Арина Никитина. Не волхвиня, просто иду своим путем.
Арина Никитина. Не волхвиня, просто иду своим путем.
–Давай на ты: на вы на Руси врагов называли, – вот с этой удивительной фразы начинается мое знакомство с Ариной.
Она живет на окраине, окна квартиры выходят на лес. Очень удобно: утром, на восходе солнца, она гуляет по росе босиком.
Арина рассказывает, что все женщины в ее роду до 12-го поколения были травницами и знахарками, в семье хранится родовая книга, где записана родословная по бабушкиной линии.
– В русскую культуру я погрузилась в первую очередь благодаря бабушке. Она была рукодельница, делала буквально все: шила, вышивала, ткала ковры, валенки валяла, кружева плела. Жила в глухой деревушке в Ульяновской области, мифы о славянских богах мне рассказывала в детстве в виде сказок. Рассказывала о том, что травки живые, что все в мире говорит, все имеет душу. Я тоже во все это верила настолько, что, придя в школу, стала все это рассказывать подругам. Надо мной смеялись: ни преподаватели, ни ровесники не воспринимали мой мир.
Я рано начала читать. «Историю государства Российского» Карамзина проглотила в пятом классе. Мне было интересно, как жили наши предки, интересовал дохристианский период Руси. К тому же мне везло на интересных людей, при этом я их не искала: если ты чего-то действительно хочешь, боги тебе это обязательно дадут. Все зависит от силы и осознанности желания, если тебе это надо, чтобы пройти собственный путь…
Одним из первых Арине встретился санкт-петербургский учитель славянских ратоборств Петр Иванович, который приехал в наш город ухаживать за больной тетей и поселился в том же дворе, где жила Арина.
– Двор был пацанячий, мальчишки были постарше меня. Петр Иванович начал их обучать, а меня не хотел брать. Я была выше своих сверстниц и крупнее, мальчишки по дружбе отрабатывали на мне приемы. Через год я достала учителя и он взял меня в группу. Я была единственная девчонка. Потом мы ездили в Нижний Новгород, там проходили всероссийские соревнования по русским ратоборствам. Оказалось, что во всей России ими занимаются 15 женщин – на несколько тысяч мужчин!
Русский бой делится на несколько пластов. Первый – русская здрава. Это целое мировоззрение: что такое природа, какие стихии живут в теле человека, как они взаимодействуют. На основе здравы возник ряд гимнастик (назовем так, хотя я это слово не люблю): гимнастика живы, мары, ярилы, лада, свиля, любжи – то, что дошло до нашего времени. Системой свиля, например, может овладеть даже ребенок. Это, с одной стороны, красивый танец, с другой – система приемов, возвращающих телу естественную гибкость и заставляющих вспомнить, как можно стечь с любого препятствия, в том числе с ударов: стекаешь как вода.
У нас с советского времени идет пропаганда восточной культуры (карате, кикбоксинг, ушу). Хотя тот же НКВД пользовался тайно русскими ратоборствами. Дело в том, что их система рассчитана не на татами, не на ринг: это живой бой, помогающий на улице противостоять пятерым отморозкам.
В русской системе боя нет меряния грубой физической силой. Когда я пыталась преподавать русский бой сама, лучше всего велесову борьбу (это ближняя борьба, броски, захваты) освоила девочка ростом 154 сантиметра и очень круглой комплекции. Здоровенных мужиков под два метра кидать через себя лучше всего получалось у нее: она принципы стихий усвоила и начала применять.
На Руси женщины умели драться не хуже мужчин. Когда мужчины уходили на войну, кто защищал село? Большинство оберегов – оружие. Например, кокошник делался из листового железа, внешний край его загибался, а сзади имелся подзатыльник. Просовывая под него руку, кокошник можно использовать как кастет. А кика рогатая из дерева весила до семи килограммов! Обязательный элемент русской одежды – пояс. А на конец вешалось пряслицо – камешек с дырочкой. Пояс длиной три метра – чем не кистень?
Арине не нравилось, как преподают русский язык в школе: заставляют заучивать скучные правила, но не объясняют, почему нужно именно так склонять и почему именно такое окончание, почему у разных слов похожие корни. Тут явно чувствовалась какая-то тайна.
– Я пошла на филфак, чтобы понять, откуда пошел русский язык. Когда у нас начался старославянский, весь курс выл, а я плясала от радости: вот он, первый ключик к пониманию языка. На пятом курсе поняла, что необязательно заучивать правила: все гораздо проще и детям это можно объяснить.
Дипломную работу я посвятила этому и русский язык в школе начала преподавать по-другому: не заставляла учить правила. Мне дали два класса коррекции: два хорошиста на два класса и пятеро троечников, остальные двоечники. После девятого никто не ушел двоечником. Педагогам с годами становится просто лень преподавать интересно…
Арина занимается рукоделием, вышивает русские рубашки, в них же и ходит. Показывает свои произведения: классические русские торбы и чехлы на мобильный с вышитыми оберегами, шкатулки из бересты, бранницы – ритуальные полотенца с изображением родового древа, куколки-обережки, пояса, плетенные на вертышках, очелья.
Объясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Много изделий из бисера. Оказывается, зернь изготовляли еще во втором веке до нашей эры. «Угадай, что это такое», – показывает маленькую штучку из бисера, сверкающую, как драгоценность. Это, оказывается, позвонок из гусиной шейки, на него клубки наматывали. Подобные бытовые мелочи, но с обязательным обережным назначением, хранятся и в музеях.
– Куколка-обережка раньше была у каждого ребенка и женщины, – Арина рассказывает старинную сказку про девочку, которой мама перед смертью оставила такую куколку и наказала: «Будет трудно – ты ее напои, накорми да совета спроси». И куколка помогала.
Изучая русскую культуру, я начала искать соответствующую литературу. Мне везло и на книги, и на людей. В 1997 году мы ходили на Молодецкий курган, один парень сломал ногу, кость вылезла, а до ближайшей больницы километров сорок. И тут подходит к нам бабушка в длинной клетчатой юбке, платочке (травки собирала) и говорит: «Давайте помогу». И она стала петь, гладить ногу. Александр начал присыпать, и она ему вправила кость руками и зашила обычной иголкой с ниткой, достав ее из подола. И он не издал ни звука, кровь моментально остановилась.
Я до сих пор помню это состояние полусна-полуяви. И она стала уходить, я вовремя очнулась и побежала за ней. Остановила и спросила, что за песню она пела. Бабушка говорит: «Тебе отдам», и проговорила эту песню. Я ее потеряла и много лет не могла найти, а в 2003 году, когда мы собирались на семинар по народной культуре на озеро Чебаркуль, мне эта песня вспомнилась. Я знаю, что раньше не правили кости, а ладили. Та бабушка, ее звали Акулина, объяснила, что тело надо ладить, как хлеб. Кто хлеб делал, все эти движения знает…
Возможно, кому-то покажется, что у Арины просто есть экстравагантное хобби, но сама она с этим мнением не согласна.
– Это не хобби, это образ жизни. Я встаю рано, читаю славу богам, хожу по росе. Я живу русской культурой, не могу готовить пищу, чтобы не сказать страву (это приветствие, заговор). Когда готовлю каравай, с квашней разговариваю: у меня тесто поднимается в пять-шесть раз. Я езжу с семинарами по разным городам, и у нас в городе есть несколько групп, занимающихся русской культурой, я со всеми ними общаюсь.
Есть группы, изучающие славянский семейный уклад, я им рассказываю о любомудрии – науке по созданию семьи. Если лад в семье, нет конфликта полов, возрастов. Есть группы, занимающиеся кулачным боем, есть мастерицы-рукодельницы, интересующиеся обережьем, которым я не столько преподаю технологию, а рассказываю, как читались знаки. Я программу специальную разработала, меня с ней приглашают в Москву, Киев, Харьков. В Москве на семинар по русскому обережью пришли парни, которые хотят заняться резьбой по дереву, сделать свой дом обережным.
Я рада, что люди увидели и осознали: утратив корни, их дети превращаются в бездуховных зомби. Сейчас по славянскому календарю начался век Будимира (петуха) – начали просыпаться. Если ты себя сумеешь изменить, то и твои дети изменятся, в каком бы возрасте ни были. А к чужой культуре бросаться бесполезно: тебе ее на сто процентов не откроют.
Девяносто процентов литературы по китайскому массажу, иглоукалыванию – фуфло!
Богу – богово, кесарю – кесарево, а русскому – русское.
Дерево без своих корней существовать не может, а любая нация – это родовое древо. Недаром на Руси центральная балка в избе была в виде древа и вешалась бранница с изображением собственного родового древа.
Русская культура интересна тем, что она очень целостная: одни принципы используются при создании заговоров, обережных вещей, то же используется и в бое, и в воспитании. Слава Богу, люди этим начали интересоваться. В прошлом году в Адлере на вече было четыре тысячи человек: ученые, писатели, художники, представители издательства, которые издают славянскую литературу.
Движение по возрождению корней сейчас идет на Украине, я была в приятном шоке, съездив туда два раза. Мы один народ, и этот народ за объединение, даже территориальное. На вече было много украинцев, были волхвы. Двое из них родились в этой традиции. Волхвы – реальные люди, хранители традиций, сохранившие основы веры, а самое главное – сохранившие не просто внешнюю форму, а понимание.
– Арина, а ты себя не считаешь тоже, ну, как бы волхвом?
– Волхвом себя нельзя считать. Волхвом нужно родиться как минимум или идти по этому пути всю жизнь.
– Но ведь следование русским традициям с детства определяло и твой путь...
– Я себя не могу так назвать, это слишком большая честь. Меня так называют, на Украине, в частности, – волхвиня. Но я просто человек, иду своим путем и хочу, чтобы людей, которые занимаются русской культурой, было как можно больше…
Целительство – это целостность, единство тела, души и духа, и народная медицина очень отличается от традиционной и чаще дает гораздо лучшие результаты, она помогает понимать причины заболеваний.
Староверы Алтая, Южного Урала и других регионов общаются между собой. Здравица – подобие гимнастики, но связанная с древней мифологией, в здраве есть понятие о правильном питании, сведения по травничеству и многом другом. Официальная наука мало изучает народный опыт, относится к нему небрежно.
Древние знания несут глубокий смысл, но современные люди не знают дешифровки, а русские сказки часто указывают путь к решению конкретных проблем, описывают житейские ситуации.
Они служили элементом морально-нравственного воспитания, сейчас немногие берутся за то, чтобы помочь люди расшифровать их. Любое знание становится ценным тогда, когда становится умением, используется для развития ума.
Плохих людей не бывает, считает Арина Никитина, бывают иные, и необходимо понимать это, становится вежественным (веже – свой путь), невежественный – тот, кто не уважает путь других.
Не существует истинного знания, существуют разные пути в разных родах, каждое дело необходимо начать с того, что познать себя. Пять – число тела, шесть – число души, семь – число духа, восемь – бесконечность, девять – перерождение. Наш мир начнет восхождение к свету с началом нового цикла.
Задача для каждого человека сейчас – выбрать тот духовный путь, по которому ему предстоит идти. Каждый должен осознать ответственность за себя, каждый поступок рождает определенный выбор в будущем. Арколы славянского мира – в виде звезды рода, алатыря.
Силы даются только тому, кто их использует, и славянские мужчины должны объединиться, иначе аркол (центр силы) потухнет.