СОСТЯЗАНИЯ НА РУСИ

СОСТЯЗАНИЯ НА РУСИ
Состязания на Руси или победа духа над плотью
Яркой чертой русского народа служат созданные им на протяжении веков игры, которые сопутствуют повседневно и праздничной жизни детей и взрослых. Игра призваны воспитать волевые качества личности, они же и развлечение, и тренировки, и сама уникальная русская культура выявление и поощрение сильных духом и телом. Народное состязание воспитывает не только способность принять брошенный вызов, но и заступиться за слабого, а нередко и преодолеть слабость в себе.
Далекое прошлое наших предков не отличалось разнообразием развлечений, зато, если они и случались, то имели массовый характер. В редкие дни отдыха от тяжелого труда и защиты собственных земель, люди собирались играть, участвовать в состязаниях или просто побыть зрителями захватывающих поединков. Но не только забавами и развлечениями были для наших предков игры, они часто служили и тренировками перед боями, коих в те времена было множество. Само русское слово «забава» в этимологии своей не столько означает «развлечение», сколько «массовое событие». Как сказано выше, славяне вели постоянные войны и воинские упражнения стали неотъемлемой частью игровой культуры. Одной из самых суровых, но и самых популярных, была «кулачная потеха» или «кулачный бой».
Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII века. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов, представили им на волю: сразиться на конях или остаться пешими. И получили ответ: «мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».
Кулачные бои собирали большое количество зрителей, желающих понаблюдать бескомпромиссную борьбу. Часто такие зрелища начинались с боя один на один, «сам на сам». Одиночный поединок имел такое значение, что нередко был единственным разрешением личного спора, и даже судебного действа. В этом случае состязание называлось «поле» и начиналось возгласом: «Кто сильнее, тот и прав».
Самые выдающиеся одиночные кулачники были известны и горячо любимы народом. Бояре охотно же брали таких бойцов «под свое крыло», кормили с барского стола, осыпая подарками и милостями, а потом бились об заклад, устраивая потешные поединки до первой крови. Такие забавы скоро стали носить элемент театральности и даже представляли собой сложную систему заигрыша (раззадоривания, насмехания над противником).
Наиболее широко устраивались народные гуляния зимой, в период проведения большинства праздников. Такие потехи чаще всего проводились на льду замерзших рек и озер, что накладывало особенности на саму технику боя – бойцы стремились пробить ударами теплую одежду (тулупы, валенки).
Большинство кулачных боев проводились по правилам, за нарушение которых предусматривалось наказание и всеобщее презрение. Вот основные положения «правильного» кулачного боя:
- Биться полюбовно – не иметь на противника личной злобы;
- Не таить в руке тяжелых предметов – бой должен быть лишен любого оружия;
- Не бить лежачего;
- Не бить в спину;
- Не захватывать одежды и не ставить подножек;
- Не бить ногами.
К кулачным боям приучали очень рано. Обычно такая забава собирала все мужское население. Бой затевали подростки, потом сходились взрослые мужчины, а финале к ним подключались наиболее сильные бойцы «надежи». Но каким бы ни был бой, он продолжался до того времени, пока одна из сторон не пускалась в бегство. Победителей же чествовали, прославляли песнями и вкусно кормили. Так бой перетекал во всеобщее гуляние и веселье.
Танец же у славян создавался не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки боевых упражнений воинов, помогающих выработать выносливость, развить ловкость и силу. «Гопак», «яблочко», «казачок», «барыня» носят в себе остаточные мотивы боевых практик.
Например, один из самых известных танцев на Руси «Барыня» не сводится только к тому, чтобы станцевать с девушкой, а особое значение имеет способность не подпустить к ней в танце другого плясуна. За «барыню» двум танцорам предстояло сразиться, но не с помощью кулаков и оружия, а рассчитывая на совершенство своего танцевального мастерства. Поэтому настоящая «барыня» - это крайне сложный танец. В процессе оттеснения одного плясуна другим от партнерши не допускалось, однако не то что задеть девушку, но и напугать ее резким движением. В этом танце важен тщательный контроль над сложными боевыми переходами и четкое следование музыкальным ритмам. Все эти условия превращали боевую тренировку в настоящее искусство.
На Руси ни одна ярмарка и гулянье не проходили без состязания плясунов. Русский пляс часто имел не столько развлекательное, сколько соревновательное значение. Победителю доставался приз, величавая песня, кушанья и самое значимое, конечно, почет народа. Такие состязания предваряла длительная подготовка. В строжайшей секретности разрабатывались новые танцевальные движения – «коленцы». Ведь одной из задач русского народного пляса была способность удивить зрителя новизной и гармонией, при этом не утратив традиционные особенности конкретного танца.
Различались парный и одиночный перепляс. В первом варианте один из плясунов выполнял под музыку танец, который должен быть в точности повторен соперником и далее предложен не повторяющийся ни в одном движении собственный вариант. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».
Одним из самых старинных и уже совсем забытых был танец «Скобарь». В народе его называли «ломание веселого». Название во многом говорит об особенности данного танца. Под нехитрые битвы гармошки перед зрителями разворачивался настоящий бой под музыку. Движения должны были быть ломаными и очень динамичными, мастерство танцоров обеспечивало настоящее зрелище. Это был мужской и очень жесткий танец – он шел до первой крови или до падения. Гармонист или «судейка» волен был прервать такое состязание, в любой момент, закончив играть.
Весьма любопытен символический ритуал, который предварял это лихое действо. Плясун взлохмачивал на голове волосы и заступал к танцевальному месту с звериным рыком. Это отголосок древнейшего славянского обряда инициации воина, когда необходимо было призвать тотемного для мужчины духа, ради помощи в опасном деле. Такое состояние автоматически переносило воина в иную реальность, где господствовали не законы людей, а законы животного мира.