ТУЕС И КИБАС

ТУЕС И КИБАС
Материалы растительного происхождения – береста и ивовый прут широко применяются северянами для изготовления хозяйственно-бытовых предметов, часть из которых обладает несомненной художественной ценностью.
Кроме русского населения берестяным промыслом и ивоплетением занимаются соседние народы – карелы, вепсы, коми. Несомненно, что славяне и финно-угры обменивались между собой приемами работы и названиями изделий. Этому вопросу и посвящен этот пост.
Пожалуй, самым распространенным сырьем для поделок на Севере являлась береста. Из нее делали не только кошели, солонки, пастушьи рожки, но и самовары, котлы для варки пищи и конскую упряжь. А в 1882 году в финском отделе Всероссийской выставки в Санкт-Петербурге был даже представлен костюм со сплетенными из бересты сапогами, штанами, пиджаком и шляпой.
Сосуд из бересты с деревянным донцем и тугой крышкой получил название туес или бурак. Сам предмет и обозначающие его слова имеют финно-угорское происхождение. Считается, что слово туес заимствовано из коми, а слово бурак восходит к одному из вымерших волжско-финских языков. Как полагают, заимствование было не только языковым, но и культурным.
Но кроме различных жидкостей, в том числе кваса, молока, в туесах и бураках хранили сыпучие продукты, сметану, масло, а также собирали в них грибы и ягоды.
На Севере производством туесов занимались в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях. Туеса украшались тиснением, резьбой и росписью.
Наибольших успехов в резьбе по бересте достигли жители Шемогодской волости Великоустюгского уезда.
Местные берестяные изделия с изящной резьбой (туеса, шкатулки, табакерки) высоко ценились и получили известность не только в России, но и за ее пределами. Так, в начале XX века работы одного из здешних мастеров были отмечены дипломом Всемирной выставки в Париже.
В свою очередь красноборские села Пермогорье и Верхняя Уфтюга славились росписью туесов.
Береста находила свое применение и в таких традиционных занятиях населения как рыболовство.
Обвитый берестой камень, служащий грузилом в неводе, получил у северян название кибас.
Напомню, что в 2011 году кибас был объявлен символом регионального года Поморской культуры и его стилизованные изображения появились на билбордах в Архангельске.
Кроме поморов кибас (kives) используют вепсы и карелы. От них это слово, производное от kivi «камень», пришло в русский язык.
Археологические раскопки также подтверждают, что древние карелы в качестве грузила использовали завернутую в бересту гальку.
Из бересты делали также поплавки для неводов и сетей. Их поморские названия также пришли из прибалтийско-финских языков: кубас – из вепсского kubaz, карельского kuvas «поплавок», кибряшки (привязываемые к сети трубочки из бересты) – из карельского käbry «поплавок из бересты».
Из прутьев и дранки (длинных пластин древесины) изготавливали ловушки для рыбы. Наименования некоторых из них (сурпа, курма, мерда, гимга) также проникли в архангельские говоры из речи финно-угорских народов.
Сырье для различных поделок в архангельских говорах также обозначалось словами прибалтийско-финского происхождения. Это ластега – дранка (из карельского lastu, вепсского last «лучина») и сарга – прутья березы, ивы, черемухи (из вепсского sarg «полоска»).
Как видим, созданные руками человека предметы из дерева хранят не только тепло рук мастера, но и доносят до нас слова из далеких времен.