✅ УТРАТА НЕУДАРНОГО И (ИЖЕ) В КОНЦЕ СЛОВ И. ОТВЕРДЕВАНИЕ ШИПЯЩИХ И «Ц».
✅ УТРАТА НЕУДАРНОГО И (ИЖЕ) В КОНЦЕ СЛОВ И
ОТВЕРДЕВАНИЕ ШИПЯЩИХ И «Ц»
Неударный звук «и» в конце слов стал исчезать из-за ослабления его произношения. В основном это сказалось на глагольных формах инфинитива 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений. Данный процесс происходил медленно и непоследовательно. Но в некоторых наречиях и говорах его не было, в частности, в украинском диалекте старая форма сохранилась: мати, ходити, разумити.
Когда начался распад древнерусского языка в результате языковой реформы Петра I, шипящие и «ц» начали терять былую
мягкость и отвердевать. В складывающихся восточнославянских
языках усиливалась смыслоразличительная роль мягкости - твердости произношения согласных, а мягкие шипящие и «ц» никаким твердым шипящим и «ц» противопоставлены не были. Т и Д в словах всегда заменяют. Ж, Ш, Ц слышатся ныне всегда твердо:
жыр, цэл, мышц, шол. И только орфография в определенных случаях указывает теперь на их былую мягкость: мышь, шило, жир,
цифирь. В русском языке этот процесс еще не закончился. В литературной речи и в большинстве говоров сохраняют мягкость
«щ» и «ч»: щи, чюдо (пишем «чудо»). В некоторых говорах мягко
произносятся «ж» и «ш»: служю, жяр, шюм. Памятники письменности указывают на то, что отвердевание «ж» и «ш» имело место еще в 14 веке. О времени отвердевания шипящих и «ц» дает возможность судить и развитие «ёканья». В современном русском языке «ёканье» отсутствует перед отвердевшим «ц» (отец), но присутствует, хотя и не всегда, перед отвердевшими шипящими: поёшь, идёшь, ёж, серёжка. Следовательно, отвердевание «ц» в говорах великорусского языка завершилось позднее отвердевания соответствующих шипящих. В говорах украинского и белорусского языков отвердевание имело свои особенности и дало несколько иные результаты, чем в говорах великорусского языка. Например, на Украине в определенных случаях до сих пор произносят мягко «ц», а «ч» у белорусов и украинцев отвердел. Итогом данного процесса стало увеличение доли низкочастотных звуков в нашей речи, т.к., чем тверже звук, тем меньше и ниже амплитуда звучания, что не есть хорошо для нашего же здоровья, в частности.