Сказочный словарь.
Сказочный словарь.
«Было это на море, на окияне. На острове Буяне стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит Кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, а вниз идёт – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет эта присказка сказываться с утра до обеда, поевши мягкого хлеба. А придёт вечер – тут и сказку поведём…».
Кто из нас в детстве не заслушивался бабушкиными сказками? Кто не зачитывался ими допоздна? Завораживал старинный язык, волновали чудесные образы – древние, странные, таинственные и такие, одновременно, понятные детскому воображению и уму. Мы начинали верить в Тридевятое царство – Тридесятое государство, в Ивана-царевича и Василису-премудрую, в могучих богатырей и говорящих животных. В знакомых простых вещах начинали искать чудесные свойства ковра-самолёта, скатерти-самобранки, сапогов-скороходов, дудки-самогудки…. Куда он подевался, куда исчез – этот волшебный мир детских сказок, мечтаний и снов, – стоило нам повзрослеть? Может мы просто перестали его видеть, перестали его слышать, может мы просто перестали верить в него и замечать рядом с собой?
Но вот чудо: есть взрослые, повзрослевшие дети, которые по-прежнему разговаривают с Домовым, здороваются в лесу с Лешим, видят на угольках костра пляшущую Огневушку… И рассказывают другим людям, которые разучились это видеть и слышать, что рядом с нами есть ещё один мир, и живут рядом с нами его обитатели – служебные духи Природы. Эти служебные духи всегда жили рядом с человеком, помогая ему, а иногда – и воспитывая, и наказывая. Называется этот мир духов Природы – Светлая Навь. Его обитатели – Берегини, Домовые, Банники, Сенники, Лешие, Водяные, Русалки, Лесные и Полевые духи, Летние и Зимние стихиали и ещё всякие-всякие существа – наши соседи и помощники. Мы с вами, читатель, обитаем в мире Яви – явном, явленном (то есть видимом и ощущаемом человеком) мире. Есть ещё мир Тёмной Нави, где обитают существа враждебные человеку, пытающиеся сбить его с доброго пути: упыри, болотники, бесы, лярвы, лихорадки, блуды, злыдни, игоши, анчутки и другие – их тоже большое множество, но о них разговор пойдёт в другой книге.
Наши древние предки – народы Славян и Ариев – умели жить в ладу со стихиями и духами Природы, дружили с Домовыми, разговаривали с птицами, рыбами, зверями и деревьями. Даже бывало такое, что они ходили друг к другу в гости. Люди обязательно отмечали особые праздники, связанные с чествованием стихий Природы – дни величания Земли, Воды, Воздуха, Огня и их берегинь, сущностей-хранителей. А перед двумя особыми праздниками – Купалой и Колядой – русичи в старину готовили угощение для всех служебных духов, так как в эти дни наши миры сближаются. И до сих пор считается, что в эти праздничные дни духи миров Нави и души наших Предков присутствуют среди живых людей, участвуя в общем празднестве.
Служебные духи Природы и домашние духи живут по своим законам и правилам, которые отличаются от человеческих. Но если человек понимает их, умеет общаться, уважая их особенность, правильно ведёт себя в их пределах (местах обитания), – эти сущности всегда помогут ему и в труде, и в беде. Поэтому их и называют – «служебные духи». Достаётся от них только ленивым да злобным. Жить рядом с человеком для обитателей Светлой Нави большое благо, так как самая большая-пребольшая награда и ценность для них – доброе людское слово, душевная молитва и тёплая память. Когда рассказывают люди друг другу об удивительных и загадочных существах в народных сказках, преданиях, былях и быличках, радуются и сами герои этих сказок. Домашним духам большую радость приносят тепло и уют семейного очага, весёлый детский смех, лад в семье и хозяйстве. Без человека домашним духам жить одиноко. Тяжко жить Домовому в пустом и холодном доме, Овиннику – в пустом овине, Баннику – в бане, за которой никто не ухаживает. Домашние служебные духи нуждаются в человеческом присутствии и участии. А в лесу Леший с Берегинями всегда рад человеку с добрым словом и понимающей душой. Людям, в свою очередь, без служебных духов Природы трудно сохранять чистоту и красоту лесов и рек, урожаи на полях, в садах и огородах, находить богатства недр земных и дороги в неизведанных местах.
Давайте же заново познакомимся, заново обратимся с нашими детьми и внуками к обитателям вовсе уж не такого забытого и не такого далёкого сказочного мира, к нашим соседям из мира Светлой Нави! Давайте ещё раз перечитаем наши народные сказки, чтобы заново вспомнить знакомые с детства образы… Для этого осталось только дочитать присказку и перевернуть страничку.
«Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка та чудесная: есть в ней и дива-дивные, и чуда-чудные!..».
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ
Чудесный «бел-горюч» камень, «всем камням отец». Лежит он, по древним народным преданиям, в море-океане на острове Буяне. Об-ладает волшебными и целеб¬ными свойствами. Восседает на том кам-не крас¬ная дева Заря-Заря¬ница (Зоря). Из-под Алатыря истекает Жи-вая вода и бьёт ключом животворным. В «Стихе о Голубиной книге» написано:
«Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются;
Они берут с него снадобья,
Посылают по свету белому».
Считается, что от этого ключа с Живой водой берут начало все ре-ки земные и источники целебные. В старинных народных песнях по¬ётся:
«С-под камешка, с-под белого Алатыря
Протекли реки, реки быстрые,
Средь лесов, полей, по Вселенной всей,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание».
(«Стих о Голубиной книге»)
В своих заговорах Русский народ постоянно обращается к Ала-тырь-камню, как к источнику целительной силы, как к свидетелю на-дёжности и крепости клятв:
«На море на Океане, на острове на Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда-жёлтую, зашивает раны кровавыя…»
«…Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень Алатырь. А как у замков смычи крепки, так мои словеса креп-ки» («Русский народ, его обычаи, обряды, предания…»).
В народных сказаниях об Алатыре говорится: «Под камнем тем скрыта сила мо¬гучая, и силы конца нет. Добыть даже маленький ку-сочек камня трудно, стере¬жёт его муд¬рая Змея Гарафена, загадываю-щая загадки. Если ответишь – все тайны узнаешь и с камнем вер-нёшься». Поэтому всегда стремились к Бел-горюч камню люди: кто за советом и помощью, кто в надежде на обретение волшебной силы и богатства. Но только чистый душой и сильный духом человек мог по-смотреть Змее Гарафене в глаза и получить от неё помощь.
По преданиям, Алатырь-камень существовал ещё до начала нашего мира (в умных книгах его называют «праматерией», из которой стро-ятся все миры). Он упал на таинственный остров Буян посреди моря-океана с Небес. «Как летел Алатырь – море дыбилось, как упал Ала-тырь – Земля хрустнула, из семи глубин поднялась вода, с семирядно-го неба хлы¬нула, отворилася пропасть звёздная, опустилась ночь ве-ковечная…» («Сибирские сказы» Т.Е. Пьянкова).
Ещё в старинных преданиях говорится, что на Ала¬тыре высечена Глубинная (Голубиная) – то есть самая древняя и муд¬рая – книга. И что она спущена Богами с Небес для людей: со Сварожьими наказами как правильно жить и о начале всего сущего, о появлении нашего ми-ра и существовании иных миров. Сейчас называют эту книгу Праве-ды. За прошедшие века каждый народ написал с неё свои Веды: книги Знания и Ведения с заповедями для своих потомков. Говорят, что та-кие Праведы были в книгохране (библиотеке) Ивана Грозного. Все российские царственные особы обязательно знакомились с Глубин-ной (Голубиной) книгой, с древними заповедями наших предков. Об этом написал в своих стихах А.А. Блок:
«Царица смотрела заставки –
Буквы из красной позолоты.
Зажигала красные лампадки,
Молилась Богородице Кроткой.
Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы…»
«Алатырь-камень» – так ещё недавно называли поморы северный янтарь, или мор¬ской ладан, наделяя его божественными и обережны-ми свойствами в память о Первокамне. Перед плаванием, чтобы ко-раблю в походе сопутство¬вал успех, его окуривали дымом горящего янтаря. Хранили янтарь-алатырь на божнице рядом с иконами, делали из него свечи. Поморы считают, что отсюда и пошло название «ал-тарь» – место хранения сокровенных, доро¬гих для души вещей или место поклоне¬ния божествам и предкам.