Собственный доходный дом архитектора Н.П.Басина в Санкт-Петербурге на площади Островского.
Собственный доходный дом архитектора Н.П.Басина в Санкт-Петербурге на площади Островского.
Город Санкт-Петербург – это настоящий кладезь архитектурных изысков, причем, каждый их них относится к разному стилю и эпохе. Здесь, у каждой улицы своя история, дополненная памятниками, монументами, красивыми сооружениями и старинными домами, многие из которых являются объектами культурного наследия.
В 1879 году, на площади Островского был построен необычный, отличающийся от других зданий, дом архитектора Николая Петровича Басина. Это был его собственный доходный дом, созданный по его же проекту.
Дом в неорусском стиле прекрасно вписался в панораму окружающих его улиц. Фасады дома отличаются красивыми разнообразными рисунками на окнах: здесь резные «полотенца», кокошники и столбики-кубышки. Все эти декоративные элементы создавались по рисункам архитекторов И. П. Ропета и Н. Н. Никонова.
Это пафосное здание, с красивейшей декоративной отделкой, как и раньше, привлекает внимание практически всех прохожих.
По поводу дома Басина споры до сих пор не утихают. Его выделяют из окружающей застройки площади Островского живописный силуэт и насыщенность декора. Почему он получился таким необычным? Возможно, архитектор Басин хотел посоперничать с рядом стоящими шедеврами Росси. Он как бы игнорирует ансамбль Александрийского театра, созданный в эпоху классицизма. Особое украшение фасада дома — рельефные петухи, будто бы перенесенные с русских полотенец. Они стали знаковым элементом национального стиля в архитектуре, за обилие мелких деталей прозванного современниками «петушиным».
История создания дома Басина
Собственный доходный дом архитектор Н. П Басин построил в 1878–1879 годах. Зодчий не побоялся стилевого столкновения с окружающими его здание памятниками архитектуры и создал проект в модном тогда «русском» стиле. Тогда стали появляться шедевры русского зодчества, которые, впита в европейский опыт, выдавали и свою удивительную фантазию.
Пятиэтажное здание имеет два фасада, что придает ему объемность, позволяющую соперничать с соседним зданием театра. Еще больше объема добавляют дому эркеры (особенно угловой), увенчанные башенками. Очевидно, что в основе архитектурного решения лежит древнерусское зодчество. Каменное «узорочье» создает богатую пластику фасадов. Множество деталей украшают фасад, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро украшены лепниной, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки.
Лепные узоры здания напоминает деревянную церковь. Говорят, что тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич Александр Александрович — будущий император Александр III, — именно в эти годы, сразу после турецкой войны, освобождения Болгарии, первым из Романовых отпустил бороду, демонстрируя стремление к национальным традициям, а вскоре одел армию в сапоги и широкие шаровары.
В отремонтированном доме поблизости с Александрийским театром сейчас живут представители творческой элиты Санк-Петербурга: актеры и режиссеры.
Адрес: площадь Островского, дом 5
Как найти: станция метро «Гостиный двор»