Рушник
Рушник
Часто самые простые, на первый взгляд, вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю традиционного использования их в народных обрядах. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, у славян сопровождало и оберегало человека всю жизнь.
Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней держался весь дом: готовка, стирка, уборка, уход за животными и воспитание детей.
Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец, ширинок и столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах. Не могу свидетельствовать за все области, но на Нижегородчине обычаи и сейчас такие.
Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости обычно именно по ним судили о трудолюбии, усидчивости, художественном вкусе девушки. Заодно и об аккуратности, ибо вышивать нужно уметь так, чтобы ни единого узелка найти было невозможно. Естественно, в такие дни ухажёры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались рукоделием.
Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были своего рода метрикой невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись знаком родства женщины по материнской линии. Дело в том, что у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду принадлежит женщина.
Полотенцами молодая жена обозначала своё пространство, входя в новую семью. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца снохи. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага на вышитом полотенце.
Полотенца вешали на окна, зеркала, на крючки по стенам. Отсюда их называли: занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники. Длина полотенец обычно составляла от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.
Некоторые полотенца изготавливали сообща и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке льна. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким это было испытанием для молоденьких барышень-крестьянок? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий.
Уроженка севера Нижегородской области, я впитала это всё со вкусом парного молока. Поэтому так велик и неподдельно искренен мой интерес к изучению народных традиций, преданий. Бабушка мне казалась жутко строгой, она усаживала меня за ткацкий станок и вышивку лет с пяти – всё, как положено. Причин она не объясняла, но узелки на изнанке вышивки проверяла весьма тщательно. Полотенца – и бабули, и мои – живут в нашем доме и сейчас. Они – память о бабушке-рукодельнице и о моём деревенском босоногом детстве с травой в овраге, земляникой, хвойником, веточками берёзы над дверью да рушником в красном углу на Троицу.
Мало кто воспринимает сейчас полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторые важные в жизни моменты полотенца как предмет торжественного ритуала используют и сейчас.
Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека. Поэтому-то я думаю, что нужно возобновлять традиции вышивок и плетения кружев. У каждой невесты должен быть свой, а не взятый «на прокат» у рукодельных соседок рушник. Человек сам творец своего счастья и судьбы. Всё в этой жизни имеет значение и смысл. Всё сплетено в веках невидимыми нитями.
В старину вышитыми полотенцами (рушниками) рук не вытирали,это были обрядовые вещи и использовались на годичных праздниках ,а так же на свадьбах,родинах,похоронах,в кризисных ситуациях (при болезнях,эпидемиях и т.д.).
Для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником.
О малом размере полотенца для рук говорит пословица - одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться.
Настоящий же рушник при ширине около 35 - 40 см имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Впрочем, дальнее родство со словом рука возможно. Анализ семантического поля всех русских слов с корнем "руш", "рух" наводит на мысль, что первоначальный смысл был приблизительно таков: нарушение, изменение любой ситуации или предмета путем решительных действий преимущественно руками:
Отрушить сукна - отрезать;
Не руш - не тронь;
Рушать крупу - драть, молоть, дробить;
Рухъ - беспокойство, набат;
Рухнуть - бросить, опрокинуть, низвергнуть;
Рухольня - рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, то есть место для рукоделия.
Обычно их хранили в сундуках и доставали только в особых случаях,а затем убирали,но висели рушники и в "красном" углу(алтарный домашний угол).
Незамужние девушки вышивали рушники в большом количестве,ведь они шли в приданное и требовались для свадьбы и в будущей семейной жизни.Требовалось заготовить множество рушников-даров жениху,свадебным дружкам,отцу жениха,крёстному отцу,дяде,деверю(брату мужа) и даже дальним родственникам,присутствующим на свадьбе.Дружки нередко были обвешаны сразу несколькими рушниками.
В случае каких либо несчастий, бед, на святилищах делали приношения,в число даров непременно включали и рушник,которое не только являлось оберегом ,но и являлось особым сакральным предметом,осуществляющим связь между Явью и Навью(миром явным и потусторонним,"тонким").
В народных сказках это очень хорошо отражается:"Махнул полотенцем,сделался мост","появился сад" и т.д.
В народном обычае использовались рушники и во время похорон.Их вещали сразу после смерти над головой покойного,за окном, рушником накрывали гроб, который потом на рушниках же опускали в могилу.
На свадьбе рушники не только дарили, но и украшали свадебный "поезд", их вешали на стенах в избе, где сидели молодые, молодые выходили из дома во двор, держась за полотенце, а при свадебном обряде их руки нередко связывали рушником, в знак того, что их сердца и жизни теперь соединены неразрывно.
Во всех этих случаях с помощью рушников (полотенец) осуществлялся обряд перехода из одного статуса в другой.
Всему своё время,всему своя мера!
Быть Добру!
Документ: 41648.pptx