Вызывание дождя
Вызывание дождя
Существуют обряды, которые, как уже было сказано, нельзя отнести к обычному кругу семейных и календарных ритуальных действий, например, вызывание дождя. В таких обрядах используют кукол «Русалок», обращение к помощи которых, по народному верованию, способствовало урожаю.
Девушки клали куклу в «гроб», с громкими песнями несли её к реке и бросали в воду. Такие действия производили во время засухи, имея целью вызвать дождь. Со всей очевидностью можно утверждать, что перед нами – чрезвычайно архаичные следы древнего обряда принесения человеческих жертв. Куклы-подобия заменили реального человека чрезвычайно давно, но формы и цели жертвоприношений, даже приобретя внешнюю христианизированную окраску, остались прежними.
Заместительная магия кукол
Текстильные обрядовые куклы являются видимыми воплощениями божеств, духов болезней и иных мифологических персонажей. Это также символические двойники реальных людей, вместилища их жизненной силы. Такие куклы выступали в качестве изображений, замещающие человека в ходе ритуалов (в основном родильного и погребального циклов), в чём проявлялся один из основных законов архаического сознания и традиционной магии - закон подобия.
Как мы уже говорили, когда на Русском Севере парень уходил в армию, делали куклу и прикрепляли её к внешней стене избы Если с куклой что-нибудь случалось, в этом видели предвестие несчастья. Возможно, этот древний обряд, параллели которому можно найти во многих русских сказках, первоначально имел цель хранить ещё и «внешнюю» душу в безопасном месте.
В славянской традиции такое дублирование может рассматриваться как «недостаточная операция», так как в символическом смысле два всегда стремится к трём. Например, сербы верят, что если в семье в один год умерло два человека, то должен умереть и третий. Чтобы этого не произошло, в могилу со вторым зарывали куклу или голову заколотого барана, петуха и т. п. Тем самым восстанавливается граница между мирами, нарушенная первой смертью. Куклу или мерку отца подкладывали в гроб самому опасному покойнику, умершему ребёнку как предел продолжения роста. В куклу должна была перейти неизрасходованная жизненная сила ребёнка. Кукла, изначально лишённое жизненной силы существо, создавала своеобразную паузу, пустоту, перекрывающую канал между миром жизни и смерти. Она играла роль изолятора, при помощи которого восстанавливалась граница, нарушенная первой смертью.
У хантов и манси бытовал обычай делать куклы-вместилища душ умерших, которые живут в куклах, пока не возродятся в каком-либо ребёнке. Деревянную куклу одевали и ставили на постели умершего. Во время ритуальной трапезы к ней в первую очередь придвигали кусочки пищи. Кукла считалась противоположностью двойника покойника, который может причинить вред семье умершего. Кукла ведёт борьбу с двойником и охраняет от него юрту.
Славянской параллелью этому обряду в повествовательном фольклоре может служить сказочный сюжет «Василиса Прекрас ная». Мать оставляет дочери куклу, которая как бы замещает её, Кукла – вместилище души матери – помогает Василисе победить Ягу. Здесь кукла «информационно» насыщена, она выступает посредником в диалоге мать – дочь (жизнь смерть). Кормление обеспечивает куклу жизненной силой, необходимой для нормального контакта. После этого кукла обретает способность говорить, давать советы, даже помогать действием.
Представление, что душа человека, заключённая в кукле, должна возродиться в новорождённом, проявилось и в другой русской сказке, «Терёшечка и ведьма»: «Старик со старухой сделали колодочку, завернули в пеленочку, положили в люлечку, и вместо колодочки стал расти сынок Терёшечка...»
Во всех традиционных культурах Тюменской области, как только ребёнок появлялся на свет, повитуха совершала ряд магических обрядов по его защите. Сразу после рождения повитуха ханты подносила новорождённого к горящему очагу, чтобы богиня Анки-Путос взяла его под своё покровительство, приобщая младенца к «своему» огню. Там же в дар богине огня повитуха сжигала куклу, изготовленную из крестообразно скреплённых берёзовых веточек и одетую в красный халат. У юганских хантов одетую куклу сжигали сразу после родов, что символизировало своеобразный обмен - вместо родившегося ребёнка в дар Анки-Пугос посылали эту куклу. По поверьям коми-пермяков в гроб умершему обязательно надо положить семь кукол, иначе он может увлечь за собой в могилу семь человек.
Для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей использовали магический приём, называемый «обман». В южнославянской традиции в этих целях широко применялись основанные на обманных мотивах ритуалы защиты новорождённого в семьях, где «не живут» (т. е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба не унесла ребёнка, её старались обмануть, ввести в заблуждение. Изображали дело так, будто родился не ребёнок, а волчонок или дьяволёнок, что ребёнок не родился, а был найден или куплен (т. е. он – не тот, кого должна забрать смерть), или что ребёнок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей. Все эти мотивы получали своё воплощение в обряде: в течение семи дней возле роженицы лежала кукла – запелёнутый валёк для глажки белья, заменяющий и имитирующий ребёнка.
Детские текстильные куклы служили наглядным своеобразным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире. Детские игры наделялись магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: если дети много и усердно играют в куклы – будет в семье достаток.