АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ
Чудесный «бел-горюч» камень, «всем камням отец». Лежит он, по древним народным преданиям, в море-океане на острове Буяне. Об-ладает волшебными и целеб¬ными свойствами. Восседает на том кам-не крас¬ная дева Заря-Заря¬ница (Зоря). Из-под Алатыря истекает Жи-вая вода и бьёт ключом животворным. В «Стихе о Голубиной книге» написано:
«Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются;
Они берут с него снадобья,
Посылают по свету белому».
Считается, что от этого ключа с Живой водой берут начало все ре-ки земные и источники целебные. В старинных народных песнях по¬ётся:
«С-под камешка, с-под белого Алатыря
Протекли реки, реки быстрые,
Средь лесов, полей, по Вселенной всей,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание».
(«Стих о Голубиной книге»)
В своих заговорах Русский народ постоянно обращается к Ала-тырь-камню, как к источнику целительной силы, как к свидетелю на-дёжности и крепости клятв:
«На море на Океане, на острове на Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда-жёлтую, зашивает раны кровавыя…»
«…Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень Алатырь. А как у замков смычи крепки, так мои словеса креп-ки» («Русский народ, его обычаи, обряды, предания…»).
В народных сказаниях об Алатыре говорится: «Под камнем тем скрыта сила мо¬гучая, и силы конца нет. Добыть даже маленький ку-сочек камня трудно, стере¬жёт его муд¬рая Змея Гарафена, загадываю-щая загадки. Если ответишь – все тайны узнаешь и с камнем вер-нёшься». Поэтому всегда стремились к Бел-горюч камню люди: кто за советом и помощью, кто в надежде на обретение волшебной силы и богатства. Но только чистый душой и сильный духом человек мог по-смотреть Змее Гарафене в глаза и получить от неё помощь.
По преданиям, Алатырь-камень существовал ещё до начала нашего мира (в умных книгах его называют «праматерией», из которой стро-ятся все миры). Он упал на таинственный остров Буян посреди моря-океана с Небес. «Как летел Алатырь – море дыбилось, как упал Ала-тырь – Земля хрустнула, из семи глубин поднялась вода, с семирядно-го неба хлы¬нула, отворилася пропасть звёздная, опустилась ночь ве-ковечная…» («Сибирские сказы» Т.Е. Пьянкова).
Ещё в старинных преданиях говорится, что на Ала¬тыре высечена Глубинная (Голубиная) – то есть самая древняя и муд¬рая – книга. И что она спущена Богами с Небес для людей: со Сварожьими наказами как правильно жить и о начале всего сущего, о появлении нашего ми-ра и существовании иных миров. Сейчас называют эту книгу Праве-ды. За прошедшие века каждый народ написал с неё свои Веды: книги Знания и Ведения с заповедями для своих потомков. Говорят, что та-кие Праведы были в книгохране (библиотеке) Ивана Грозного. Все российские царственные особы обязательно знакомились с Глубин-ной (Голубиной) книгой, с древними заповедями наших предков. Об этом написал в своих стихах А.А. Блок:
«Царица смотрела заставки –
Буквы из красной позолоты.
Зажигала красные лампадки,
Молилась Богородице Кроткой.
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы…»
«Алатырь-камень» – так ещё недавно называли поморы северный янтарь, или мор¬ской ладан, наделяя его божественными и обережны-ми свойствами в память о Первокамне. Перед плаванием, чтобы ко-раблю в походе сопутство¬вал успех, его окуривали дымом горящего янтаря. Хранили янтарь-алатырь на божнице рядом с иконами, делали из него свечи. Поморы считают, что отсюда и пошло название «ал-тарь» – место хранения сокровенных, доро¬гих для души вещей или место поклоне¬ния божествам и предкам.