СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА, вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырех видов и двенадцати базовых стилей, объединенных общим названием. Славяно-горицкая борьба – авторская система, разработанная А.К.Беловым на основе бо
Славяно-горицкая борьба (06:19)
СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА, вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырех видов и двенадцати базовых стилей, объединенных общим названием. Славяно-горицкая борьба – авторская система, разработанная А.К.Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян. Основная задача системы – подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооруженных) и т.д.
Соревнования по славяно-горицкой борьбе проводятся среди мужчин и среди женщин. Поединки ведутся в полный контакт с применением защитных средств.
Некоторые из используемых в славяно-горицкой борьбе разработок взяты на вооружение спецслужбами и предназначены только для «служебного пользования». Помимо России, славяно-горицкая борьба в той или иной форме развивается в странах СНГ и некоторых государствах дальнего зарубежья.
Структура славяно-горицкой борьбы. Виды боя.
Классический бой – комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный поединок в стойке, победа в котором достигается не за счет физической силы, а благодаря техническому совершенству. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба в партере по каким-либо причинам невозможна.
Штурмовой бой – комплекс организованных атакующих действий с целью активного наступательного подавления любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении различными моделями поведения человека и «механическими» стандартами его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условиях уличной драки. Спортивный штурмовой бой имеет свои стилевые особенности.
Тотальный бой – комплекс организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенность тотального боя – специальная техническая подготовка (ориентированная на ведение поединка с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга, каратэ) и определенная стилистика. Тотальный бой наиболее применим в поединке с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу в партере.
Военно-прикладной бой – специализированный армейский комплекс, предназначенный для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного боя. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приемы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и в экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.
Радогора – стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ славяно-горицкой борьбы и др. русских боевых стилей.
Подол – стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских единоборств (шассон, сават, пуринг, фольдерскал).
Коромысло (пропорциональный стиль) – система боя, в которой высокий темп движений достигается поочередными ударами рук и ног за счет инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца.
Уклад – сплав нескольких видов борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и специальные приемы для ведения тотального боя.
Позем (комплексный бой на земле) – стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также различные удары в положении лежа.
Свиля (боевая гимнастика) – система приемов, позволяющих уклоняться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений, позволяет без чрезмерных усилий избежать атаки противника.
Пята (стиль неплановых ситуаций) – вырабатывает навыки ведения боя в специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии, при численном превосходстве противника и на ограниченном пространстве.
Грудок – способ организации боя с превосходящим физически (по росту, весу, силе) противником.
Гибкие перестроения (противосистема) – маневрирование и тактические уловки с учетом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.
«С-42» – разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к реальным боевым условиям. Включает в себя наиболее результативные технические действия, систему выживания, специальные навыки, а также способы ведения партизанской войны.
Огневой бой – бой с использованием огнестрельного оружия. Система строится на основе пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная стрельба в движении), прицельная стрельба, демонстрация техники боевого перемещения, а также общих принципов боя с применением автоматического оружия.
Клинковый бой – система боя на основе ножевого троеборья (свободный бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).
Из истории славяно-горицкой борьбы. Зарождение славянских школ боевого единоборства относится приблизительно в 3–2 вв. до н. э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю. Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими направлениями существовала очевидная связь: народная забава была своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.
Самый древний вид борьбы на Руси – медвежья борьба – уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.
Большое распространение получила также заимствованная у тюркских народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным видом спорта).
Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу, стенка на стенку, сцеплялка – свалка и т.д.
На Руси практиковались судные поединки и бои на заклад («призовые» бои). Значительный пласт национальной боевой культуры сформировался благодаря навыкам воинского сословия – дружинников, бояр, воевод. В систему профессиональной подготовки русских воинов входили среди прочего стрельба, метание ножей, фехтование на всех видах холодного оружия, борьба в доспехах и т.д.
Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки (существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном эмоциональном состоянии.
Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие, рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять былое значение, но народная состязательная культура – несмотря на многочисленные запреты, – продолжала развиваться.
Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).
Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.
В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996 основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент – А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ – клуб «Сварог». Федерация проводит различные соревнования, организует авторские семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется рейтинг сильнейших борцов России.
У каждого, выбирающего стезю боевого искусства, неизбежно столкновение с дилеммой: красиво или реально? К сожалению, в жизни понятия «эффект» и «эффективность» мало соединимы. Вполне естественно, чему отдает предпочтение легковесная увлеченность и что оставляет для себя зрелый выбор. Представляя европейскую традицию боевого искусства, я никогда не переставал восхищаться изысканностью и коммерческой зрелостью ее восточного собрата. Да, Восток- это миф, ирреальность. Он эстетизирует все, даже самые незначительные, неприметные проявления бытия. Он всегда будет тяготеть к иллюзии, ставя человека на грань предела его жизненных возможностей. Вспомните хотя бы йогу. И рукопашный бой здесь – воплощенная иллюзия. Поединки сродни цирковому представлению, полному трюкачества, внешней напыщенности и едва допустимой достоверности, конечно, это привлекательно. Особенно для тех, кто не видит разницы между реальностью и ее идеализированным кино-отпечатком. Нельзя сказать, что увлечение иллюзией абсолютно безобидно, ведь она разрушает способность соизмерять жизненные реалии. А это, увы, иногда чревато тяжелым отрезвлением. Не случайно сам Восток разделяет понятия «драка» и «боевое искусство». Впрочем, мы абсолютно различны. И наш разговор о драке, о драке, как об искусстве поведения, искусстве управления ситуацией, искусстве регуляции взаимоотношений силовым способом, искусстве жизнеспособности, наконец, просто боевом искусстве. Да, драка, в моем представлении, есть способ завоевать свое место в этом мире. А потому речь идет не только о кулачном умении, но и о состоянии вашей натуры, когда барометр души показывает на бурю, а сознание ищет причастия победой над тем, кто загораживает ваш горизонт. Драка. Неужели это только стихийная сумасбродность и разнузданная непотребщина самопроявления? Нет, конечно же, нет. Славяно-Горицкая борьба утверждает, что драка есть холодный расчет, уникальная точность действия и широчайший спектр рефлексов готовности: от парадокса до бытовой типичности мордобойного скандала. Мы провозглашаем своей религией рационализм, а идолом делаем результат. Мы приносим ему в жертву любую условность: спортивный зал, удобную одежду и обувь, специальную физическую подготовку. Мы остаемся наедине с реальностью, остаемся такие, как есть, и побеждаем. Я не помню случая, чтобы зрелый мастер Славяно-Горицкой борьбы проиграл хотя бы раз. Итак, русская профессиональная драка — Славяно-Горицкая борьба.
Особенностью, делающей славяно- горицкую борьбу наиболее предпочтительной школой для современных силовых структур является то, что в этом виде боя есть все формы движения. Боец гориц-файтинг адаптирован к любому противнику и готов с ним драться даже по правилам тех единоборств, которые предлагает этот противник.