22 мая (Травня) – Троян, Трибогов день, Весеннее Макошье, Ярила Мокрый. Это...
22 мая (Травня) – Троян, Трибогов день, Весеннее Макошье, Ярила Мокрый.
Это праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле приходит Трисветлый Даждьбог. Этот день посвящен победе Бога Трояна над Черным Змеем. По сей день славяне прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье.
Троян – бог здоровья, целебных трав, знахарства. В христианском календаре этот день называют днём Миколы (Николая)-Чудотворца, на который также собирали целебные травы, умывались целебной росой, выгоняли ночью лошадей на луг сильной травы поесть, водили хороводы весь день и читали заговоры на добрый урожай.
Ещё 22-23 мая празднуется Весеннее Макошье – день Земли. Святодень, когда Мать Сыра-Земля чествуется, как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить. Волхвы в этот день выходят в поле, ложатся на траву и Землю слушают, что она поведает. Издревле в сию пору поминали предков и творили обереги от бесчинств, русалочьих и неугомонных душ. В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.
Славный этот день, сильный. О его обрядах и традициях в авторской сказке.
Защитник Земли
Ярило Славный на лето повернул! Травы целебные до пояса! Березы резные на ветру качаются, в полях пшеница и рожь зеленеет. А на краю леса Старец живёт – мудрый волхв, да внучок с ним – Олежкой звать.
Ох, и любопытный Олежка! Всё ему интересно: в каждое дупло свой курносый нос сунет, в каждую норку с головой залезет, каждую травинку на вкус попробует. В общем, такой шустрый малец, каким всем детям в семилетнем возрасте быть полагается.
На Святодень Трояна к старцу люди добрые на капище пришли, чтобы Трояна, Ярило и Матушку Землю славить.
Олежка всё за дедом своим повторяет: у деда посох в руках, а у Олежки – палка ивовая. Дед обережные слова читает, и Олежка за ним повторяет. Дед из братины сурицу святую пьёт, богов, людей добрых угощает и про внучка не забывает.
После обряда побежал Олежка в лес, думает, раз сегодня праздник Трояна великий, значит и чудеса обязательно случатся в волшебном лесу.
Прибежал Олежка на любимую полянку – травинки сладкие жуёт, ухом к Земле прижался, слушает. А Земля ему молвит: «Олежка, спаси меня, Змей чёрный на меня покусился, грозится поработить меня, да смертью лютой извести всех детей моих».
Испужался немного Олежка, но думает, если Земля ко мне обращается, значит я в силах ей помочь.
Вдруг, небеса потемнели, солнце над поляной потускнело, а из чащи леса к Олежке прям на поляну Змей чёрный вышел: из трёх голов огонь пышет, сам хрипит, дымом чёрным дышит.
К Олежке Змей подходит, а Олежка на свою палочку ивовую глядит, а в руках уже не прутик держит, а жеребца резвого за узды ведёт, а на нем самом латы золотые сияют. «Вот так чудеса!» - подумал Олежка! И тут же в его руках меч-кладинец засиял!
Подошел Олежка к Змею - в пуп ему дышит, а Змей гогочет: «Эй ты, малец с палец, тебе ли со мною биться? Я тебя одним пальцем смахну, а другим прихлопну!»
«Я тебе Змей черный сейчас силушку свою покажу, Землю-Матушку освобожу!» – отвечает Олежка. Вскочил на своего Жеребца, замахнулся мечом и отсёк Змею одну голову. Заревел змей лютым голосом, а на месте отрубленной головы две выросло!
Олежка оторопел, но страха Змею чёрному не показал, кричит ему: «Одну срубил, значит и четыре срублю!», машет мечом, а Змей его огнём поливает, лапами топчет, а Олежка знай себе – уворачивается!
Прыгнул жеребец выше головы, Олежка замахнулся мечом, да срубил сразу три головы , одна осталась – тут кровь черная из них полилась, змей ревет, но на месте трех голов шесть новых выросло!
Змей семиголовый смеется, из всех голов огнем на Олежку поливает. Тут вспомнил Олежка деда своего, как он на капище к Земле обращался. И поп
росил Олежка силы у Сырой Земли. С прыгнул с жеребца, прижался к ней всем телом и шепчет: «Землица- Матушка родная, силушку дай, врага победить. Тебя матушка от лютого змея освободить".
В ту же секунду Олег выше Змея стал, выше леса, всё ему кругом видно: и село за лесом, и капище, и деда, который у Чура стоит и знаки волшебные в воздухе своим посохом творит. Размахнулся Олежка мечом, да как срубит все головы Змея, что задрожала Земля, и стал Олежка в крови Змеевой утопать, а ели верхушками нагнулись – не дают малому богатырю увязнуть.
Просит Олежка Землю-Мать кровь змеиную впитать, его спасти – Мать Земля так и сделала, кровь всю впитала, да травами и цветами лесными поляну укрыла. Олежка глаза закрыл на мгновение, а как распахнул очи снова, видит, его жеребец почти мертвый лежит, не дышит – захлебнулся в змеиной крови. Вспомнил Олежка, что роса на Трояна может от любой болезни излечить и даже с того света вернуть, набрал он росы с трав лесных, напоил жеребца, и ожил тот, скачет вокруг Олежки, ржёт, радуется! Победили они с Олежкой Змея чёрного, спасли Землю-Матушку.
Прильнул Опять Олежка ухом к Земле, а она его благодарит и благословляет на долгую жизнь, славный путь на Земле.
Тут и Солнце-Ярило выглянуло: спустился Ярило с небе к Олежке, а из лесу Мать-Земля в образе юной девицы вышла – поклонился им Олежка, а они на него венок из трав обережных надели и растворились в зелёной пелене леса, будто их и не было.
Вдруг…очнулся Олежка…лежит он на полянке под ракитовым кустиком, день к закату близится, а на голове венок, а рядом жеребенок бегает. То ли сон был, то ли правда? А Земля Матушка травами цветет! А дедушка на пир внучка кличет во Славу Триглава, Ярила и Матушки-Земли!
Бежит Олежка к деду – богатырь Руси сказочной, Змея лютого одолевший, Землёю родимой благословленный, а Боги Родные и Предки радуются ему и помогают свыше.
Слава Триглаву, Слава Яриле, Слава Земле-Матушке, Слава Родным богам и предкам нашим, Слава Русским людям! Ура!
Анна Зарецкая