О МОЩАХ СВЯТЫХ
О МОЩАХ СВЯТЫХ
Всем известно слово «мощи», многие знают, что мощи святых – объект почитания в католической и православной церкви. Но очень не многие задумываются, что мощи – это останки умерших, части тела, тканей, костей, отсеченные когда-то головы, пальцы, руки.Все это хранится в особых контейнерах или используется в составлении реликвий. Получается что, во многих храмах официальная церковь хранит, превозносит в ранг реликвий, объектов почитания и преклонения трупы, части тела, прах умерших когда-то людей, которые, так или иначе, творили великие, с точки зрения христианства, дела.
Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В.И. Петренко.[8] Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни».[9] Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III – начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам.[14] Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор (393—419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей» должны быть разрушены, за исключением тех, «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических».[10] Этим же правилом установлено, что память мучеников должна совершаться только в местах нахождения их мощей или на местах их страданий.
Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум, миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями.[11]. Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона, почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.[12][13]
Подумайте только! Вы держите в руках икону, а в ней тонким слоем нанесено то, что когда-то было человеческим телом. Кушало, ходило по земле, мыслило, любило, извините за подробность, ходило по нужде… Думаю, многим из читателей становится грустно и не уютно, когда видишь трофеи заядлого охотника прикрепленные в виде чучел к стене, а здесь части человеческого тела! По-моему, слишком.
Существует мнение о том, что мощи святых – нетленны и творят чудеса, что, мол, и после смерти «дух святой Христов» через нетленное тело творит «благодать». Даже если вы очень верующий человек, верите в чудеса и святой дух, не поленитесь просто проверить, а действительно ли сказка о нетленности есть правда?
Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости»[1] (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи»[2]).
В России XVIII—XIX веков (по мнению ряда исследователей — под влиянием западной церкви) появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Это быстро распространившееся в среде мирян и ряда клириков убеждение неоднократно осуждалось русскими архиереями.[3] Так, излагая мнения своих современников о нетленности останков святых, летописец в Софийской летописи (начало XVI века) заметил: «… в теле обрели чюдотворца неверия ради людскаго, занеже кой толко не в теле лежит, тот у них не свят».[4] Комментируя это высказывание, академик Е.Е. Голубинский пишет, что таким образом летописец упрекнул извращающих церковное учение о мощах[5], и отмечает, что в тот период с одинаковым благоговением почитались мощи, как в форме целых тел, так и в форме костей или их отдельных фрагментов, о чём свидетельствуют факты получения с Востока частиц мощей в форме костей, к которым народ устремлялся на поклонение[6]. По этой причине народное представление о необходимости нетления тел всех без исключения святых никак не связано с церковным почитанием мощей.[7]
В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году: при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению.[16] Однако, несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году.
Таким образом, видно, что факту нетленности порой придавалось особое значение при решении вопроса о святости.
Мало того, засвидетельствованы случаи большого количества мощей одного и того же святого, упоминаются случаи и фальсификации останков. По мнению французского историка-материалиста Марка Блока, поддельные мощи начали изымать почти с тех самых пор, как появился культ мощей.[15]
Пётр I принимал ряд мер по пресечению злоупотреблений отдельных клириков. Так его Духовный Регламент 1721 года предписывал духовенству:
«О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. Например, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?»
Священный синод в своих указах за 1722—1744 г.г. неоднократно затрагивал вопрос о подложных мощах.
Например, два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Тем не менее, реликвии эти очень рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя.[18] В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев.[19] Или, возможно, пару тысяч лет назад было нормой иметь столько конечностей и других частей тела? А может быть где-то подвох?
Примером документального свидетельства является отчёт наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей. Ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного действительно нетленного тела. Там обнаруживались мумифицированные (редко), чаще — полностью истлевшие тела, истлевшие кости (иногда и животных), различные приспособления, предназначенные для имитации вида тела, металлические или восковые куклы, множество посторонних предметов. Часть гробниц была пуста.[17]
Таким образом, сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т.п., следует рассматривать в достаточно критично, как и всю концепцию религиозного культа.
Просто задумайтесь над этим…
Нельзя здесь не упомянуть такое впечатляющее скопление мощей, как катакомбы Капуцинов. Расположены они в городе Палермо на Сицилии. В катакомбах в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части мощи местной элиты и выдающихся граждан — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.
В самом конце 16 века монахи вдруг выяснили, что воздух катакомб содержит особый компонент, который сам по себе мумифицирует тела умерших. Разумеется, вскоре не только капуцины, но и все жители Палермо узнали об уникальных свойствах подземной атмосферы.
С тех пор на протяжении нескольких веков Катакомбы Капуцинов считались самым престижным во всем городе местом для погребения. Так сформировалась большая часть жутковатой экспозиции этого музея.
Старейшая в экспозиции мумия относится к концу 16 века. Последнее же захоронение было произведено здесь в начале 20 века. Тело двухлетней Розалии Ломбаро до сих пор остается в удивительной сохранности. Среди сотрудников музея этот экспонат известен как «Спящая красавица».
Понятно, что прогулка по коридорам катакомб – для людей не робкого десятка. После первых 10 минут, когда нервная дрожь немного пройдет, можно будет оглядеться повнимательней и постараться разобраться в структуре залов. Катакомбы Капуцинов располагают несколькими мини-экспозициями. Здесь есть зал «Мужчины», есть – «Женщины», есть Холл Дев, есть зала детей, монахов, священников и профессоров. В последнем, к слову, покоится мумия выдающегося живописца Веласкеса. Многие мумии сохранили, в том числе и свои погребальные одежды. Мощный эффект производят стоящие у стены пара «невест», склонивших головы друг к другу.
Весь этот «Аид» находится на территории Монастыря Капуцинов, в центре Палермо, на Piazza Cappuccini, 1. Для смелых духом достаточно иметь при себе полтора евро – размер платы за вход. Катакомбы Капуцинов работают ежедневно с 9 утра до 5 вечера.
Вот так вот. Скажу честно, данная тема довольно обширна, мною затронута лишь малая часть вопроса, но думаю, этого достаточно, чтобы сделать вывод. По-моему, трупы должны быть похоронены, а лучше сожжены. Всему свое время и место.