Финский овин
Финский овин
При раскопках части мерянского Сарского городища в 1929 г. Д.Н. Эдинг обнаружил остатки десяти строений. Исследовался край центральной части городища, расположенный на склоне холма. Одно из них, строение №9, раскопанное не полностью, по находкам (сварной трехслойный нож, застежка-фибула с гранчатыми головками, стертая монета-подвеска - серебряный среднеазиатский дирхем) датировано X веком. Одна из его частей, центральная, размером 5,5 на 2 м. более чем на метр углублена в землю, посередине ее расположен развал камней от очага или печи. Боковые части почти не были углублены. По мнению А.Е. Леонтьева, эта постройка, вероятно, овин.
Что, впрочем, большинству из нас мало что говорит. Лично у меня это слово связывается лишь с "овинниками" - полосами покосов (лужаек), расположенными за огородами в нашем селе. Сейчас, однако же, и от них уже нигде не осталось следа, да и почти не остается людей, помнящих об их существовании. Но сто лет назад наши деревни выглядели несколько иначе. Как на фото начала ХХ в. вверху. На нем изображено село Веськово у мерянского Клещин-озера под Переславлем-Залесским.
Позади домов и овинников располагались строения, предназначенные для обмолота, сушки и хранения зерна - гумна, овины и риги, амбары. Их хорошо видно рядом с запасенными на зиму стогами сена. В конце лета, когда женщины вручную серпами сжинали на полях колосья и связывали их в снопы, а мужчины свозили хлеб к деревне, то прежде чем начать молотить - снопы на нашем холодном и влажном севере нужно было еще и высушить.
Тут-то и пригождалась особая постройка, зафиксированная этнографами и археологами у коми, мордвы, марийцев и у потомков веси и мери - русских Верхнего Поволжья - ямный овин. С виду - обычное деревенское строение, сруб побольше банного. Но под срубом скрыта большая яма - подземный этаж. Там посередке - очаг, топящийся, разумеется, без трубы, по черному. В полу проделаны пазы, через которые горячий дым поднимается кверху. А наверху, на сушилах - каркасе из жердей, под крышей - развешиваются снопы нового урожая. Топили овины пнями и корягами - чтобы дольше горели и больше давали тепла. С овинами и ригами (от финского riihi - сарай для сушки и обмолота зерна)в поволжско-финском, среднерусско-финском и коми-фольклоре связаны многочисленные поверья и обряды, они считались местом, служащим для контактов с иным миром, для магии.
Мы с вами сейчас можем лишь представлять себе наполненный снопами овин, его запах - запах дыма и спелых колосьев, потрескиванье дров в темном подовинье и шуршание соломы в глухой тишине осенней ночи.
А вот так, собственно, выглядит сохранившийся в Нижегородском музее деревянного зодчества ямный овин из деревни Михайлово в округе села Урень, из марийских земель за рекой Ветлугой: фото 1.
а это схема его внутреннего устройства: фото 2.
Но это самый простой вариант ямного овина, а с учетом того, что на окраине Сарского городища стоял комплекс из нескольких строений, стоящих буквой "П", он мог выглядеть как-то так, с примыкающими амбарами и гумном, как в заповеднике "Малые Корелы" под Архангельском: фото 3.