ЕДА ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
ЕДА ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
Здравие современного человека зависит от множества факторов, в числе которых и качество его рациона. Что мы подразумеваем под рационом? Как минимум состав продуктов, которые ежедневно появляются на его столе.
Реальность такова, что превалирующее большинство «позиций» в составе пищевых продуктов занимают всевозможные пестициды, красители, эмульгаторы стабилизаторы и, наконец, пугающая аббревиатура ГМО.
И казалось бы, «не так страшен черт, как его малюют», НО.
По данным Всероссийской практической конференции экологически ответственного бизнеса, состоявшейся в ноябре этого года в Москве, и данным Росстата, в последние годы существенно выросла заболеваемость в классах экологически обусловленных заболеваний: новообразования, врожденные аномалии, астма. Так, заболеваемость новообразованиями в России выросла с 1995 по 2010 годы на 64%, а количество врожденных аномалий у детского населения за 2000 по 2010 годы увеличилось на 78%.
Серьезный «вклад» в эту безрадостную картину вносит именно пища, некачественная, выращенная в искусственных условиях, созданная с применением химии и ставшая следствием ухудшившейся экологии.
Совсем не случайно, что органика как тренд обусловлена не только модой или жизненной философией, но и простым беспокойством за качество и продолжительность собственной жизни.
Но для начала разберемся с терминами.
Под словом «органика» мы подразумеваем продукты, которые выращиваются без пестицидов, химических и синтетических добавок, гормонов, антибиотиков и ГМО, а также соответствуют определённым экостандартам, разрабатываемым государством, сертификационными организациями, био-продавцами и отдельными предприятиями.
Стоит отметить, что на рынке мирно существуют и ложные «органические» продукты. Приставка " био-эко-органик" — прекрасный маркетинговый ход, отличный инструмент спекуляции человеческим незнанием, которым успешно пользуются отечественные производители. Отметим, что именно отечественные, т.к. на Западе сертификация — неотъемлемая часть производственного процесса.
Важно и то, что состав, который указывают на упаковках, ничего не сообщает о том, как был произведён продукт: какими пестицидами поливали поля во время роста растения, каков состав почвы, чем кормили и в каких условиях содержали коров, как часто им кололи антибиотики и гормоны. А призывающие и формирующие доверие наклейки «органика» только способствуют хаосу вокруг модного слова «органика».
В ключе сложившейся ситуации развитие рынка экологических товаров и услуг заметно активизировалось. По данным доклада ООН «World Economic Situation and Prospects-2013», мировой рынок экологических товаров остается одним из самых динамично развивающихся: его оборот составляет от 1,4 до 3 трлн. евро в год. По расчетам ООН, объем инвестиций в экологически чистые технологии к 2020 году составит $ 600 млрд. — втрое больше, чем в начале 2000 годов.
Россия так же «очнулась» от «пестицидного сна» (правда лишь в последнее десятилетие) и начала постепенно впускать на свой рынок экологически ответственных производителей.
Так, за последние 3 года ( с 2011 по 2013) валютный оборот рынка органической продукции вырос на 30 млн. долларов ( со 137 до 167). Ожидается, что к 2015 году показатели увеличатся еще сильнее и объем рынка составит 225 млн.
А между тем, любопытные факты:
-0,1% составляет доля органики в пищевой промышленности и сельском хозяйстве России
-96% органических продуктов ввозится в Россию из-за рубежа ( а у нас, между тем, огромный неисчерпаемый потенциал, впечатляющая площадь в сравнении с эко-ориентированной Германией, Бельгией, Швецией)
-45% продукции со знаком «органик» — не сертифицирована и не является таковой
-и, наконец, апогей «органической истории» — только 70 ( это не описка и нули дописать мы не забыли) сертифицированных биопредприятий работают в России
Между тем, даже ожидаемый в 2015 году закон о сертификации не решит проблемы. Ведь вновь схема будет так же корумпирована и решение и регистрации и сертификации окажется в руках чиновника. Кроме того, в законопроекте никак не прописано участие государства в поддержке биопроизводителей. А надо ли, ему, государству, поддерживать производителя, который не пытается обмануть?
В большинстве же развитых стран именно государство осуществляет контроль за биопроизводителями через сеть частных сертификационных организаций. Это одновременно и дешевле, и эффективнее. Да и сертификация позволяет получать именно субсидии и гранты на развитие честного бизнеса и производства.
«Парадокс органического земледелия заключается в том, что себестоимость производства в несколько раз ниже, чем у обычного сельского хозяйства. Причина — не приходится тратиться на покупку пестицидов, удобрений, дорогих семян, лекарств, дополнительные склады, обогрев и другие необходимые в промышленном производстве вещи. При этом стоимость продукции выше», —рассказывает Андрей Ходус, создатель первой в России экосертфиикации.
Проблема у органического рынка существует 3 ипостасях: государство, производитель, потребитель.
Изменения должны происходить на 3 уровнях. Ведь в сознании нынешнего потребителя не работает «стоп-сигнал», когда он видит много дешевой продукции. Если на одной полке лежит две головки сыра, и одна из них стоит дороже, при этом имея сертификацию качества — вряд ли именно она станет «лакомым» куском в корзине потребителя. Просто из-за цены. И из-за отсутствия осведомленности.
Если же фермер получит поддержку государства, если у него появится мотивация производить ХОРОШО и ЧЕСТНО- тогда и производство станет выгодным. И работа такая принесет плоды.
Есть ли будущее у рынка органической продукции? Безусловно есть, как и множество трудностей. Но и выход у сознательного потребителя лишь один: органика. Иначе придется не есть, чтобы выжить.