✔ ДЕНЬ БОГА ѦРОВИТА.

✔ ДЕНЬ БОГА ѦРОВИТА.

В Лѣто 7523 отъ С.М.З.Х., Месяца Веилѣтъ (Посева и Нареченiя), двенадцатяго дня, во всех Родах Славѧнъ и Арiевъ почитают день Бога ѦРОВИТА. Богъ Ѧровитъ у западных славѧнъ был Богом весенних гроз, туч и Вихрей и отличался воинственным характером. Его имѧ дословно означает «Ѧро» – Ѧростный, активный, а «ВИТ» - ВИхрь То, или по другому стремительный Духъ (то есть Ѧростный воинственный Духъ воина).
У его идола был большой щит, покрытый золотом, почитаемый за святыню; были у него и свои знамена. С этим щитом и знаменами выступали в военные походы. При этом он был и покровителем плодородiя, разделяя эту обязанность с Ярилой.
От лица Ѧровита - небеснаго воителя жрец произносил следующiе слова при священном обряде: «Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листами; в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это я дарую чтущим меня и отнимаю у тех, которые отвращаются от меня».
Существует славѧнская легенда о том как воин богатырь Ѧровит достиг уровня Бога.
«Однажды отец Богов и Богинь Сварог посетил землю под видом странника. Смотрит: возвращается из краев славянских большой отряд басурман с богатой добычей. И пленных гонят множество - красивых дев и отроков. Но тут, откуда ни возьмись, налетел на басурман, как туча, сильномогучий богатырь. Где ни взмахнет мечом - там улица, где ни ударит копьем - переулочек. Долго и неустанно бился он с вражьей силою и наконец одолел всех до единаго. Одолел, пленникам путы развязал, накормил-напоил из запасов басурманских, а сам до куска хлеба даже не дотронулся.
Подивился Сварог такой немыслимой удали, приблизился к богатырю и говорит: - Как тебя звать-величать, буй-тур молодец? - Ѧровитом батюшка с матушкой назвали. - Смел ты и силен, как молодой бог. А ежели бы ты и впрямь стал Богом, на что бы силушку потратил? - Вижу, совсем не прост ты, странник, - богатырь ответствует. - Уж коли выпала бы мне доля божественная, то украшал бы я землю-матушку по весне травою-муравою, а деревья и кусты - зеленою листвою. - Отменное занятiе, - сказал Сварог. - Но это по весне, Ѧровит. А в другiе времена года? - А лѣтом, осенью и зимою - да и весною заодно! - устилал бы я землю-матушку телами басурман поганых. - Вот такого-то бога мне в небесах и не хватает! - воскликнул Сварогъ и вознесся вместе с Ѧровитом в Ирий-сад»
Раньше на день Бога Ѧровита славяне обязательно собирали в полях и лесах лечебные травы. Считалось, что именно в этот день они приобретали активную (ярую) лечебную силу.
А вот такiе песни пели болгары – помаки , когда собирали растенiя по горам:

Песня
Старая Дрѣвница (друидеса- жрица леса) пришла на село, ко дворам да прокричала: «Эй ты, старая Вѣдьма (т.е. она звала ведающих матерей. Вѣдающая Мать-Вѣдьма, так называли в старину мɣдрых женщин познавших леченiе травами)! По утру рано, перед зарёй Ясное Солнце уже на небе, но ещё не греет и не ласкает. А у нас сегодня день, Ѧровита.
Как приходила в этот день Жива Юда самовила, на гору с Ѧровитом и садились они под деревом, где ясный родник-кладенец. Жива Юда воду брала, живую воду чудесную, лечебную и так Богу службу служила водой его поила в Ѧровитов день. А потом из золотой чаши травы и деревья этой водой поливала и живой силой с Ѧровитом Богом их наделяла. А младые девчата травы эти собирали, дрѣвные ветки отсекали, и в города и села их посылали. А там цари и волхвы ими людей исцеляли. Но нынче Юда рассердилась не спускала златую чашу и чудо-водой лечебной травы не поливала, так как солнце их не согревало.
И тогда Мать Солнца ему промолвила: «Ой, Солнце родной сынок, что ты не пригреваешь, а на небе всё играешь». Солнце в ответ ей говорит: «Ой, мати, как же мне пригревать. По утру будет день, Ѧровита. Вот тогда как взовью тонкую саблю, как пущу лютую стрелу, чтоб спустилась золотая чаша, да прыснула чудо-водой, лечебной, на гору».
Услышала это старая мать, да крикнула: « Ой, Юда Жива где же ты? Солнце уже встает жизненную силу свою земле отдает». И тогда Юда златую чашу наполняла да Ѧровиту Богу чашу подавала, да слово ему сказала: «Ой, Боже родной братку, пей студёну воду, но чуточку воды оставь, три капельки на дне чаши, я отнесу их на небеса, во дворец ведь пришел твой день, Ясное Солнце играет, но пока не согревает». Так ему Юда говорит, и Бог воды напился, и ей же чашу подаёт, а в чаше, чудо - вода.. Вспорхнула Юда на небо тогда, к Солнцу, а там матерь его сидит, и ей говорит: «Ой, Юда Жива. Знаешь ли Юда, не знаешь, ведь нынче уже Ѧровитов день.
Девчоночки уже на горе, ветки не секут, тебя ждут, ты им чудесной водой прысни, лечебной». Входила Юда во дворец, к Солнцу, златую чашу подала да Солнце всё играет, в десной руке злата чаша и с неё прыскает на гору, чудесной водой, лечебной. Так старя Дрѣвница Вѣдьме пропела и выслушав её, та на гору быстро взлетела, и видит, девчоночки заснули, задремали, ветки не секут божьего сигнала ждут. Будит Вѣдьма их, будит, а они не пробуждаются!
Вѣдьма тогда догадалась, и в село опять спускалась, да млад удальца Друду с собой брала. Заиграл Друид на кувикле, и на гору они взошли, тут девы и пробудились, от дрёмы поднялись, да на дерево забирались и ветки его секут, а Друид на кувикле свистит, а Вѣдьма нитки всё сучит. Девушки же умаялись, да попадали на ветки, а в устах у них златая пеночка, и они пеночкой ветки золотили и Вѣдьме их дарили она их собрала и в чувал покидала, и отправилась в Стольный город, к царю и говорит: «Ой, царь млад боярин, Ясно Солнце рассердилась, что жертву в коло (в круге) Богамъ не воздали. Ведь пришел день Ѧровита Бога, а ты всё спишь без просыпу! Я же тебе, царь, дрѣвны ветки не отдам, чтоб ты лечил млад удальцов да девушек, болезненных! Что, царь, на эта скажешь?»
Царь ей в ответ так говорит: «Ведьма, старая Дрѣвница, я сам не знал, не ведал, что сегодня Ѧровитов день! Днесь ему жертву воздам. Тебя я мольбою молю, отдай мне древны ветки, ветки лечебные, чтоб вылечить девчёночку которая слегла, мало время уже три месяца. Как жертву стану я воздавать, она песню запоет, чтобы Солнце восславить и Живу Юду Самовилу с Ѧровитом Богом прославить, которая прыснула чудесной водой лечебной, той же, что сам Богъ пил, под деревом, под кизиловым». Вѣдьма веток ему не дала, а сама во дворец пошла, где лежит девчоночка. Да ей же слово говорит: «Девчоночка, ты вставай! Дɣша уже твоя намаялась, Дɣшу свою с Богами соединяй».
Вѣдьма тут догадалась и златою слюной плюнула, и в неё попала, прямо в уста. Уста озолотились, да осеребрились, и с постели дева вставала, и такое слово отцу в сердцах сказала: «Ой тятя, ты же, царь-отец! Днесь настал, день Ѧровита - Духовъ - день. Ясное Солнце играет, тонкую саблю взвевает, лютую стрелку пускает, а ты всё сидишь, и Ясное Солнце не славишь да не чтишь! Да ты скорей, тятя, пошли, дрѣвны ветки, лечебные, и будешь сам лечить, и тебя похвалой все будут хвалить, что ты лекарь молодец».

Женщин, когда они возвращались с горы в село с травами в руках, ожидали поселяне, которым они лечебные травы и раздавали.

Слава Ѧровиту Богу нашему!