Сказ О царевне Лягушке. Мудрость Славян в древних Сказах.
Сказ О царевне Лягушке. Мудрость Славян в древних Сказах.
Жили-были на Свете Белом царь, без которого в голове совсем плохо, и царица, что зовется Мудрой Софией и в Золотом царстве сознания обитает, где собственно голова и находится. И было у них три сына – мысли о том, как дальше жить, жизнь творить; да еще три сына – три состава человеческого сознания, а значит и семьи в целом, коя суть один большой организм: старший сын – суть олицетворение золотого царства сознания, где мудрая София правит, но и, где, если лада нет – глупость обитает; средний сын – олицетворяет среднее царство сознания – медное, где дева обида правит; а младший – серебряное царство, коим боль управляет.
И надумали царь с царицей женить сыновей – чтоб каждый из них в своем царстве правил, целостность для себя и семьи общей обрел. Жену найти – жизнь самости начинать, обрести свою половинку – целостность обрести. Дали им в руки по луку – намерению, да по каленой стрелочке – желанию-хотению и отправили в чисто поле – поле чистого сознания. Повернулись братья в разные стороны, да пустили стрелочки – свою судьбу пытать, счастья искать. А попала-ка стрела старшего сына – мысли первой – в терем боярский (бо-яр – место, где ярь обитает) – чтобы мудрость не спала ей ярная сила, движение надобно. Стрела среднего сына попала на купеческий двор (Купь – купа – купель – там вода, что чувства несет с солнцем Купалой венчается-еденится), чтобы чувства угомонить-управить, обиду усмирить надо солнце правды зажечь. А стрела младшего далече улетела, с глаз скрылась, в дремучем лесе очутилась. И пошел Иван-дурак искать свою стрелу, свою судьбу заветную.
Долго ли коротко он шел, да на болото стоячее набрел, где мысли не текут и не плывут, а стоят, дремлют, от бездействия гниют-воняют, спящих в жизни поджидают, чтобы своим примером показать, как можно жизнь проспать, да без движения загнить-завонять, еще при жизни трупом стать. Вдруг видит посереди болота сидит лягушка-квакушка, да его стрелу во рту держит. Кожа ее зеленая, сморщенная – красоты-то никакой и в помине нет. Хотел Иван назад без оглядки бежать, да вдруг говорит лягушка человеческим голосом:
- Постой Иван, не убегай, а возми-ка ты меня себе в жены.
Делать нечего, так как что хотел – то нашел, коль не то помыслил, то не то и получил. Когда тобой боль правит, то мир тебя твоей же болью и ладит. Вот с болью Иван пошел – боль и нашел. Взял Иван лягушку, завернул в платочек, да понес домой. А лягушка та не простая была, а Василиса Прекрасная Кощеем заколдованная – попала она к нему от мамки-няньки Бабы Яги Костяной Ноги, да не случайно, а в услужение, ума разума разумения. Предложил ей Кощей женою стать – отказалась Василиса – не увидела, что Кощей не себя предлагает, а познать свою костность предлагает (кость – кощ – кощна – казна – богатство без развития). Не увидела этого Василиса за своей красотой – вот и обратил ее Кощей в лягушку на тридцать три года – в лягушке красы нет – да отправил на болото, где силы прошлого стоят, мудрание творят – поразмыслить да мудрости набраться. А личину другую дал, чтоб не о красоте Василиса думала, а в воды прошлого смотрела, двигаться вперед училась, дары Богов в богатство, а не казну превращать.
Приходит Иван домой, а там уж братья со своими женами пред батюшкой да матушкой стоят, свою охоту кажут, благословения просят. Стоит Иван стесняется, боль свою прячет. Тут его черед дошел жену будущею казать, свою охоту рассказать. Иван смущается, платочек пред всеми развязывает, лягушку показывает. Люд удивляется, только царица с царем не смущаются. Но на то и царь с царицей, чтоб мудрыми быть – вот и проверяют они по обычаю, кои предками еще заведен, охоту молодых – насколько готовы они семьи создать, ладом жить, да мир свой творить, друг друга целить. Вот и говорит царь:
- А ну-ка милые сношеньки мои, коя из вас сноровистей будет, да к утру мне ковер соткет. Ступайте, да за дело принимайтесь.
Непростое дело царь задал – хитрое, то не просто ковер соткать в одну ночь нужно, а жизнь-судьбу показать, как ее строить да ладить молодые будут. Ведь ковер – дело мудрое – то ков-ание м-ир-а великое.
Пришел Иван домой, сел, голову повесил. Сидит мрачнее тучи, на себя и мир обиженный. Говорит ему лягушка:
- Не кручинься, Иванушка, утро вечера мудренее, ложись-ка спать, утром видно будет.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная. Села она перед окном, взяла из тумана стан сотворила, нити лунные да звездные протянула, да ковер ткать принялась, звезды частые в него вплетать – устремление к небесам да звездной божественной мудрости казать. А как Солнце всходить стало – работу закончила, лягушачью кожу натянула, да оземь ударилась – вновь в лягушку оборотилась. Проснулся Иван, взял ковер, да к батюшке пошел. А там уж братья старшие стоят, а царь-батюшка на троне сидит.
- Ну что ж, сыны милые, показывайте, что невестки сотворили, – молвил царь.
Развернул ковер старший сын:
- Ну что ж, этот ковер в сенях постелить, ноги вытирать будем.
То не оскорбление было, а честь не малая, ведь сени – место перед горницей, вход в нее, вход в мир своих хранящее, через сени в мир семьи зло проникнуть может – тут ков-ер оберегающий нужен, зло не пускающий. Такое обережье уменье надо сотворить. Жена, что обережье творит, достойна мудрость семьи охранять.
Показал ковер средний сын:
- Ну а этот – на конюшню – лошадей покрывать да вытирать будем.
Чтобы чувства живы были, им резвость нужна, чтоб обида не возникала, да домом не правила ее на пользу направить можно – резвость действий творений подгонять.
Развернул ковер младший сын, а там часты звезды хоровод водят, Месяц средь небес бежит, Солнышко светит.
- Ну и ковер – всем коврам ковер! В горнице по праздникам такой вешать!
Мирозданье сей ковер изображал – путь души светлой к небесам напоминал. Вот и будет он гостям в празднике путь Богов в Вырий напоминать, пойти по сему пути душою призывать. А что еще нужно, чтобы боль избыть – о великом предназначении души напомнить.
- А теперь пускай-ка невестушки по рубашке мне к утру сотворят, посмотрим, как в этот раз справятся.
Рубашка дело особенное – мужу ее сотворить – себя показать, свое желание на развитие семьи указать. Свекру рубаху сотворить – знание о роде показать, как успела его узнать, корни понять, развитие рода как продолжить собралась.
Пришел домой Иван, опять голову повесил, а лягушка опять свое:
- Ложись Иван почивать, утро вечера мудренее.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная. Взяла туман – полотно раскроила, холодную росу собрала – полотно отбелила, паутину скатала – нити спряла, краски с цветов ночных собрала. А как солнышко всходить стало – рубашка уж готова была, а Василиса опять лягушкой обернулась. Проснулся Иван, взял сверток с рубашкой, да к батюшке пошел. А там уж братья старшие стоят, а царь-батюшка на троне сидит.
Развернул царь рубашку старшего сына:
- Ну что ж, хороша – на охоту одевать буду.
Охота – для резвости ума и души раздолье. Для мудрости достойное оживление.
Развернул царь рубашку невестой среднего сына сделанную:
- А эту после бани надевать буду.
Для того, чтоб обиду избыть лучше всего в баню сходить. Не только человек в бане очищается – грязь со всего рода там смывается.
Развернул царь рубашку младшего сына невестой вышитую, а там дерева по подолу колышутся, кони резвые по рукавам пляшут, часты звезды по вороту рассыпаются:
- Ну а эту только по праздникам надевать, народ удивлять!
Узор рубашки сей не просто родовое древо отражает, да семью царя, его сыновей изображает, а пожелание содержит – не просто царем на земле стать, а до Богов в небесах, к звездам подняться.
- Ну а теперь пусть испекут каравай к утру.
Каравай – пища не простая, а обрядовая, это пища богов, как ее невесты испекут, такие Боги и будут сию пищу вкушать.
Пришел Иван домой – пуще прежнего голову повесил. А лягушка и спрашивает:
- Что, Иван не весел, голову повесил? Что царь-батюшка уразумел-загадал?
Рассказал ей Иван о поручении царя-батюшки, а лягушка и говорит:
- Ложись Иван почивать, утро вечера мудренее.
Солнце скрылось, Луна взошла, ударилась лягушка об пол, скинула кожу и предстала перед звездными очами Василиса Прекрасная. Взяла она пыльцу цветочную, молоко Млечного Пути, свет звезд ясных – в кадке все замесила, каравай сотворила. Солнышко взошло – Василиса опять в лягушку превратилась. Проснулся Иван – взял сверток с караваем, да к отцу пошел.
Развернул царь каравай невесты старшего сына:
- Этот каравай в голодный год есть.
А чтоб разум чист был, живот иногда в голоде держать надо. Недаром говорят: «К сытому брюху – учение глухо».
Развернул царь каравай невесты среднего сына:
- Этим гостей непрошенных угощать.
Непрошенный гость горечь вкушая – обидеться, попытается и в тебе обиду вызвать, чтобы одному душой не гореть. Коли вылечиться от обиды хочешь – пилюлю не проглотишь, в себе будешь боль искать – душу себе и другому целить. Обиду с кем вкушаешь – с тем и вылечиться можешь.
Развернул царь каравай младшего сына, а там храмы макоглавые вверх стремятся, терема да сады высятся:
- Ну, этот только по праздникам кушать!
Боль правит в нашем мире, и в любом доме и, если уметь распознавать ее да вовремя узнавать, да тело от нее очищать, то любой дом дворцом покажется.
- Что ж, дорогие сыны, вы себя показали, судьбу по нраву себе нашли, завтра пир и разом все три свадьбы сыграем.
Пришел Иван домой – голову повесил, думает, как на пир с лягушкой идти, как с ней венчаться. Боль в душе его горела – не увидел он за работами невесты своей красоту души ее – печалился. А лягушка и говорит:
- Ступай-ка Иван завтра на пир один, а как услышишь стук да гром – не пугайся и гостям скажи – то моя лягушонка в коробчонке едет.
Наступил день, съехались гости, столы накрыли, вот и царевичи пожаловали со своими невестами, лишь Иван один пришел, невесел. Вдруг как услышали все стук да гром – гости напугались, под лавки да столы попрятались. А Иван и говорит:
- Не пугайтесь, люди добрые, то моя лягушонка в коробчонке едет.
Подъезжает к палатам царским золотой возок, запряженный конями белыми, золотыми попонами укрытая. И выходит из нее краса – не пиром описать, не в сказке сказать и подходит к Ивану, низко кланяется, да руку подает.
- Что ж ты Иван, бери свою невесту под руку, веди к родителям своим, проси благословения да женою нарекай, али не помнишь, что обещание дал, когда на болоте меня и свою стрелу нашел.
Обрадовался Иван, что суженая красавицей оказалась, взял ее за руку, к родителям повел, за стол рядом усадил. Пир веселый идет, народ гудет – праздник идет: молодых славят-величают, на жизнь наставляют. А Иван сидит думу думает – боль в нем старая свербит, охоту вызывает – хочется Ивану иметь красивую жену, а не лягушку. А в это время танок царь объявляет – молодиц танцевать вызывает. Вышли царевичей жены молодые – красоту казать, охоту в царевичах-мужьях пробуждать. Вышла Василиса Прекрасная, стала танок вести, левым рукавом махнула – озеро посередь залы образовалось, правым рукавом махнула – лебеди белые по озеру поплыли. Красуется Василиса, забыв, что не красотой надо лад создавать, а мудростью. А Иван тем временем домой побежал, кожу лягушачью схватил, да в печь кинул – кожа то и сгорела. Прибежала Василиса домой, кинулась под лавку, где кожу лягушачью оставила – а кожи нет, смотрит, а она в печи догорает.
- Что же ты Иван наделал, всего три денечка до конца моего срока осталось, и была бы я твоею, а теперь ищи меня в царстве Кощея Бессмертного.