфу-тьфу, русским духом пахнет! Здорово, милок! Зачем пожаловал? Дело пытаешь иль от дела лытаешь?». И тут надо ответить так: «Здравствуй, бабушка! Вот только бы ты меня, добра молодца, сначала накормила-напоила да на постель уложила. Я бы улёгся, а ты бы и спрашивала». Кто с ней вот так вежливо поговорит, для того она всё сделает. А иной Иван-царевич возьмёт да и гаркнет: «Не твоё дело, старая! Неси мне быст-рее еды, да чаю полный самовар, а то мечом голову отсеку!» Тут она его и сграбастает, как миленького…»
(«Сказочная азбука»)