Продуцирующая магия кукол
Продуцирующая магия кукол
Кукла «Зерновушка»
Для того чтобы в доме сытно и богато было, делали куклу «Зерновушку» («Зернушку», «Крупеничку»). Её изготавливали после сбора урожая. В основе такой куклы был мешочек с зёрнами, собранными с поля. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. Ставили куклу и на ларь с мукой.
Первые горсти отборного зерна для посева брали именно из «зерновушки». После уборочной страды куклу-мешочек опять наполняли зерном нового урожая. Считалось также, что эта кукла поможет женщине стать матерью.
Кукла «Богатство, плодородие»
Она представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями. В Воронежской губернии такую композицию преподносили молодожёнам в качестве подарка.
Кукла «Десятиручка»
Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома был порядок и достаток. «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось.
Куклу-хлопотунью с десятью руками дарили женщинам на «Филипповку» (Филипповский пост начинается 27ноября) им, в качестве пожелания везде успеть, всё сделать. Такую куклу называли ещё Расщеперённой или Расщепухой. В этом случае её делали из мочала или из соломы.
Кукла «Домашняя Масленица»
Эта кукла бытовала в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в дом. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.
«Зольная» кукла
«Зольную» куклу дарили молодым на свадьбе вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Это древний символ продолжения рода, посредник между тем и этим мирами. Зольная кукла воплощала собой дух предков, обращённый к потомкам. Зола издавна символизировала домашний, а изначально родовой очаг. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства.
Существовали также специальные тряпичные куклы, в основе которых было берёзовое полено, применяемое в свадебных обрядах. Согласно требованиям продуцирующей домашней магии, их клали новобрачной на колени, чтобы к женщине приходила материнская сила.
По случаю предстоящей свадьбы в Сибири изготавливали особые свадебные куклы. Их шила мать невесты. До свадьбы молодые не должны были видеть приготовленных для них кукол. Во время свадебной церемонии мать невесты отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их молодожёнам с пожеланием благополучия и чадородия молодой семье. Большая кукла оставалась в её доме.
Кукла «Андропушка»
После уборки зерновых хоронят в земле куклу из соломы, одетую в мужскую одежду, как бы консервируя плодородную силу земли, которой предстоит воскреснуть грядущей весной. Плодородная сила земли здесь предстаёт в мужском образе, что однозначно указывает на древность представления.
Защитная магия кукол
«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья.
«Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.
В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.
Известны и другие варианты изготовления серий защитных кукол. Например, перед самыми родами женщина изготавливала тринадцать маленьких куколок для защиты своего ребёнка. Они висели в хате у трубы, и если ребёнок заболевал, то мать договаривалась с одной из кукол о содействии в выздоровлении. Прося о помощи, женщина говорила, что если кукла не поможет, то она выставит её за порог, где холодно и голодно.
Кукла «Пеленашка»
При рождении ребёнка в родильном обряде «Кубатка» применяли куклу «Пеленашку». Желая отвести беду от новорождённого и роженицы, ребёнка сразу же после рождения прятали в хлеву или в чулане. В это время муж переодевался в платье жены и занимал её место в постели. К стонущему мужу подкладывали спеленатую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и малыша.
Кукла «Столбушка»
Аналогично «Пеленашке» в родильном обряде «Кубатка» использовали тряпичную куклу «Столбушку». Для отвода глаз злым духам её подкладывали взамен младенца стонущему мужу роженицы.
Вепсская кукла
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». Эту куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
Кукла «Куватка»
Раньше считалось, что висящая над кроваткой ребёнка «Куватка» отгоняет всякую злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать, помещала такую куклу-оберег в колыбель, чтобы кукла согрела её. Когда ребёнок рождался, «Куватку» вешали над колыбелью.«Стригушка»
Самая распространённая детская кукла для игр – «стригушка». Делали её из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребёнка и, чтобы он мог играть с чем-то, пока мать ра ботает, делала ему куклу из травы и головного платка. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Если ребёнок болел, в такую куклу вплетали лечебные травы, и, когда ребёнок играл с ней, запах трав оказывал на него целительное действие – своеобразная народная аромотерапия.
Кукла «Бессонница»
В славянской традиции для избавления от «ночниц» детей купают в настое различных растений или окуривают этими растениями; делают из тряпок или пелёнок кукол, ставят по две-три штуки на каждое окно, подбрасывают в чужие телеги на базаре.
Самую простую куклу «Бессонницу» делали из квадратных кусков ткани или двух головных платков. Голову куклы набивали мятой или другой успокаивающей травой. При этом в процессе изготовления читали заговор «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой».
Кукла «Козьма и Демьян»
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы «Кузьма и Демьян». Кузьма и Демьян – реально существовавшие личности. За добрые поступки их возвели в ранг святых, Впоследствии возникла традиция делать в их честь кукол, которых сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благо и здоровье.
Согласно новейшим исследованиям, слившиеся в народном сознании в одного святого (иногда даже почти бога) «Кузьмодемьяна», эти святые заменили едва ли не важнейшего из славянских богов – Сварога, небесного кузнеца, культурного героя (порою отождествляемого даже с богом-Творцом).
Именины Кузьмы и Демьяна (именуемые восточными славянами «Осенние Кузьминки») празднуют 14 ноября. Кузьму и Демьяна считают покровителями и защитники семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же являются покровителями ремёсел и ремесленников, особенно мастеров кузнечных дел. Куклы были сугубо ритуальными, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.